Зимнее обострение, или несанкционированный отбор транзитного газа

фото из открытых источников

 

«Газпром» по-прежнему озадачен возрастающим отбором газа из украинских подземных хранилищ, загруженность которых сегодня оценивается примерно в 11 млрд куб. м. Согласно имеющимся данным, отбор этот в начале января составил около 100 млрд, а в постновогодний период снизился до 71 млрд куб. м - показатели весьма рискогенные для украинской газотранспортной системы. Ибо в сложившихся условиях лишь при отборе в объеме до 50 млрд Украина может достойно провести зиму. Достойно и без всякого несанкционированного отбора транзитного газа, предназначенного для Европы.

И хоть полезен для здоровья “наш укрепительный мороз”, однако до окончания отопительного сезона осталось больше двух месяцев. По сути, может повториться ситуация 2009 года, когда Украине удалось обеспечить себя голубым топливом, но в крайне критическом состоянии оказались европейские потребители.

Опасения «Газпрома» обусловлены возрастающим спросом европейского рынка на российский газ. По итогам 2015 г. доля российского газа в европейском потреблении составила 31%, в 2016 г. – рекордные 33,5%. Есть все основания полагать, что по итогам 2017 г. данный показатель также продемонстрирует тенденцию роста. Достаточно отметить, что в течение первых двух недель января экспорт российского газа на европейский рынок находился на рекордном уровне - 600 млн куб. м в сутки. Максимальная загрузка газопровода «Северный поток», а также проекты “Турецкий поток” и более облачный, однако вовсе не списываемый со счетов Северный поток-2 являются отражением возрастающей заинтересованности европейцев в российских поставках и создают почву для озвученного главой «Газпрома» Миллером прогноза, согласно которому ожидается рост потребностей Европы в российском газе на 149 млрд куб.м к 2025 г. и на 195 млрд к 2035 г. (к примеру, в 2015 г. данный показатель составил 160 млрд куб. м). С учетом таких прогнозов сегодня Газпром формирует свою инвестиционную программу. В 2017 г. общий объем инвестиций компании в трубопроводное хозяйство вырастет на 7%, при этом в инвестпрограмму включены также Северный поток -2 (110 млрд руб.) и «Турецкий поток» (42 млрд руб.)

Реализация подобной долгосрочной стратегии требует применения стабильных моделей партнерства и прежде всего – безопасных алгоритмов оплаты. Речь идет не столько о российско-европейском, сколько о российско-украинском энергодиалоге, стабильно демонстрирующем свою проблематичность и потенциал трансформации в очередную “газовую войну”. Применение гронингенского принципа “бери или плати” в данном случае является наиболее приемлемым. Суть его, как известно, сводится к следующему: экспортер газа обязывается осуществлять поставки на уровне прописанных в договоре объемов, а импортер – в любом случае производить оплату вне зависимости от реально закупленного объема. Таким образом, минимизируются риски поставляющей стороны. Также гронингенский принцип предполагает регулярный (ежеквартальный) пересмотр цены в рамках принятой формулы. Принцип этот применяется «Газпромом» в рамках контрактов с европейцами (а также Китаем), большинство которых заключены сроком до 25 лет.

Очевидно, что принцип “бери или плати” не вполне устраивает украинскую сторону. В настоящее время ежегодная потребность Украины в российском газе колеблется от 2 до 4 млрд куб. м. Однако импортировать их она готова лишь на своих условиях, которые должны быть прописаны в дополнительном соглашении к контракту. Сегодня украинский «Нафтогаз» отказывается покупать российский газ по цене $177, заявляя, что цена эта завышена и никак не сравнима с ценой поставок в Европу. В свою очередь, «Газпром» заявляет о своей готовности обсудить объемы и сроки поставок, но никак не пересмотр действующего контракта с изменением базовой формулы цены. Последнее вполне понятно, так как и «Газпром», и «Нафтогаз» сегодня судятся в Стокгольмском арбитраже, и любое изменение базовых положений контракта может привести к серьезным финансовым пересмотрам предыдущей деятельности. Таким образом, как «Газпром», так и представители российского энергетического ведомства единогласно заявляют: контракт с Украиной не может быть пересмотрен до 2019 г. – т.е. вплоть до истечения срока его действия. Впрочем, мала вероятность того, что в 2019 г. Россия пойдет на подписание нового контракта, так как именно на этот период запланирована сдача в эксплуатацию «Турецкого потока» – альтернативного маршрута поставок в Европу.

Однако до 2019-го надо дожить. Проблема несанкционированного отбора транзитного газа продолжает оставаться на повестке. Согласно решению Киевского суда, «Нафтогаз» имеет право принудительного взыскания антимонопольного штрафа с «Газпрома», иными словами – перейти в режим несанкционированного отбора. В свою очередь, «Газпром» вынужден предупреждать европейских покупателей о возможности прекращения поставок из-за украинского отбора. И хотя понятно, что это всего лишь месседж, направленный европейским чиновникам, однако очевидно, что озвучивать его периодически необходимо.

Ваге Давтян


Наша команда обращается к нашим читателям с просьбой оказать возможную финансовую помощь нашему проекту.

 

 

Прямое пополнение:

На Яндекс-деньги: кошелек 410012273300268

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Комментарии2

Георгич82
Георгич82 24 января 2017 08:43

Украина показала себя, как крайне ненадежного партнера почти в любых сделках. Иметь с ней дело - себя не уважать. При воровстве просто отключать газ.

    
chushoj
chushoj 24 января 2017 08:48

К сожалению это не месседж.

    

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.