МИД Украины: Мы задушим Россию и ее трусливых олигархов
Министр иностранных дел Украины Павел Климкин анонсировал новые «серьезные» международные санкции против России в феврале. Глава ведомства сделал такое заявление 15 декабря вскоре после того, как лидеры стран Евросоюза подтвердили очередное продление санкций против РФ на полгода.
При этом министр не уточнил, какие именно страны будут вводить санкции, и на чем основаны его сведения.
Заместитель председателя комитета Совета Федерации по международным делам Андрей Климов, комментируя это высказывание, подчеркнул, что Киев к санкциям против российских граждан никакого отношения не имеет.
«На самой Украине ничего позитивного не происходит. Вот Климкин и радуется, что кто-то с кем-то воюет и кому-то, как ему кажется, может быть достаточно плохо. Но, строго говоря, от его слов ни жарко, ни холодно никому. Лучше бы он занимался развитием собственной страны, чем конфронтацией с соседями», — подытожил Климов.
Однако под словами украинского министра могут быть определенные основания. Неделей ранее Климкин встречался с главой Госдепа США Рексом Тиллерсоном. Во время переговоров, которые прошли в «классной» атмосфере, стороны, среди прочего, обсуждали «как дальше строить давление на Россию». Возможно, Тиллерсон обмолвился о предстоящих планах в разговоре с Климкиным.
С одной стороны, США в очередной раз ужесточили санкции в августе, и идти на новое закручивание гаек формального повода вроде бы нет. С другой, некоторые политологи еще раньше называли февраль наиболее вероятным временем введения новых санкций под каким угодно предлогом. Почему именно февраль? Ответ прост — это месяц перед выборами президента Российской Федерации. Новая волна ограничений может быть использована для того, чтобы повлиять на общественное мнение и ухудшить предвыборную обстановку в стране.
В сочетании с февральскими Олимпийскими играми, на которых российские спортсмены будут выступать под нейтральным флагом и без гимна (если их вообще пустит в Пхенчхан комитет, который должен будет определить «чистоту» атлетов), это может подогреть недовольство в обществе и потенциальные протесты.
Вопрос в том, о каких именно санкциях идет речь. Ограничения, введенные против России и так довольно серьезны, и оставшийся в руках Запада инструментарий ограничен. Остаются такие радикальные шаги, как отключение нашей страны от платежной системы SWIFT или, например, отказ от покупки энергоносителей. Но последнее ударит, прежде всего, по самим европейским странам. Что касается отключения SWIFT, еще в марте глава Банка России Эльвира Набиуллина сообщила, что разработан аналог этой платежной системы, и если «что-то случится», все операции в формате SWIFT будут работать.
Впрочем, Климкин анонсировал и санкции против «российских олигархов». Не исключено, что речь идет о заморозке активов российских бизнесменов и предприятий за рубежом или даже их конфискации. Накануне выборов это наверняка внесет раскол в политическую и деловую элиту, которая может поддержать организованный кем-либо протест.
Директор Научно-исследовательского института политической социологии Вячеслав Смирнов напоминает, что американские сенаторы уже давно говорят о новых санкциях, и предполагает, что какие-то меры в феврале почти наверняка последуют.
— Они могут касаться государственного долга России, капиталов и активов некоторых российских бизнесменов и активов государства за рубежом. Пока не известно, о каких фамилиях идет речь, но предполагается, что это будет самый объемный пакет санкций, который принимался Соединенными Штатами.
Пока не совсем понятно, как именно все это будет реализовываться на практике, потому что очень многое зависит от трактовки. Можно только гадать, как именно эти меры коснутся государственного долга или зарубежных активов государства.
Сенат США постоянно заявляет о том, что разработка таких мер ведется, но на данном этапе сложно прогнозировать, будет ли принят этот пакет. С равной долей вероятности Конгресс может как проголосовать за него, так и отклонить. Но говорят об этом уже давно, поэтому какие-то новые меры обязательно примут.
«СП»: — Но на каком основании?
— Мотивация очень проста. Основное требование США — возврат к границам 2014 года, без Крыма и Севастополя. Пока они это требование считают не выполненным, санкции будут только ужесточаться. Не случайно эти меры идут по нарастающей.
«СП»: — Велика ли вероятность принятия таких жестких мер и какого эффекта от них можно ждать?
— Пока не наблюдается бегства наших активов из США. Ни Минфин, ни банкиры не заявляют о том, что выводят свои средства и инвестиции, вложенные в американские ценные бумаги. Значит, теоретически они не рассчитывают, что их конфискуют. Хотя и такой сценарий исключать нельзя.
Не наблюдается также массовая распродажа квартир наших бизнесменов в США. Значит, и они не думают, что это имущество будет арестовано. Но о том, как все это ударит по ним и по простым людям, судить преждевременно.
Замдиректора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Никита Данюк считает, что основной целью новых санкций действительно могут быть олигархи.
— В начале февраля в США представят закрытый доклад, который будет касаться предполагаемых связей российских олигархов и крупного капитала с Кремлем. Эта информация будет использована для того, чтобы оказывать давление на олигархов и тех людей, которые зарабатывают деньги на территории нашей страны, но при этом хранят свои активы в зарубежных банках. Часто их компании оказываются налоговыми резидентами других стран. Давление на них — один из каналов, через который попытаются дестабилизировать общественно-политическую ситуацию в преддверии выборов.
Перед прошлыми выборами наши «западные товарищи» работали через общественные организации, условное гражданское общество, но у них ничего не получилось. Теперь они пытаются посеять недоверие, вражду и рознь между представителями крупного капитала и властью.
Второй момент в том, что этом докладе будут пытаться продемонстрировать, что влиятельные представители российской политической элиты вовлечены в различные коррупционные схемы. С помощью обнародования этой информации, к которой подключится западная пропагандистская машина, можно будет попытаться нанести удар по имиджу президента и посеять недовольство государственным управлением среди народа. Но при этом очевидно, что главной целью являются именно олигархи.
«СП»: — Почему?
— Потому что перед ними встанет выбор: либо патриотизм, защита Родины и поддержка национального лидера, либо сохранение активов на Западе и определенные гарантии бизнеса и личной безопасности, если они поддадутся на давление и будут сотрудничать с «западными партнерами», передавая им определенную информацию. Первые звоночки этого процесса уже были слышны, например, в истории с миллионером Тельманом Исмаиловым, который на протяжении многих лет был главой Черкизовского рынка.
То, что мы наблюдаем с сенатором Сулейманом Керимовым, задержанным во Франции, тоже похоже на звено этой цепи. Так это или нет, но мы в любом случае видим, что на российский крупный бизнес пытаются оказать давление и поставить перед нелегким выбором.
Это заставляет вспомнить риторический вопрос о том, имеет ли капитал Отечество. Действия Запада продемонстрируют, являются ли наши олигархи полностью зависимыми от международной конъюнктуры и в любой момент готовы продать и предать Родину ради сохранения своих зарубежных активов. Или же они выберут патриотическую сторону, откажутся от сотрудничества и не поддадутся на давление.
«СП»: — Европейский союз тоже может присоединиться к этим санкциям?
— Европа не обладает субъектностью и суверенитетом по теме санкций. Пока Вашингтон будет требовать от европейских коллег евроатлантической солидарности, которая, в том числе, заключается в давлении на Россию в сфере финансов, экономики, энергетических проектов, европейцы будут следовать этой линии. Даже на фоне перемен в Евросоюзе пока не приходится говорить, что представители политического истеблишмента, осознав, что санкции бьют и по европейской экономике, в отличие от американской, свернут их. Точнее, осознание это у них есть, но они не обладают достаточной независимостью, чтобы не выполнять директивы Вашингтона.
«СП»: — Какова роль Украины в разработке этой новой «системы давления», о которой рассказал Климкин?
— Что касается Климкина, фактор Украины в этой истории является второстепенным, а если говорить откровенно, не играет никакой роли. Украина — всего лишь повод. Мы видим, что поводы для санкций постоянно находятся — то это ситуация на юго-востоке Украины, то Крым, то Сирия, то Олимпиада, то договор об РСМД.
Цель этого давления — демонтаж политического режима в России и отстранение от власти нынешнего лидера. Для этого разрабатываются самые разные сценарии, в том числе сценарий государственного переворота, который будет поддержан олигархатом. Под это давление нужны поводы, чтобы в информационном пространстве эти шаги выглядели естественно.
Климкин в данном случае — всего лишь рупор, хотя Киев пытается таким образом показать, что санкции продлеваются именно из-за поддержки Западом Украины, а не из-за его стратегических планов.
Поделиться статьей
Уважаемые посетители нашего сайта, Вы можете быстро публиковать в своих социальных сетях ссылки на понравившиеся статьи на нашем сайте.
Другие статьи
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии2