Порошенко отправился в Минск через Донбасс
Петр Порошенко подтвердил свое участие в минском саммите и посулил «без каких-либо условий прекратить огонь». Но, как отмечают эксперты, Киев, скорее всего, выставит условие, которое может застопорить переговоры. Речь идет о перемещении линии разграничения к линии фронта по состоянию на сентябрь – когда не было дебальцевского котла, а донецкий аэропорт оставался под контролем украинских военных.
«Я еду в Минск, чтобы немедленно, безусловно, без каких-либо условий прекратить огонь и начать политический диалог», – заявил Петр Порошенко, выступая в ночь на среду в Краматорске. В этот же день в белорусской столице назначена встреча в «нормандском формате» с участием президента России Владимира Путина, канцлера Германии Ангелы Меркель и президента Франции Франсуа Олланда. Приезд Порошенко дает шанс на то, что подписание «вторых минских соглашений» состоится – в чем до последнего момента были определенные сомнения.
Напомним, что Краматорск, который перед отлетом в Минск посетил Порошенко, накануне подвергся обстрелу – по утверждению украинских силовиков, со стороны контролируемой ополченцами Горловки (находящейся более чем за 70 км от Краматорска). В ДНР этот инцидент назвали провокацией украинской стороны.
«Мы найдем компромисс внутри страны. Мы должны защитить мир, защитить покой города Краматорска, должны защитить Украину... Мы сами разберемся», – говорится в заявлении Порошенко, размещенном на сайте президента Украины.
Отметим, что накануне решающих переговоров Порошенко вновь не преминул озвучить официальную версию Киева: Россия якобы непосредственно вовлечена в конфликт в Донбассе. По словам украинского президента, в Минске он будет требовать «вывести иностранные войска».
Заметим, что накануне президент США Барак Обама в телефонном разговоре с Владимиром Путиным обвинил российскую сторону «в непрекращающейся поддержке сепаратистов».
Вместе с тем, как отмечается в сообщении пресс-службы Кремля, «в целях сближения позиций и подходов по ситуации на Украине Владимир Путин и Барак Обама договорились о поддержании контактов на различных уровнях».
Ответ Москвы на обвинения во вмешательстве в украинские дела остается прежним – он был, в частности, сформулирован президентом Путиным еще в июне прошлого года. Напомним, тогда, отвечая на вопросы западных СМИ, глава государства подчеркнул: «Сторонами переговоров... должны быть не Россия и Украина (Россия – не участница конфликта), а киевские власти и представители и сторонники федерализации на востоке».
Три вопроса для «четверки»
«Отвод тяжелых вооружений, создание демилитаризованной зоны и начало перманентного диалога между Киевом и Донбассом», – такие темы будут затронуты на встрече лидеров четырех государств, судя по сообщению РИА Новости, которое ссылается на «дипломатический источник, знакомый с ходом переговоров». По данным того же источника, по итогам встречи не будет принято никакого итогового документа – «вероятно, нам стоит ждать совместного заявления».
Не исключено, что итог встречи «четверки» повлияет на позицию Соединенных Штатов – государства, не участвующего в «минском процессе», но живо интересующегося процессами, происходящими на Украине. «От того, удастся ли достичь договоренностей на саммите... зависит возможное решение США о поставках оружия на Украину», – отметил источник.
Напомним, что саммит «четверки» в Минске, который может стать судьбоносным событием, – результат контактов, начатых Олландом и Меркель в прошлый четверг. Напомним, тогда лидеры Франции и Германии побывали в Киеве для переговоров с Порошенко, на следующий день Меркель и Олланд посетили Москву и встретились с Путиным, в воскресенье состоялся телефонный разговор всех четырех руководителей. Предстоящую встречу готовили в ходе своих контактов заместители министров иностранных дел четырех стран.
«Наша логика»
Накануне глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер провел переговоры с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым и главой внешнеполитического ведомства Украины Павлом Климкиным. Последний озвучил тезисы, с которыми, как предполагается, украинские представители выступят на минских переговорах. «Наша логика состоит в немедленном прекращении огня и достижении именно полного прекращения огня, отведении тяжелой артиллерии с восстановлением контроля на украинско-российской границе, через которую боевики получают войска и тяжелую технику», – заявил Климкин.
Тогда же, во вторник, в Минске началась встреча контактной группы. Украинская сторона делегировала спецпредставителя по гуманитарным вопросам, лидера общественной организации «Украинский выбор» Виктора Медведчука и экс-президента Леонида Кучму. Делегацию Новороссии возглавляют полномочные представители ДНР и ЛНР Денис Пушилин и Владислав Дейнего.
Накануне вечером Пушилин сообщил, что представители ДНР и ЛНР передали участникам переговоров проект протокола по урегулированию. Предполагается, что ответ на этот документ будет получен после перерыва, для чего переговоры были отложены до утра среды. Пушилин опроверг поступившие ранее сообщения о том, что стороны договорились о режиме прекращения огня и контроле за его выполнением, а также согласовали схему отвода тяжелого вооружения.
Линия фронта без перемен
Очевидно, что одним из главных камней преткновения на минских переговорах (и в рамках контактной группы, и главное – на переговорах «четверки») может стать вопрос о линии разграничения воюющих сторон. Пожалуй, именно то, что вопрос о границе так и не был решен по итогам сентябрьских договоренностей, во многом и превратил «Минск-1» в фикцию.
Ранее глава Луганской народной республики Игорь Плотницкий заявил, что ЛНР и ДНР на переговорах контактной группы в Минске во вторник будут настаивать на фиксации сложившегося к настоящему моменту начертания линии соприкосновения.
Но, как напомнил накануне замглавы администрации Порошенко Валерий Чалый, Киев выступает против фиксации фактической линии разграничения войск. «Мы признаем линию размежевания, зафиксированную в документе от 19 сентября (когда были подписаны первые минские соглашения – прим. ВЗГЛЯД)».
Естественно, линия фронта в сентябре была существенно иной. В частности, под контролем вооруженных сил Украины оставался аэропорт Донецка, а украинские войска в районе города Дебальцево еще не оказались в котле. Киев не скрывает намерения вернуть все назад без боя – на уточняющий вопрос о том, по какую сторону линии разграничения находится донецкий аэропорт, не так давно отбитый ополченцами, Чалый сказал, что «по протоколу в зону украинского влияния входит и аэропорт в Донецке».
Накануне заместитель командующего армией ДНР Эдуард Басурин сообщил, что ополченцы замкнули дебальцевский котел. По словам Басурина, в котле сейчас оказались около 6 тыс. украинских военных. Им предложили сложить оружие и сдаться. Военные подразделения республики «овладели всеми господствующими высотами вокруг города Дебальцево». «По данным радиоперехватов, прошедшей ночью командный состав передового командного пункта штаба АТО покинул Дебальцево, фактически бросив своих подчиненных на произвол судьбы», – сообщил Басурин.
Отметим, что еще одно государство, не входящее в «четверку», но проявляющее живой интерес, в свое время обещало Киеву поддержку в вопросе о «передвижении» линии фронта «по протоколу». Глава МИД Великобритании Филип Хаммонд ранее заявлял, что он полагает: территории, занятые ополченцами после объявления прекращения огня, не будут признаны в потенциальном мирном соглашении.
Помимо линии разграничения, спорным может оказаться и вопрос о создании демилитаризованной зоны. С таким предложением, как ожидается, выступит не только Путин, но и «европейские гаранты». Напомним, что Франсуа Олланд ранее сообщил, что план Германии и Франции по урегулированию конфликта на Юго-Востоке Украины предполагает расширенную демилитаризованную зону от 50 до 70 километров. Но согласится ли на это Порошенко – большой вопрос.
«Не думаю, что Порошенко этого добьется»
«Киев, не добившись превосходства на поле боя, хочет с помощью посредников добиться отказа ополчения от результатов, которых они добились в ходе военных действий», – отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД политолог, директор Института стран СНГ Константин Затулин.
Однако, добавил он, «разумные люди, к которым я отношу и канцлера Германии, и президента Франции, понимают, что с помощью чернил на переговорах трудно добиться, чтобы те, кто с оружием в руках, заплатив за это жизнями своих товарищей, своими собственными ранами, страданиями населения, чего-то добились, теперь в результате украинских интриг должны уступить».
Если будет оформлена демилитаризованная зона в 50–70 км, все эти дополнительные изменения демаркационной линии не так уж существенны, констатировал эксперт. «Но чтобы Порошенко, вернувшись в Киев, выглядел фанфароном, он будет добиваться, чтобы демаркационная линия отсчитывалась от прежней линии соприкосновения, со всем, что было под контролем украинских военных. Однако не думаю, что он этого добьется», – полагает Затулин.
Политолог напомнил, что Россия уже неоднократно заявляла, что не ищет присоединения Донецка и Луганска и заинтересована, чтобы они вернулись в политическое пространство Украины. Однако в Киеве «совершенно не заинтересованы в том, чтобы Донецк и Луганск на достойных условиях вернулись в состав Украины; они боятся, что Донецк и Луганск не дадут им распоряжаться судьбой Украины, ее богатствами так, как бы им хотелось», – уверен эксперт.
По словам Затулина, заявления Порошенко о немедленном прекращении огня напоминают о том, что происходило после сентябрьского соглашения, когда «весь период после этого употреблялся для наращивания потенциала, зализывания ран, подготовки новых ударов и совершенно не использовался, чтобы перейти в плоскость политического регулирования, переговорного процесса».
Собеседник также напомнил, что США по-прежнему поощряют именно такое поведение украинского руководства и не продемонстрировали желания заставить его перейти к политическому регулированию. «Америка заинтересована, чтобы конфликт длился вечно и находились поводы для Соединенных Штатов заставить ЕС равняться на себя в вопросах военной безопасности, предоставлять им новые военные базы, соглашаться на новые, на самом деле наступательные инициативы», – заключил эксперт.
«За войну до победного конца»
Порошенко, вернувшись в Киев, может столкнуться с неприятностями «в тылу», где весьма сильны воинственные настроения.
Накануне стало известно, что депутат от пропрезидентского «Блока Петра Порошенко» Игорь Артюшенко внес на рассмотрение Верховной рады проект закона о внесении изменений в УК и УПК Украины и введении ответственности за «публичное отрицание или оправдание военной агрессии России по отношению к Украине в 2014–2015 годах». Ранее во вторник сообщалось, что депутаты от Радикальной партии Олега Ляшко внесли на рассмотрение Верховной рады предложение о временном прекращении дипломатических отношений с Россией. Не следует забывать о том, что заявление, в котором Россия называется «страной-агрессором», Рада поддержала голосами 271 депутата при необходимом минимуме в 226 голосов.
В Верховной раде большинство выступает против каких-либо переговоров, а за войну до победного конца, констатировал в комментарии радиостанции «Коммерсант FM» украинский политолог, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.
Какое-то число парламентариев «готово к переговорам, но только на своих условиях», отметил эксперт. «Например, они говорят о минском процессе, о минских соглашениях. Но для них действующим и ключевым является пункт передачи границы под контроль украинских пограничников, которые обеспечат полностью закрытость этой территории от всяких добровольцев, оружия и так далее, – поясняет Погребинский. – И поскольку это точно не может быть предварительным пунктом – а там, кстати, в минских соглашениях не указано, что раньше, а что потом, просто все скопом – поэтому тупик получается. Я надеюсь, что, может быть, в среду будет прописана дорожная карта по выполнению пунктов минских соглашений».
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии1