За жертв Майдана ответит милиция

новости из КиеваГенпрокуратура Украины объявила в розыск бывшего и. о. главы милиции Киева и его заместителя по делу о разгоне активистов Майдана. Их действия, считает следствие, привели к убийству 13 человек. Пока на Украине ищут старых милиционеров, новые «наводят порядок» жесткими методами. А Совет Европы заявляет о препятствовании расследованию событий Майдана со стороны новых властей.

 

Бывший исполняющий обязанности начальника киевского главка милиции и его заместитель подозреваются в организации штурма Майдана в ночь с 18 на 19 февраля 2014 года, сообщили в пресс-службе генпрокуратуры Украины. Собраны доказательства причастности этих лиц к организации силовой операции с целью разгона участников акций протеста на площади Независимости в Киеве.

Действия подозреваемых квалифицированы по признакам преступлений, предусмотренных статьей «Превышение власти или служебных полномочий работником правоохранительного органа». Подозреваемые объявлены в розыск.

 

Кровавые милиционеры

«Управлением специальных расследований Генеральной прокуратуры Украины в уголовном производстве о совершении умышленных убийств участников акций протеста и по другим фактам незаконного противодействия протестным акциям в период ноября 2013 – февраля 2014 года собраны доказательства причастности руководителей органов внутренних дел к организации осуществления силовой операции правоохранительных органов с 18 на 19 февраля 2014 года с целью разгона участников акций протеста на майдане Независимости в г. Киеве», – говорится в сообщении.

 

«Украинская правда» отмечает, что в феврале 2014 года обязанности начальника столичной милиции исполнял Валерий Мазан, его заместителем был Петр Федчук. При этом издание напомнило, что в декабре 2013 года пост начальника Главного управления МВД Украины в городе Киеве занимал Валерий Коряк, которого якобы отправили в отставку после обвинений в причастности к разгону Майдана 30 ноября того же года. Однако сам милиционер еще какое-то время называл себя руководителем столичной милиции.

Напомним, главная киевская площадь Независимости была занята сторонниками евроинтеграции 21 ноября 2013 года, сразу после заявления правительства Николая Азарова о приостановке подписания соглашения об ассоциации с ЕС. Майдан стал эпицентром противостояния силовиков и протестующих. Сначала Янукович попытался использовать силовой вариант усмирения митингующих во время Майдана, и в ночь на 30 ноября 2013 года милиция разогнала акцию в центре Киева. Однако позднее украинские власти признали, что правоохранители непропорционально применили силу.

 

Позже случились события, которые стали решающей точкой в конфликте на Украине. 18–19 февраля колонны «майдановцев» и самообороны заняли Верховную раду, затем взяли штурмом офис «Партии регионов» и подожгли его, после чего «Беркут» и внутренние войска пытались сдержать натиск демонстрантов. Но спецназу разрешено было применять только свето-шумовые гранаты и дубинки против митингующих. Янукович так и не дал приказ о зачистке Майдана, в то время как протестующие, помимо коктейлей Молотова, стали обстреливать позиции внутренних войск и «Беркута» уже из огнестрельного оружия. Разрешение «беркутовцам» использовать оружие так и не было дано, и они были вынуждены защищаться теми же дубинками либо обращаться в бегство.

 

В ходе столкновений 18–20 февраля погибли 67 человек и 145 были ранены. По митингующим также стреляли снайперы, личности которых не установлены. По данным «Украинской правды», в целом тогда погибло более 100 человек, которых потом назвали «небесной сотней». Президент Виктор Янукович после этих событий покинул страну. После госпереворота на Украине генпрокуратура завела уголовные дела против экс-чиновников по статье «Незаконное препятствование проведению собраний и митингов».

 

При этом авторы агентства Reuters, проводившие собственное расследование убийств на Майдане, отмечали, что с 18 по 20 февраля почти 200 правоохранителей получили огнестрельные ранения и 13 были убиты, однако «никто не был задержан в связи со стрельбой в милиционеров». Прокуроры продолжают настаивать на том, что протест носил мирный характер.

 

Стрельба на поражение

Попытки киевской милиции подавить штурм во время разгона Майдана рассматриваются властями как преступные, при этом слова и действия нынешних представителей силовых ведомств не кажутся властям таковыми. Так, ныне главный милиционер страны, глава МВД Арсен Аваков недавно делился своим способом решения конфликтов. Он говорил, что митингующих в Донецке и Луганске нужно было попросту уничтожить. «Надо было тогда Донецкую обладминистрацию взорвать на корню. Пусть погибли бы 50 террористов, у нас не было бы пяти тысяч смертей в Донецкой области. Аналогично и в Луганской СБУ, но тогда готовы ли мы были к этому?» – цитировало Авакова РИА «Новости». Никакого осуждения со стороны власти слова Авакова не вызвали.

 

Отметим, что в России Арсен Аваков находится в розыске. Его подозревают в организации убийств, применении запрещенных средств и методов ведения войны, похищении людей, а также в воспрепятствовании законной деятельности журналистов.

 

Аваков также ничего не имеет против того, чтобы милиционеры вели стрельбу на поражение, если им угрожает опасность. «Всем постовым готовим инструкцию на подобные случаи. Первый пункт: если нарушитель, кем бы он ни был, наводит пистолет на сотрудника милиции – стрелять на поражение», – это лишь часть «инструкции», которую глава МВД озвучил милиционерам 2 марта.

 

Одобрительно к стрельбе на поражение относится и советник главы МВД Антон Геращенко. Так, после известных событий в селе Константиновка, где нетрезвые сотрудники милиции насмерть сбили восьмилетнюю девочку, он открыто заявил, что оружие будет применено против любого, что пойдет против силовиков. «Если кто-то в Константиновке с оружием в руках выступит против законов украинской власти, то сначала будет сделан один предупредительный выстрел, а потом будет стрельба на поражение. Если не будет времени предупредить – будет стрельба на поражение сразу же», – грозил Геращенко. Слова о допустимости стрельбы на поражение также не произвели на Киев особого впечатления.

 

Возможно, потому, что в последнее время происходящее на Украине напоминает постоянную криминальную разборку. Так, убийство сотрудника СБУ в Донецкой области переросло в полномасштабную войну между командой президента Порошенко и олигарха Коломойского. Напомним, что офицер СБУ Виктор Мандзик был застрелен 21 марта в Волновахе. По версии следствия, он сопровождал в милицию контейнеры с контрабандой. Киев искал убийц среди членов добровольческих батальонов, контролируемых Игорем Коломойским. Раскрыли это дело менее чем за сутки, о чем рапортовал Арсен Аваков. «Восемь участников банды задержаны в Днепропетровске, остальные – на территории Донецкой области, – говорил он, рассказывая об 11 задержанных. – В результате обысков изъят незаконный оружейный арсенал, включая девять автоматов, пулемет РПК, шесть гранатометов, гранаты и патроны в цинках». Убийцей был признан помощник народного депутата Денис Гордеев.

 

Однако была и другая версия, согласно которой Мандзик сам занимался «крышеванием» контрабандного груза, а Гордеев, наоборот, боролся за справедливость. Он действительно убил Мандзика, но в целях самозащиты, когда тот потянулся к автомату. Такую версию озвучил депутат из «Блока Петра Порошенко» Андрей Денисенко. «Включив элементарную логику, можно прийти к выводу, что выехавший на место бывший сотрудник СБУ и прокурор попросту пытались обеспечить беспрепятственное прохождение в зону АТО каких-то грузов, т.е. прикрывали контрабанду», – писал об этом бывший сотрудник прокуратуры Луганской области Сергей Иванов.

 

Последствия убийства офицера СБУ были настолько серьезными, что грозили привести к настоящей, полномасштабной войне «карманных армий» и киевских силовиков. Что делает очевидным: в силовых структурах Украины царит полный хаос, политика срослась с криминалом, и ситуация только усугубляется.

 

МВД не хочет расследованияМВД препятствует расследованию

О том, что главные ведомства страны не могут полноценно выполнять свою работу, говорят и западные аналитики. Так, консультативная группа Совета Европы по Украине считает, что проведенное Киевом расследование событий на Майдане не удовлетворяет требования Европейской конвенции по правам человека. Специалисты подготовили доклад по расследованию событий тех дней и пришли к выводу: препоны на пути следствия ставили генпрокуратура и МВД.

 

«Мы считаем, что прежде всего это является результатом ряда недостатков относительно кадровой политики и ненадлежащих ресурсов генпрокуратуры, – сказал председатель Международной консультативной группы Николас Братц. – Есть серьезные основания считать, что отношение МВД создавало препятствия», – приводит его слова РИА «Новости».

 

Виталий Ярема, который руководил генпрокуратурой и должен был напрямую контролировать расследование, не так давно покинул свой пост. Главной причиной была критика по поводу торможения «майданных» дел. А вот Арсен Аваков, который занял кресло главы МВД сразу после ныне обвиненного в преступлениях Захарченко, продолжает находиться на своем посту. Выходит, что именно его деятельность вызывает критику со стороны европейской организации.

 

«Торможение на двух уровнях»

«Никто с самого начала не верил, что кто-то будет проводить какое-то расследование событий на Майдане, только очень наивные люди могли рассчитывать на это», – заявил газете ВЗГЛЯД политолог, директор украинского Центра политического маркетинга Василий Стоякин. Он напомнил, что по этому делу на допрос в генпрокуратуру вызывали даже убитого тогда на Майдане милиционера. С тех пор «процесс идет, все очень динамично развивается... правда, по эстонским понятиям», отметил эксперт.

 

«Совершенно естественно, что нынешней власти какое бы то ни было расследование этих событий не интересно. Они сами все знают», – сказал политолог. Он добавил, что расследование нужно начинать с вызова на допрос Мустафы Найема, Арсения Яценюка, Виталия Кличко. «Без их показаний, хотя бы даже свидетельских, говорить о серьезном расследовании дела невозможно, – сказал Стоякин. – Кроме того, если мы допрашиваем милиционеров, то почему мы не допрашиваем Парубия, который координировал действия самообороны Майдана? Даже в нынешних условиях, при установке следствия, что виноват во всем антинародный режим Януковича, должна быть какая-то логика».

Политолог пояснил: когда есть свидетели с одной стороны, то они должны быть и с другой стороны. «Однако свидетелей с другой стороны нет, тогда о каком расследовании может идти речь?» – удивился эксперт.

 

Он предположил, что в расследовании имеет место «торможение на двух уровнях»: «Процесс может идти на низовом, поскольку глубокой люстрации в структуре МВД не было, немалая часть людей, которая принимала участие в тех событиях, на стороне, условно говоря, Януковича, продолжают спокойно служить в составе нынешней украинской милиции. Безусловно, там большое количество людей вычищено, но кто-то остался. Кого-то невозможно заменить, грузин на всех не напасешься», – рассказал политолог.

С другой стороны, есть торможение на уровне руководства МВД. «Арсен Аваков принимал активнейшее участие в организации беспорядков. Есть факты, которые свидетельствуют, что он может быть причастен к гибели людей из «небесной сотни». Тогда зачем это ему? Что он, сам против себя дело будет расследовать? Ему, наоборот, нужно направить это дело не в ту сторону, как можно дальше», – пояснил эксперт.

Мотивация Виталия Яремы также близка к мотивации Авакова. «Более того, он даже дважды был заинтересован, чтобы расследование до конца не дошло. С одной стороны, он – бывший милицейский чиновник, в прошлом – начальник киевского главка милиции. Многие люди, против которых могло быть возбуждено уголовное дело, – его бывшие подчиненные», – сказал Стоякин. Он напомнил, что в украинской милиции процветала и процветает коррупционная система, то есть с этими людьми его не только связывает структура подчинения, но и денежные, и прочие отношения. Кроме того, Ярема так же, как Аваков, «принимал активное участие в событиях Майдана и тоже знает очень много», добавил политолог.

Таким образом, Киев «продолжает копать в одну сторону» – против представителей режима Януковича, подчеркнул собеседник. «Дело никто расследовать не будет, точно так же, как никто не будет расследовать дело о гибели людей в Одессе, Волновахе и так далее», – резюмировал эксперт.

 

Марина Балтачева,

Екатерина Нерозникова

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.