Виктор Зубрицкий: «Мне предлагали закрыть уголовные дела против меня в обмен на продажу канала «112»
«Когда мне обещали закрытие сфабрикованого против меня уголовного дела в обмен на продажу канала – за бесценок, как мы понимаем, - я подослал в прокуратуру к следователю своего человека, который записывал все разговоры», - говорит экс- креативный продюсер канала в эксклюзивном интервью «ДМ».
- Кто был собственником и инвестором проекта «112 Украина»?
- Собственник канала – с момента его регистрации, создания, постройки, запуска, работы и вплоть до передачи в управление менеджменту канала только один. Это Андрей Подщипков.
Телеканал был задуман и построен энергией, деньгами только двоих людей – это Андрей Подщипков и я. Позже к нам присоединились все наши единомышленники: техническая группа, весь творческий коллектив, во главе с Алексеем Семеновым. Идея создать независимое СМИ, которое будет работать без какой либо цензуры и лжи, совершенно на новых «прямоэфирных» принципах, просто неимоверно вдохновила и поработила всех! Когда я неоднократно выступал перед коллективом, я говорил, что единственная цензура, которая должна быть на канале – это цензура лжи и глупости. Поэтому когда говорят о «редакционной политике» или «черных списках» - это вызывает у нас недоумение.
Других лиц в собственниках, на которых постоянно пытаются сослаться некоторые клеветники, - нет и не было. Никто в суде еще ни разу не доказал голословные обвинения.
Идея построения такого телеканала вынашивалась мной несколько лет. Один раз я обратился за помощью на несколько телеканалов в освещении резонансной темы. Оказалось, что ни на одном телеканале Украины это сделать невозможно. Тогда я понял, что нужен современный прямоэфирный ресурс, на котором человек может рассказать о реальной проблеме, не боясь власти.
Да, канал не идеален. Еще ко многому надо стремиться и многого добиваться. Время, в которое он родился и рос - было очень сложное. Кого-то не пускать в эфир, как это делают некоторые каналы? Что-то замалчивать? Давить и преследовать журналистов, за обычное выполнение своей работы? Так это начало процесса, который уже был в Европе с нацистами, ведь кто-то еще помнит, что произошло со СМИ в Германии 1933 года?
На сегодняшний день «112 Украина» признанно лидирует в объективной подаче новостей, в предоставлении возможности политикам и общественным деятелям с разных, порой резко противоположных позиций, свободно выражать свою точку зрения. Власти нужно опомниться и понять, что то, к чему они ранее публично стремились - на канале «112 Украина» уже реализовано. Канал уверенно и честно выполняет журналистский долг перед гражданами Украины, исключая манипуляцию или выполнение «темников». И то, что канал пытаются закрыть, принудить к продаже или очернить в глазах граждан – это никак не проявление демократии или силы. Вместо того, чтобы с гражданским обществом, политиками, журналистами начать строительство новой демократической страны – власть наступает на те же грабли и начинает преследование «инакомыслящих». Сергей Лещенко и Мустафа Найем заявляют о слежке и прослушивании. Мы ведь с вами понимаем, что это правда? Вы же понимаете, что и телеканал «112 Украина» на полной «прослушке»?
- Чем были вызваны изменения в структуре собственности?
- Это вызвано исключительно только желанием власти заставить собственника продать телеканал «112 Украина», чтобы исключить любую возможность неконтролируемой свободы слова в Украине. Когда Андрей Подщипков был поставлен под удар и на него были возбуждены несколько уголовных дел, он принял решение передать все корпоративные права на собственность в управление менеджменту телеканала. Подщипков и до вынужденной эмиграции никак не влиял на эфир канала. Команда «112 Украина» за все время практически не изменилась и не подвластна никаким политическим силам. Я считаю это решение правильным, ибо преступное и незаконное давление власти на человека не должно ставить под угрозу свободу слова в Украине.
- Какие уголовные дела возбуждены против Подщипкова?
- Дела были возбуждены не против него, а по факту якобы нарушений налогового законодательства со стороны канала «112 Украины». И хотя сейчас дела возбуждены по факту, в любой момент его могут переквалифицировать – их специально заготовили под Подщипкова.
- Какова причина отъезда Андрея Подщипкова?
- Андрей Подщипков выехал из любимой страны, со своей Родины, потому что на него оказывалось колоссальное давление угрозами уголовного преследования, тотальной слежки, обысков и ареста – о чем он заявлял еще год назад. Когда дошло до угрозы жизни – он был вынужден выехать и вывезти семью. Увы, именно таковы реалии современной Украины. Это полбеды. Беда большая в том, что все происходит благодаря молчанию людей, которые еще совсем недавно кричали о «злочинной владе». А теперь в повязках на глазах и чувствуют только запах денег.
- Где он сейчас находится? Вы поддерживаете отношения?
- Андрей находится в самом сердце Европы, как и находился ранее. В Лондоне он мог быть, но, насколько мне известно, он там не проживает. Отношения я с ним поддерживаю, но не так, как бы мне этого хотелось. Расстояние и столь тяжелая ситуация дают о себе знать.
- Илья Кива заявил, что вы и сейчас являетесь собственником канала 112 Украина. Велись ли с вами переговоры относительно покупки канала - и если да, то в чью пользу?
- Илья Кива, при всей своей популярной неординарности, и полярных точках зрения – высказывает свое мнение. Это право гражданина в демократическом обществе. Как и такое же мое право – высказывать свою точку зрения. В отношении моей собственности я говорил выше. Теперь о том, пытался ли Порошенко купить телеканал в мае 2015. Подщипков действительно проводил переговоры и обсуждал этот вопрос с Александром Онищенко. И лично я тогда точно понимал, что Онищенко представляет интересы Порошенко.
Для меня канал «112 Украина» - символ свободы слова и я бы не хотел, чтобы он встал на какую-то политическую платформу. Телеканал – это не красиво отстроенная картинка или космически мерцающие стойки оборудования. «112 Украина» - это люди. Люди, поверившие в идею честности и открытости, сбалансированности и отсутствии «редакционной политики», в том некрасивом виде, в котором ее понимаем. Как это можно продать или предать? Это последнее, что может сделать человек, имеющий веру в «112». Поэтому ни у меня, ни у Андрея Подщипкова на это никогда не «поднималась рука».
Тем не менее – этот коллектив, его директора и управляющие, находятся под постоянной и реальной угрозой ареста и обысков, по невероятным по циничности и сути обвинениям. И практически всем журналистам нашей страны до заявления господина Онищенко было (плевать – прим. ред) на эту проблему. Поэтому естественно, что каждый из нас в меру своих сил и средств пытался искать возможность «отложить», «оттянуть», «договориться» о прекращении давления и угроз на канал, вывести ни в чем не повинных людей из-под удара. У Андрея получилось это так. Он принял на себя удар и, пожертвовав нормальной жизнью своей семьи и себя, – подарил каналу и Украине еще год ожиданий «обещанного конца» «112».
Телеканал, как может, «оттягивает» лишение цифровой лицензии телеканала. Теперь и в судах. Много людей на самом деле что то «тянут» и «оттягивают», многие искренне помогают телеканалу. Огромная им благодарность и уважение. Власть не понимает, что даже ее вассалы, видя ущербность политики уничтожения свободы СМИ, - не поддерживают ее.
- Вы лично участвовали в переговорах?
- Естественно, я участвовал в переговорах, но не с господином Онищенко. Со мной вели переговоры представители президента Порошенко, которых я пока называть не хочу. Мои переговоры проходили в период июня – сентября 2015 года и закончились 3-4 сентября 2015 года возбуждением нового ряда уголовных дел, а также появлением моих публикаций на ФБ, дополненных видеозаписями.
Когда мне обещали закрытие сфабрикованого против меня уголовного дела в обмен на продажу канала – за бесценок, как мы понимаем, - я подослал в прокуратуру к следователю своего человека, который записывал все разговоры. Человек с видеокамерой дважды ходил в Генпрокуратуру, и записывал все - начиная с улицы, заход в само здание, разговоры, и выход из него. Это доказывает идентичность записи, экспертиза докажет, что нет никаких вырезок или монтажа. Писались и другие разговоры, например, такие: я спрашивал, не обманут ли меня, действительно ли закроют дело, если я продам канал – и все эти записи у меня есть. Оригиналы с оборудованием сохранены.
Одним из «апогеев» этой истории была видеозапись действующего высокопоставленного сотрудника ГПУ, именно он занимается моим «делом», который под скрытую видеозапись заявил следующее: «Если бы он (Зубрицкий – прим. ред) приехал в страну, нам бы, несмотря на розыск, его трудно было бы арестовать, только по беспределу. Никаких доказательств его вины нет. Все это уголовное дело было придумано с целью забрать телеканал «112 Украина».
Вот такое видео у меня есть, оно качественное, цветное. Все персонажи узнаваемы и вся подоплека, организация визита также задокументированы.
- А почему обращались именно к вам, если вы не были собственником канала?
- Потому что все прекрасно понимали, что мы с Андреем близкие люди, и все знали, что я строил этот канал. А в тот момент Андрей уже покинул территорию Украины – и, учитывая те уголовные дела, которые возбудили против него и то давление, которое на него оказывали, он отказывался входить в переговоры с этими людьми.
- Речь идет об июне – сентябре 2015 года, я правильно понимаю?
- Да. На тот момент Андрей уже покинул Украину.
- В чем именно вас обвиняют?
- После статьи, опубликованной в интернете в 2014 году сегодняшним помощником одного из силовых министров, я был назван единственным собственником телеканала «112 Украина». Автор статьи легкомысленно сделал такой вывод из-за того, что моя жена - владела только спутниковой лицензии канала. Тем не менее – это мгновенно послужило поводом для атаки этого министерства на меня, которое сфабриковало уголовное преследование в моем отношении. Не хочу вдаваться в подробности, было четыре пресс-конференции глав СБУ, МВД, ГПУ, где каждый раз мне назначали новую вину, абсолютно отличающуюся от предыдущей. По первой пресс-конференции Арсена Авакова я выиграл все суды и его «выступление» было признано клеветой!
- Если у вас есть видеозаписи, почему вы их не публикуете?
- Почему я не публикую? Я публиковал часть видео, но я не депутат и я не привлек внимания журналистов и общества.
Я со всеми материалами и документами, которые есть у меня, более качественными и значительными, чем у Александра Онищенко в отношении канала, просто жду. Я мог бы вчера подать их в Интерпол и потребовать снять с меня розыск, ибо кроме видео и аудио записей у меня документально подтвержденное обещание «снять» с меня «розыск» за мою «лояльность». И под напором огромного количества доказательств у Интерпола не было бы другого выхода. Я полгода назад провел «аудит» своих документов у крупной европейской юридической компании и они подтвердили успешный исход дела.
Но вопрос тот же. Огромный коллектив, который в условиях угроз и давления продолжает выполнять честно свою работу. Я не хочу навредить им. И я не хочу до поры, когда больше журналистов, политиков и граждан начнут задавать себе вопросы и понимать, где оказалась наша страна – говорить о том, о чем не буду услышан.
Те, кто в теме публикации, знают, что я с Онищенко не знаком и узнал о публикации случайно. Я до конца не знаю мотивацию и дальнейшие действия Александра, но могу сказать, что он в истории канала говорит правду. Правду, которую многие не хотят не видеть, не слышать. Благодаря его позиции и его статусу журналисты, наконец, заметили проблему, о которой мы били в набат почти три года. И для меня какое невероятное чувство, что кто-то начал говорить правду, и кто-то начал ее публиковать. Я временами считал, что в Украине свобода слова безнадежно уничтожена.
- Как будут с вашей точки зрения развиваться события далее? Например, после получения Подщипковым политического убежища?
- Я не знаю – никто не понимает, что будет у нас в стране. Может быть, ситуация изменится к лучшему, а может быть – к худшему. На сейчас Подщипков передал управление менеджменту и не участвует больше в этой истории.
- Но прибыль он получает?
- Мы все взрослые люди и понимаем, что каналы либо выходят в ноль, либо они убыточны.
- «112 Украина» убыточен?
- Сейчас этот вопрос обсуждается, так что я буду считать это коммерческой тайной. Но на сегодняшний день у канала наиболее эффективная модель управления за счет того, что упразднены ненужные должности, которые присутствуют на других каналах, и нет раздутого штата. Учитывая наши технологические решения, у нас лучшая модель прямоэфирного вещания.
- А что будете делать дальше вы?
- Я буду следить за тем, чтобы канал работал объективно и эффективно.
- Почему это вас беспокоит – если вы не имеете к нему отношения?
- Я стоял у его истоков, вкладывал в него все свои силы, идеи, деньги, даже мебель из собственного дома туда привез. Не буду уточнять, какие деньги – это наши внутренние проблемы. Сейчас вступать в судебное противостояние нет смысла – понятно же, какие у нас суды. Но если на канал будут давить и далее, и будут более серьезные угрозы – я, естественно, обращусь в европейские инстанции, и предоставлю все доказательства. А их у меня более, чем достаточно.
Фото: фейсбук-страница Виктора Зубрицкого
Наша команда обращается к нашим читателям с просьбой оказать возможную финансовую помощь нашему проекту.
Прямое пополнение:
На карту Сбербанка: 5479 2752 0001 4487
На Яндекс-деньги: кошелек 410012273300268
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии5