Вместо ракет - помидоры: на Украине объявлена деиндустриализация
За год нового руководства страной высокотехнологичная промышленность продемонстрировала невиданный рекорд. Падение объемов производства составило свыше 20%. Вкупе с этим почти вполовину сократился товарооборот с Россией. И это не удивительно: рынок РФ и СНГ был основным для многих хозяйствующих субъектов. В случае с машиностроением он был практически единственным рынком сбыта продукции.
Падение, которое не прекращается.
За прошлый год товарооборот между Украиной и Россией по итогам 2014 года продемонстрировал падение на 43%. Об этом сообщил глава министерства экономического развития и торговли Украины Айварас Абромавичус. Министр при этом констатировал, что такого падения не наблюдается ни с какой другой страной. На месте министра лучше было бы такие цифры не оглашать. Во-первых, Россия — это, согласно решению ВР Украины, «страна-агрессор», а всякий, кто посмеет отрицать этот факт (не говоря уж о том, чтобы торговать — авт.), скоро будет получать пару лет строгого режима изоляции для корректировки своих политических взглядов. Странно ожидать какого-либо товарооборота с «агрессором». Но в украинской политике работает своя извращенная логика, и согласно ей нужно не только торговать с «врагами», но и требовать от них справедливых цен, например, на газ, и скидку заодно.
По данным Минэкономразвития России, торговый оборот между Россией и Украиной в 2014 году упал на 28,8%, до $28,2 млрд. Но разница в цифрах — это повод для экспертной дискуссии, а вот тенденция для украинской экономики проглядывает неутешительная. Ведь кроме сокращения товарооборота с РФ никаких положительных тенденций в виде замещения рынков не произошло. Тревожную тенденцию демонстрирует один из «драйверов» украинского экспорта — металлургия. Наряду с экспортом зерна продажа за рубеж продукции меткомбинатов всегда служила источником валютных поступлений. В 2014 году зафиксирован спад, который продолжился в текущем периоде. По оперативным данным, объединения металлургических заводов «Металлургпром», за три месяца производство сократилось на 31% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Производство общего металлопроката и выплавка чугуна уменьшились на 33%. И это — не последняя плохая новость. Цены на продукцию металлургии в мире падают, так что поступления от экспорта автоматически сократятся даже если бы удалось сократить прошлогодние объемы работы. Свою роль в сокращении метпроизводства сыграли бои в Донбассе, которые блокировали работу по обогащению угля на коксохимических заводах, и, как следствие, привели к сокращению работы металлургов, которые не могут плавить сталь или чугун без обогащенного угля. Помимо войны на Востоке, на промышленности отразилась и политическая напряженность между Киевом и Кремлем. Жертвой противостояния стала промышленность, поставки которой были в основном ориентированы на Российскую Федерацию. За 2014 год промышленное производство сократилось больше чем на 20%. Если бы «революция достоинства» победила на пару месяцев раньше, несомненно, показатели сокращения промпроизводства приблизились бы к трети. Других вариантов не может быть, когда политика как «надстройка» начинает рулить «базисом», т.е. экономикой. По мнению экс-министра экономики Украины, экономиста Виктора Суслова, сокращение товарооборота стало результатом политического противостояния Украины и России.
«В итоге ухудшения политических отношений и введения взаимных ограничений в торговле резко сократилась торговля. Это уже никого не удивляет, удивляет, что еще что-то продается и кто-то там (в РФ) покупает. Если будет продолжаться взаимное напряжение в политике, если Украина и дальше будет находиться в состоянии войны с Россией, хотя Россия так не считает, экономические отношения будут ухудшаться и дальше», — отметил Виктор Суслов.
При этом, эксперт считает, что переориентироваться на западные рынки машиностроение не сможет. «Вся наша продукция не соответствует техническим регламентам и стандартам Евросоюза и США. Есть отдельные рынки развивающихся стран, куда такую продукцию можно продавать, но это требует огромных затрат по выходу на новые рынки, на которых идет острая конкуренция с западными компаниям. Есть возможность немного, но увеличить продажу. Но компенсировать потерю российского рынка и стран СНГ, где объемы падения торговли не меньше чем с Россией, не удастся», — подчеркнул эксперт. По мнению Суслова, Украину ожидает де-индустриализация и оживление аграрного хозяйства.
«Украина раньше называлась житницей Европы, и она к этому вернется… Надо понимать, что Украина все больше будет превращаться в аграрную страну, так как пойдет процесс утраты технологичных отраслей. Сырьевые продукты легче продавать, чем технологичные», — подчеркнул Суслов.
Авиакосмическое прошлое.
Больше других отраслей от проведения нынешней политической линии Украины пострадали предприятия авиа- и ракетостроения. В области экспорта высокотехнологичной продукции в РФ ситуация в последние годы была не ахти. По многим соображениям, как политического, так и экономического характера, украинская продукция «выдавливалась» всеми методами, в том числе, путем импортозамещения, создания полного цикла производства на российской территории. Украинские предприятия авиастроения оставались эксклюзивными поставщиками продукции, как, например, ПАО «Мотор Сич» (Запорожье), производящее двигатели на всю линейку вертолетов «Миль» (МИ) и «Камов» (КА). Однако, в программах гражданского авиастроения уровень сотрудничества неумолимо сокращался, и приближался тот момент, когда российская и украинская авиастроительная школа окончательно разделились бы и пошли разными путями. Этот момент наступил неожиданно быстро. В начале апреля 2014 года руководство страны в лице и.о. президента Украины объявило о прекращении военно-технического сотрудничества с Российской Федерацией.
С 27 августа 2014-го СНБО установил запрет на поставки в Россию продукции военного и двойного назначения. Никаких компенсаций производители вооружения и военной техники не получили. Государство не озаботилось ни размещением госзаказа на таких предприятиях, чтобы помочь им пережить непростой период разрыва не только технологических, но и экономических отношений с партнерами из РФ. В результате, потери высокотехнологичного машиностроения сложно оценить, но отдельные примеры очень выпукло продемонстрировали грозную силу опрометчивых решений. За год Украина практически утратила отрасль ракетостроения, по крайней мере, производственную часть. ПО «Южмаш» (Днепропетровск) не выдержало испытания в виде прекращения работ с РФ, и сейчас почти полностью прекратило свою работу. Задолженность по зарплате, вынужденный отпуск рабочих — вместо производства и отгрузки ракет-носителей, которые затем выводили в космос спутники других стран. С прекращением работы «Южмаша» Украина теряет свое место на международном рынке космических услуг, и, де-факто, статус космической державы. «Для многих предприятий связи с предприятиями из России, Беларуси, других республики формировались десятилетиями, были личные отношения. Когда все это обрушили, стало понятно, что продать это некому», — пояснил Виктор Суслов. «Год назад журналисты отдельных изданий очень грубо нападали, когда я говорил, что надо приложить усилия и несмотря на политические разногласия сохранить за собой рынки в России, сохранить кооперационные связи… Нельзя их разрывать, особенно в высокотехнологичных областях. По тому же «Южмашу» — надо же понимать, что он не производит и не поставляет в Россию ничего, что Россия может использовать в военном отношении против Украины. Терять миллиарды долларов дохода ежегодно для предприятия, которое могло попутно тянуть за собой науку, образование, технологические достижения — этого нельзя делать», — подчеркнул экономист.
В авиастроении, добавил Суслов, такая же ситуация. «Никто не собирается нас бомбить из самолетов Ан-148 (самолет совместно производился в Украине и РФ), вообще еще никто нас не бомбил…», — добавил эксперт. По его мнению, под предлогом защиты национальных интересов были предприняты реальные шаги, которые нанесли колоссальный ущерб именно национальным интересам Украины.
«Они (шаги) привели к резкому уменьшению валютных поступлений и заставили просить иностранные займы, привели к резкому обвалу гривны и материальному ухудшению положения людей, к массовой безработице. И все это — под предлогом защиты национальных интересов», — отметил Суслов. Назад, к сохе Руководство Украины уверено, что экспорт сельзозпродукции, в первую очередь, зерна, компенсирует потери от сокращения экспорта промышленности. Украинские аграрии по состоянию на 31 марта с начала текущего маркетингового года, который длится с июля 2014 по июнь 2015 года, экспортировали свыше 27 млн тонн зерновых, сообщила пресс-служба Минагрополитики и продовольствия. Однако, в связи со снижением мировых цен на зерновые культуры, которые понижались вслед за удешевлением нефти, доходы от экспорта зерна также сокращались. В настоящее время инвестировать в сельское хозяйство могут только иностранцы, но им интересна земля как объект инвестиции. «Что касается сельского хозяйства, то нужны яркие реформы в сфере продажи земли, чтобы инвесторы, придя в эту страну, получили какие-то гарантии. Психологически это сложное решение, но очень важное. Можно повысить эффективность агросектора Украины на 50% при привлечении высоких технологий. Все планы реформ уже на столе, их нужно имплементировать», — заявил Райнер Линдер газете «Вести».
Кстати, продажа земли — это последнее, что осталось в активе у исполнительной власти. Больше торговать нечем. Перед экономикой Украины маячит 1914 год: расцвет сельского хозяйства в виде существования латифундий, крупных землевладельческих поместий. И никакой промышленности, она вредит экологии и развитию аграрной экономики.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии3