Донбасс ждет сигнала к наступлению

Фото: Михаил Терещенко/ТАСС

 

Подготовка терактов и диверсий в Крыму со стороны Украины может спровоцировать возобновление войны в Донбассе. Как пишут «Ведомости» со ссылкой на свой источник в руководстве ДНР, Москва может больше не ограничивать в своих действиях войска народных республик.

Напомним, 10 августа ФСБ России сообщила, что в ночь на 7 августа группа диверсантов пыталась проникнуть в Крым при поддержке огня с украинской стороны. В результате погибли двое российских военнослужащих. После разоблачения преступников, официальный Киев стал уверять всех, что он к этому непричастен. Выходило, однако, неубедительно. Даже западные политики сдержанно посоветовали украинским властям избегать конфронтации. Видимо, Европа просто-напросто устала от поступков непредсказуемого режима в Киеве.

Тем не менее, к настоящему моменту Россией не выработаны конкретные меры реагирования на провокацию. Премьер-министр Дмитрий Медведев не исключил разрыва дипломатических соглашений, но позже Сергей Лавров заявил о нежелательности такого развития событий.

В то же время, Москва не может не реагировать. Мало кто сомневается, что попытка устроить взрывы на жизненно важных объектах в Крыму не останется без ответа. Иначе на полуострове могут появиться новые группы диверсантов. А политика России, как известно, может удивить ассиметричными ответами.

Вполне возможно, что таким ассиметричным ответом как раз и станет прекращение политики сдерживания армий народных республик Донбасса. До настоящего времени они вынуждены были терпеть частые обстрелы, попытки захвата демилитаризованной зоны, по рукам и ногам связанные Минскими соглашениями. Причем, эти соглашения не выполнялись именно украинской стороной, которая по факту не выполнила ни одного пункта договоренностей.

Постепенно это начали понимать и на Западе. В том смысле, что быть в постоянном «клинче» с Россией оказывается себе дороже. Поэтому наступление армий ДНР и ЛНР может быть сигналом не столько Киеву, сколько Вашингтону и Брюсселю. В Донбассе не хотят войны, но не могут вечно терпеть обстрелы украинской артиллерии.

Недавно Владимир Путин заявил, что встреча в «Нормандском» формате уже не имеет смысла. Фактически, глава российского государства дал твердо понять, что если Европа не остудит воинственный пыл Порошенко, то ситуация может начать развиваться по любому сценарию. Одна Россия не может быть гарантом мирного урегулирования, если все остальные используют ситуацию исключительно для пропагандистских маневров…

Военный аналитик Борис Рожин полагает, что крупномасштабного наступления в Донбассе пока не будет:

— Думаю, что могут быть сняты ограничение на применение армиями народных республик артиллерии в ответ на обстрелы со стороны ВСУ. Сегодня войска ДНР и ЛНР практически не отвечают на обстрелы. Если ограничения будут сняты, то командиры будут открывать огонь по своему усмотрению. Соответственно, усилится интенсивность огня на линии разграничения, возрастут потери с украинской стороны.

Как показали бои в июне в районе Светлодарска, когда были сняты ограничения на применение артиллерии в момент продвижения ВСУ к Дебальцево, украинская сторона понесла значительные потери. Но это был локальный случай. Если ограничения будут сняты по всей линии разграничения, то потери ВСУ вырастут до десятков человек в день убитыми и ранеными.

Но вряд ли Москва даст добро на наступление армий народных республик на территорию Украины. Запад тогда выставит Россию агрессором. Мол, российские войска напали и ничего не стесняются. Конечно, практически исключен ввод войск РФ на Украину.

Во-вторых, обстановка для широкомасштабного наступления армий ДНР и ЛНР неблагоприятная. На первой линии фронта Украина имеет больше войск и техники, чем народные республики. Группировка ВСУ в Донбассе по численности примерно вдвое превосходит группировку народных республик.

«СП»: — В Москве говорят, что «Нормандский формат» практически исчерпал себя.

— На самом деле, обстрелы идут каждый день, причем с двух сторон. Интенсивность обстрелов постоянно растет. Если обстрелов будет еще больше, то это не изменит ситуацию принципиально. Вырастут только потери ВСУ. Это если идет речь о соразмерном ответе на украинские провокации. Если же речь о наступлении ДНР и ЛНР, то Москве придется признать окончательный отказ от Минских соглашений. Но сейчас Россия не заинтересована в срыве Минских соглашений и постоянно требует от Киева соблюдать договоренности.

На мой взгляд, такой политический курс будет сохраняться до президентских выборов в США. Но количество жертв может возрасти.

«СП»: — Ответ артиллерии со стороны республик Донбасса может остудить пыл Киева?

— Украинские войска очень чувствительны к потерям. Опыт прошлых боевых действий показывает, что если народные республики начинают отвечать, то наступает некоторое затишье. Украинские военные не рискуют лишний раз стрелять, опасаясь получить «ответку». Сейчас «ответка» делается только по специальному указанию. Если войска ДНР и ЛНР будут отвечать постоянно, то украинские командиры поостерегутся. Тем более, артиллерия народных республик неоднократно доказывала, что может умело отвечать и наносить серьезные потери.

Политолог Эдуард Попов указывает, что Донецк и Луганск в своих действиях не всегда ориентируются на Москву:

— История взаимоотношений России с республиками Донбасса довольно специфична сама по себе. Напомню, она началась с момента, когда российский президент порекомендовал перенести референдум о провозглашении народных республик с 11 мая 2014 года на более поздний срок. В Донбассе на это ответили дружным несогласием и провели голосование в ранее намеченные сроки.

На мой взгляд, не совсем правильно говорить о том, что может сделать Россия в отношении ДНР и ЛНР. Запад полагает, что политическая воля Москвы доминирует в республиках. И это будет использовать для обвинений в адрес России. Республики, в свою очередь, могут делать заявления о начале наступления, чтобы угрожать Киеву. Но при чем тут Москва?

Вообще, начало наступления это не самый действенный способ принудить Киев к миру. Я думаю, есть другие, более эффективные способы.

«СП»: — Какие это могут быть меры?

— Меры как военного, так политического и экономического характера.

Москва могла бы объявить миру, что в случае повторения провокаций со стороны Украины, мы оставляем за собой право на военный ответ. Мы можем вспомнить опыт войны в Южной Осетии в августе 2008 года. Подчас, угроза войны страшнее самой войны. И можно сказать, что Россия готова ответить на агрессию Киева.

Я с самого начала знал, что Россия не начнет ввода войск на Украину после провокации в Крыму. Тем не менее, без конца провоцировать и испытывать терпение России невозможно. Как довод Москва может использовать угрозу применения силы.

Есть и более действенные способы. Прежде всего, Россия может пойти на снижение своего уровня дипломатических отношений с Украиной. Это можно было сделать сразу после того, как Киев отказался принять нашего посла Михаила Бабича. Сергей Лавров уже сказал, что мы не хотим разрыва дипломатических отношений. Но снизить их уровень можно.

Что касается экономической стороны вопроса, то Россия может пойти по пути, предложенному самим Киевом, то есть ввести визы для украинских граждан. По данным ФМС, в нашей стране сегодня находится около двух с половиной миллионов жителей «незалежной». Кстати, один из организаторов планируемых терактов в Крыму был одним из таких украинских гастарбайтеров. Введение виз значительно сократит возможности для трудовой миграции. Это поставит Украину перед очень сложным социально-экономическим вопросом обеспечения работой трудоспособных граждан.

«СП»: — И это окончательно настроит украинцев против русских.

— Это спорный вопрос. На мой взгляд, потакание слабости и наглости соседа настраивает Украину против нас. Поэтому я бы не стал так категорично говорить. В действительности украинцы настроены против Порошенко и Гройсмана в большей степени, чем против нас. Наступило время, когда «революция» стала поедать своих собственных детей. Со временем внутренние противоречия на Украине будут только нарастать. Для того Порошенко и нужна война, чтобы направить агрессию народа вовне.

«СП»: — «Нормандский» формат уже потерял свою актуальность?

— «Нормандский» формат могут сохранить, но уже без России. Собственно, постепенно Порошенко этого и добивается своими телефонными звонками лидерам Германии и Франции. Могут включить в этот формат вместо России Соединенные Штаты.

Лидеры ЛНР и ДНР могут начать наступления вовсе не по воле Москвы, а по своей собственной. Чтить дух и букву Минских соглашений они могут перестать и отвечать двумя выстрелами на каждый выстрел со стороны ВСУ.

По большому счету, «Нормандский» формат уже умер. Вопрос о том, сколько формально он просуществует. Участвовать в «похоронах» Москва не будет. Но подорвет уважение к формату Украина.

«СП»: — Долго ли продлится формальная приверженность Минским соглашениям?

— На мой взгляд, недолго. Власти в Донецке и Луганске говорят, что проведут выборы уже осенью, независимо от решения Киева. Если боевые действия не начнутся уже в августе, проведение выборов в Донбассе станут поводом для Киева обвинить Россию в срыве Минских соглашений. Я думаю, конечной точкой «Минска» станут выборы в органы власти ДНР и ЛНР.

«СП»: — А не выборы в США, после которых придет новая администрация, не связанная с Киевом никакими обязательствами?

— Возможно и так. Но войну может организовать и нынешняя администрация. Вспомним войну в Южной Осетии 2008 года накануне выборов и во время Олимпиады. Сейчас ситуация во многом аналогичная.

Андрей Иванов, "СП"

 

Наша команда обращается к нашим читателям с просьбой оказать возможную финансовую помощь нашему проекту.

 

 

Прямое пополнение:

На карту Сбербанка:  5479 2752 0001 4487

На Яндекс-деньги: кошелек 410012273300268

 

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Комментарии2

Rosomaha
Rosomaha 16 августа 2016 08:59

"А политика России, как известно, может удивить ассиметричными ответами."
Да, уж, ВВП силен в хитропланировании.
Предложит, например, демилитаризацию Крыма. А что, из Сирии он уже выводил воиска.

    
Streamer
Streamer 16 августа 2016 10:02

Цитата: Rosomaha
"А политика России, как известно, может удивить ассиметричными ответами."
Да, уж, ВВП силен в хитропланировании.
Предложит, например, демилитаризацию Крыма. А что, из Сирии он уже выводил воиска.

Вот это точно!

    

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.