Борьба с гуманитарной катастрофой

Довелось услышать, что в осаждённых агломерациях Юго-Востока и, конкретно, городах Донецк и Луганск не то назревает, не то уже имеет место гуманитарная катастрофа. В частности, полностью либо частично отсутствует свет и вода. В данных условиях на первый план выступает вопрос обеспечения физического выживания населения городов. Оговорюсь сразу, я полный дилетант в отношении организации систем жизнеобеспечения населённых пунктов, тем более -- в подобных условиях. Но просто хотелось бы предположить, а что конкретно я делал бы на месте руководства восставших республик в такой ситуации.

Прежде всего, думается, что груз ответственности за недопущение/смягчение последствий гуманитарной катастрофы обязано принять на себя именно руководство "республик". С одной стороны, очевидно, что у них имеются необходимые для этого человеческие, технические, финансовые и организационные ресурсы; с другой стороны, это их моральная обязанность перед населением, чьи интересы они взялись защищать; с третьей стороны, проведение работы в данной плоскости позволит им утвердиться не только как преимущественно силовым, но и как собственно государственным структурам. В свете невозможности индивидуального выживания в большом городе и слабости структур самоорганизации населения (да и их принципиальной неспособности решать некоторые задачи), именно за центральными органами власти должна быть основная организующая и направляющая роль.

В данном отрывке хотелось бы изложить некоторые мысли по поводу организации снабжения населения питанием в условиях коллапса систем энерго- и водоснабжения.

В качестве одного из первых шагов, республики должны сформировать пищевой запас городов на основе пищевых ресурсов, доступных в соответствующих населённых пунктах. Следует конфисковать (купить в кредит) содержимое складов крупных сетей супермаркетов и специализированных магазинов -- пищепродукты, воду, уголь, дрова, при наличии -- газовые баллоны. Склады должны тщательным образом охраняться, а их содержимое должно быть добросовестно учтено. На основе данных о ресурсах и наличном населении (прежде всего -- наиболее уязвимых категорий) должны быть сделаны прикидки в отношении норм снабжения и планы расходования запасов.

Всю систему снабжения необходимо наполнить персоналом. Как видится, его костяк должны сформировать гражданские волонтёры и/или мобилизованные граждане, "укреплённые" ополченскими и управленческими кадрами, получающие за свою работу оплату и/или усиленный паёк.

Следующим шагом (делаемым параллельно со всем остальным) должно стать выстраивание системы распределения. Данная система должна опираться на сеть точек готовки и раздачи горячего питания и/или продуктовых пайков. Думается, что, в условиях отсутствия возможности что-либо приготовить дома, городские власти должны создать условия для готовки и/или получения порций горячей пищи в специально отведённых для этого общественных местах. Сеть имеет смысл развёртывать на основе уже существующих точек общепита -- столовых, кафе, ресторанов, имеющих соответствующее оборудование (печи, посуду для готовки на большое количество людей), дополнив её, в случае необходимости (и наличия), полевыми кухнями с армейских складов. В данных целях их также следует взять под временный контроль (приобрести в кредит у владельцев), обеспечив вооружённую охрану и присутствие посменного круглосуточно работающего персонала из числа гражданских волонтёров (желательно, специалистов/работников отрасли -- поваров, мойщиков и проч.). В первую очередь, республиканским структурам целесообразно задействовать соответствующие ресурсы школ (дополнив их по мере надобности упомянутыми частными точками общепита). Тут имеется целый ряд преимуществ -- школы уже находятся в "госсобственности", и их вовлечение в работу не вызовет оппозиции со стороны владельцев; они условно-равномерно распределены по городским кварталам и районам, что позволяет им нести примерно равную нагрузку и одновременно обеспечивать более-менее одинаковое количество жителей; все местные жители знают, где их искать; во всех из них есть столовые, рассчитанные на обслуживание крупных масс людей и материально-технически к этому подготовленные; школы оборудованы убежищами, что позволит посетителям точки питания быстро эвакуироваться в случае опасности; в случае прекращения чрезвычайного режима снабжения их возможные материальные потери проще и дешевле всего восстановить. Повторюсь, все эти точки берутся под охрану и получают гражданских сотрудников, работающих посменно. Сотрудники обеспечивают собственно готовку, раздачу пайков и норм воды, уборку и мытьё посуды, соблюдение очерёдности обслуживания, ведение отчётности и проч.

Точки питания должны служить двум основным целям -- (1) быть бесплатным источником получения горячей пищи и воды и (2) в качестве второстепенной цели, дать людям, имеющим продукты, но не имеющим света и воды, возможность готовить самим (не обязательно лично -- например, сдав свою крупу в общий котёл и получив её уже в отваренном виде). В случае отсутствия электроэнергии и/или воды власти должны направлять к точкам электрогенераторы (снабжение топливом и обслуживание которых организуется, опять-таки, властями) и/или осуществлять регулярный подвоз воды из бюветов, скважин и колодцев (в случае необходимости власти должны планомерно увеличивать их количество).  Если это невозможно (не хватает рабочих генераторов; технически сложно/невозможно запитать данные объекты; нет топлива для генераторов и т.д.), власти должны организовать сооружение при точках (прежде всего -- школьных столовых) печей/очагов для готовки на дровах. Над техническими аспектами должны подумать специалисты, но мне видится, что их имеет смысл сооружать в отдельных временных (или перепрофилированных под эту задачу уже существующих капитальных) помещениях при точках питания. Не исключаю, что в случае затягивания боевых действий (и, соответственно, блокады) и наступления холодного сезона данные общественные печи и/или очаги сослужат хорошую службу делу выживания населения. Власти должны обеспечить бесперебойное поступление топлива для них -- угля, разбитой мебели, элементов деревянных конструкций, дров и проч., ради чего, в критических ситуациях, следует жертвовать зелёными насаждениями городов.

Параллельно, простейшие печи/плиты (например, подобного вида), которые могли бы удовлетворять запросы типа (2) и отчасти снять нагрузку на точки питания, следует централизованно сооружать под простейшими навесами во дворах многоэтажных домов из расчёта 1-2 на двор.

Вопрос распределения пайков и нормы/категории снабжения -- это отдельная тема, над которой должны подумать соответствующие уполномоченные в осаждённых городах. По первах, в условиях возможного скорого прекращения осадного положения, я бы старался не бюрократизировать процесс (путём введения карточной системы, например), просто распределив бы между точками сектора ответственности и уполномочив их выдавать рацион горячего питания (в виде порции варёной лапши, каши или картофеля и нормы питьевой воды) по прописке в соответствующем секторе установленное количество раз в день (с возможным отмечанием в ведомости или без оного).

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.