Украина решила оставить Донбасс без света и воды
Советники из США рекомендуют украинским властям полностью перекрыть границу с Донецкой и Луганской народными республиками, а также отключить подачу воды и электричества для того, чтобы спровоцировать там революционную ситуацию. Об этом заявил изданию Obozrevatel бывший замначальника Генштаба ВСУ генерал-лейтенант Игорь Романенко.
«Американцы предлагают Украине жёстко перекрыть границу: никого и ничего не пускать, даже ресурсы — электроэнергию и воду. И там очень быстро сложится революционная ситуация, которая недопустима для России, она это не вытянет, и таким образом можно сдвинуть этот процесс», — рассказал он.
Можно ли тут доверять словам Романенко? Стали бы американцы на полном серьезе такое советовать, и если да, зачем он об этом рассказывает?
— Я бы не идеализировал американцев, — отмечает главный редактор ФОРУМ. мск Анатолий Баранов.
— В их истории и не такие вещи бывали. Сегодня становится ясно, что водная блокада Крыма, которую вполне можно квалифицировать как попытку геноцида, не вызывает совершенно никаких эмоций у международного сообщества. Как и призывы оставить Крым без еды, еще памятные по событиям 2014 года — тоже никаких возмущений в европейцев не наблюдалось. Я думаю, такая управляемая реакция общественного мнения совершенно понятна, прозрачна. Время от времени я выступаю в европейских медиа, там тема блокады, геноцида и прочего не вызывает вообще никакого интереса — говорят откровенно, это не в русле текущей политики. Вот про автокефалию — это давай… Я думаю, что в действиях украинских властей имеется четкая синергия с американской линией, и проводник ее Александр Турчинов, давний и откровенный американский агент, начиная со времен руководства им СБУ и организации на Украине секретных тюрем ЦРУ — тоже ведь давняя и доказанная история. Так что тема блокады Донбасса и организации там геноцида — вполне в духе этой политики.
«СП»: — Республики все еще зависят от воды и электричества с Украины? Это будет болезненный удар
— В плане генерации электроэнергии республики зависят. Нельзя сказать, что ситуация нерешаемая, но есть география, и тут никуда не денешься, какие-то объекты жизнеобеспечения на той стороне, какие-то на этой. С водоснабжением проще, опять география, доступ к водным ресурсам у республик Донбасса есть, можно организовать временный водозабор, это снизит качество воды, конечно, но в количественном плане ее будет хватать все равно. Можно, конечно, организовать и переброску ресурсов с территории РФ. Это дороже и хлопотно, но катастрофы не вызовет. «Братской любви» к киевскому режиму на Донбассе это не вызовет точно.
«СП»: — Что они реально могут сделать, чтобы если и не революционную ситуацию спровоцировать, то просто сильно осложнить жизнь Донбассу?
— Можно много каких гадостей придумать, например, спускать нечистоты в водоемы, можно, в принципе, даже отравить воду. Можно использовать дефолианты, как во Вьетнаме — современные методы ведения войны этого не разрешают, но на Украине, по-моему, правилами ведения войны не сильно озабочиваются. Америка закроет глаза, так что все можно… Хотя, конечно, при настоящем скандале, как это бывало раньше, западные хозяева сдадут туземцев. Это самое важное — к своим киевским вассалам явно не относятся как к настоящим «белым людям», и перспективы у украинских друзей Америки самые неприглядные.
— Извините, а кто такой пан Романенко? Кто-то из бывших? — задается вопросом донецкий политолог Александр Дмитриевский.
— Подобными бывшими и их инсайдами весь интернет наполнен. И, вообще, представляют ли эти доморощенные сеятели революций реальную ситуацию в Донбассе? Или они твердят заученное, как попугаи по своим протухшим евромайданным методичкам?
«СП»: — Так можно ли спровоцировать революционную ситуацию в республиках, перекрыв границу?
— Вспомним зиму 2017 года: тогда известный каратель Семён Семенченко тоже перекрывал линию разграничения для товаров. И тоже надеялся, что в ДНР и ЛНР вспыхнут проукраинские бунты. И что в результате получилось? А то, что активы украинских олигархов и прочая бывшая украинская собственность оказались под внешним управлением. Была перестроена логистика, и тот же Кривой Рог с его железной рудой остался не у дел: незаменимого в этом мире не существует. Поэтому от блокады пострадали совсем не те, против кого её устроили.
А где же проукраинские бунты, на которые так надеялся каратель Семенченко? Их не случилось: организаторы блокады не учли того простого факта, что население в таких ситуациях солидаризируется именно с властью, а не с находящимися на другой стороне баррикады.
«СП»: — Насколько республики в плане воды и электричества все еще зависят от Украины?
— В плане электричества Донбасс уже не зависит от Украины: под контролем ДНР остались две мощных электростанции —Зуевская и Старобешевская, а вот ЛНР запитана из России от Волжского каскада ГЭС. И вообще, обе республики с весны 2017 года — неотъемлемая часть российских энергосистем. С водой дело обстоит хуже: она поступает из Северского Донца, и водозаборы контролируются Украиной. Однако и здесь есть точка соприкосновения: ДНР является транзитёром воды для оккупированных Мариуполя, Волновахи, Доброполья и Красноармейска. Поэтому перекрытие поставок воды в ДНР обернётся против пошедших на этот шаг.
«СП»: — Почему до такого «гениального» решения додумались только сейчас? Почему, к примеру, не отключили сотовую связь? Или что там еще они могут реально сделать, чтобы осложнить жизнь гражданам?
— По крупному сотовую связь Донбассу бандеровцы отключали в январе 2018 года: это продолжалось четыре месяца и получило название «телефонный блэкаут». В результате в выигрыше оказались местные операторы «Феникс» и «Лугаком», а «Водафон», последний украинский оператор в Донбассе («Киевстар» и «Лайф» ушли из ДНР и ЛНР значительно раньше), потерял почти весь рынок, и его услугами пользуются только те, кто вынужден контактировать с Украиной. Поэтому вывод из всего вышесказанного простой: каждая такая блокада только отдаляет Донбасс от Украины.
— Насколько я понимаю, на сегодня генерал-лейтенант и бывший заместитель начальника Генштаба ВСУ Игорь Романенко никого и ничего не представляет, поскольку уже 8 лет не занимает значимых должностей в структуре Вооруженных Сил Украины, — подчеркивает журналист из Приазовья Сергей Шведко.
— Поэтому сомневаюсь, что он сегодня — источник инсайдерской информации высокого уровня.
Другое дело, что 65-летний «вояка» — большой любитель давать комментарии в украинской прессе, поэтому там он имеет реноме военного эксперта. То же самое касается технологии «создания революционной ситуации» в Донбассе, о которой он говорит. Не думаю, что это — свежая придумка наших американских «партнеров». Просто в отсутствии других значимых тем для обсуждения, достали и эту.
Вполне вероятно, что один из таких проектов по созданию невыносимых условий жизни в народных республиках существует. Но его реализация означает одно: Украина демонстративно отказывается от Минских соглашений со всеми вытекающими последствиями.
«СП»: — Но может ли Киев реально организовать блокаду?
— Да, теоретически блокаду ДНР и ЛНР организовать можно. Но при этом нужно понимать, что эта блокада будет обоюдоострой. Можно, например, перекрыть магистральный водовод, по которому вода из Северского Донца поступает в Донецк. Но тогда без воды останется и Мариуполь, город, который контролируется Украиной. Что касается электроснабжения, то здесь еще вопрос: кто больше пострадает от блокады. В Луганске — недостаток электроэнергии собственного производства, а в ДНР, наоборот, мощностей по его производству выше крыши.
Что касается экономики непризнанных республик, то она сегодня не столь сильно завязана на Украину, особенно после последней блокады. Так что кроме ряда возможных коммунальных проблем существует только одна — в этом случае своей второй пенсии (а первую они получают в республиках) лишится значительная часть пожилых жителей Донбасса.
При этом негатив от этих действий в сознании граждан ДНР и ЛНР упадет, скорее, на украинскую сторону как инициатора очередных лишений. И вместо революционной ситуации приведет к еще большему отдалению Донбасса. В свое время такой же эффект был достигнут действиями по блокаде Крыма.
Ну и, естественно, если ситуация с блокадой повторится, у России будет прекрасный и вполне легитимный способ осуществить фактическое признание ДНР и ЛНР. В прошлый раз дело закончилось признанием документов народных республик и рядом программ по экономическому взаимодействию, на этот раз процесс признания зайдет и дальше. Нельзя не учитывать и позицию Германии с Францией, которым украинские проблемы надоели хуже пареной репы. И любая инициатива по срыву минского процесса ими будет воспринята чрезвычайно болезненно.
— Вариант описанный Романенко, абсолютно нереалистичен, — уверен политолог Иван Лизан.
— Просто нечего перекрывать: связи уже разорваны, а воду перекрыть невозможно из-за того, что от этого пострадают и города, находящиеся под контролем Украины. Те, кто остались в республиках, конечно, разочаровались в республиканских властях, но это не означает, что они воспылали любовью к Украине.
«СП»: — Насколько республики зависят от воды и электричества с территории Украины? Не ударит ли перекрытие бумерангом по самой Украине?
— Электроэнергия своя, вода с Украины, но там система водоснабжения устроена таким образом, что отключить Горловку и Донецк от воды, не отключив при этом Авдеевку, невозможно. Кроме того, в ответ на это Украина может остаться без угля — просто схема угольного реверса может на время «сломаться».
«СП»: — Можно ли доверять словам Романенко? Стали бы американцы на полном серьезе такое советовать, и если да, зачем он об этом рассказывает?
— Думаю, можно. Сами американцы так и делают: КНДР, Куба, Иран и Россия тому пример. Так с какой стати украинским чиновникам не попробовать сделать нечто похожее?
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии1