Голос Севастополя ГОЛОС СЕВАСТОПОЛЯ      
Языки
Подписка на Голос в соцсетях
 
» » Стоит ли России бояться украинских ракет

Стоит ли России бояться украинских ракет

29.02.2020, 08:35
(голосов: 1)

 

Целая «ракетная программа» будет возрождена на Украине – по крайней мере, если верить заявлениям высокопоставленных украинских чиновников. В Киеве дают понять, что все ракетные успехи СССР связаны именно с украинским научно-техническим потенциалом. Так ли это на самом деле – и каковы шансы Украины стать великой ракетной державой?

 

Секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины Алексей Данилов заявил, что Киев намеревается в ближайшее время «возродить ракетную программу» с целью ответа «любому агрессору». Отметился Данилов и еще одним откровением: «когда говорят, что в Советском Союзе производили ракеты, то это была не совсем верная информация, ракеты производились на Украине. 98% всего ракетного производства происходило на Украине. Это Харьков, Днепропетровск, Павлоград, еще какие-то города, не всем известные».

 

Насколько высказывания высокопоставленного украинского чиновника соотносятся со здравым смыслом и реальной историей?

 

Ветеринары-ракетчики

Начать стоит с личности уникального летописца ракетной отрасли СССР и независимой Украины. Алексей Данилов застал СССР отнюдь не ребенком – он родился в шахтерском городке Красный Луч в Луганской (Ворошиловградской) области еще в 1962 году. Правда, с ракетным производством никогда связан не был, да и образование получил весьма специфическое – в 1981 году Данилов окончил Старобельский совхоз-техникум, по специальности… ветеринар.

 

Впрочем, судя по всему, стезя врачевателя Буренок и Зорек его привлекала мало: проработав четыре года на непыльной должности ветеринара в «Зооуголке» парка имени 1-го Мая города Ворошиловграда и присматривая за волнистыми попугайчиками, Данилов ушел в кооперативный бизнес. А с 1994 года, почуяв что деньги делаются на модной «украинской идее», и вовсе переметнулся в политику, став сначала председателем городского совета Луганска, а в 2005 году – народным депутатом Украины от блока Юлии Тимошенко.

 

После ряда скандалов середины 2000 годов Данилов временно исчез из публичной политики. Пока внезапно не всплыл в июле 2019 года в качестве сначала замсекретаря СНБО Укрианы, а с октября того же года – секретаря этого отвечающего за оборонную доктрину высшего органа власти страны. Вынырнувший «из ниоткуда» Данилов заменил попавшего в опалу у Зеленского предыдущего секретаря СНБО, Александра Данилюка, в силу чего многие не столь пристально следящие за украинской политикой люди даже не заметили изменения в киевской «табели о рангах», учитывая сходство их имен и фамилий.

 

А вот тон высказываний поменялся радикально. По крайней мере, Данилюк, имевший «честное» высшее техническое образование и закончивший знаменитый Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского, как-то не позволял себе столь эпических комментариев на предмет ракетной отрасли. А вот Данилову это вполне по рангу: ветеринар, и значит – в ракетах разбирается!

 

98% Made in Ukraine?

Скажем сразу: нам неизвестно, каким образом Данилов насчитал искомые 98% ракет, которые якобы были произведены «на Украине» в советское время. «Натянуть украинскую сову на глобус СССР» можно было бы, если бы Данилов сформулировал мысль, как «98% советских ракет имели хотя бы одну деталь, произведенную на тогдашней Украине», но даже такой посыл был бы наглым преувеличением.

 

Да, в СССР между союзными республиками практически во всех отраслях была налажена самая широкая кооперация. В наиболее технологических изделиях (как военная продукция или ракеты) она была наибольшей. Это правило действовало в обе стороны: в условно «украинских» ракетах, например, произведенных в Днепропетровске или Павлограде, было столько же, если не больше российских деталей и узлов, нежели «украинских частей» в «российских» ракетах, произведенных в Воткинске или Миассе.

 

О масштабе такой межреспубликанской кооперации можно легко судить, например, рассматривая более задокументированную и вышедшую из-под зонтика секретности историю строительства последних советских авианосцев в Николаеве.

 

Малоизвестный факт – последний из спущенных на воду на Украине авианосцев, «Варяг», ставший впоследствии китайским «Ляонином», мог был вполне быть достроен в срок, еще до развала СССР. Помешал этому, в частности, этнический конфликт в Азербайджане, где в Баку находилось КБ «Норд», выпускавшее навигационные комплексы для всех авианосцев проекта 1143, а в соседнем Сумгаите – завод, который должен был изготовить уникальные 40-тонные подъемники для «Варяга». Специалисты просто сбежали с этих предприятий еще во время событий 1988-1989 годов, а постройка последних советских авианосцев застыла еще за три года до формальной кончины СССР.

 

Ровно такой же болезненный разрыв связей пережила и ракетная отрасль СССР. Однако нет худа без добра: в России именно в 1990 годах возникла оборонная доктрина, которая настаивала на максимальной локализации ракетного производства внутри страны, даже без опоры на страны бывшего СССР, вошедшие в СНГ. О результатах такой перестройки производственных связей наглядно говорят и результаты независимой России и «незалежной» Украины в постсоветский период. Украина в этот период отметилась запусками лишь одной-единственной по-настоящему «украинской» ракеты – днепропетровского «Зенита», с помощью которого в период 1992-2017 годов было осуществлено 67 запусков. Формально иногда называется лукавая цифра чуть ли не в 150 запусков «украинских» ракет, но сюда считают буквально все – и запуски произведенных еще в советское время конверсионных баллистических ракет «Циклон» и «Днепр», и даже изготовленные в Днепропетровске первые ступени американской ракеты-носителя «Антарес» («Таурус»).

 

За это же время, с 1991 по 2019 год, Россия произвела 967 космических запусков – минимум в десять раз больше мифических украинских «98%». В случае же сравнения суборбитальных запусков военных баллистических ракет статистику приводить и вовсе смысла нет – у Украины просто нет такого рода пусков. Так что в этом случае смысл пропорции между Россией и Украиной и вовсе теряется.

 

Так чем «грозить мы будем шведу»?

Конечно, сказать о том, что «на зло надменному соседу» мы сделаем у себя свою собственную ракетную отрасль, с рулеткой и гейшами – дело нехитрое. Интересно другое: насколько в реальности Украина может рассчитывать не на мифическое «возрождение», а хотя бы сохранение остатков советского наследия.

 

Если вы заметили, то статистику по «украинским» запускам мы привели вплоть до 2017 года. Это действительно так – после 2017 года новые украинские ракеты «Зенит» в космос не летали. Запуски конверсионных ракет «Днепр» (бывших РС-20 «Воевода») с российского космодрома Ясный прекратились еще двумя годами ранее, в 2015-м, когда президент Порошенко торжественно объявил о прекращении украинско-российского военного сотрудничества. С американскими заказами на первые ступени «Антареса» дела обстоят чуть получше – здесь последний запуск произошел как раз на днях, 15 февраля 2020 года и сотрудничество США с Украиной продолжается.

 

Однако как раз первая ступень «Антареса» наглядно показывает глубину той «кроличьей норы», куда забралось ракетостроение Украины. Ладно, опустим то, что «Антарес» запускают с американского космодрома, собирают в США, а делают это американские специалисты при скромном участии украинских «командировочных». Опустим и ту интимную подробность, что вторая и третья ступени «Антареса» к Украине ровно никаким боком – их вообще полностью делают в США. Однако основная «зрада» находится в той самой первой ступени, которую действительно изготавливают на днепропетровском заводе «Южмаш».

Дело в том, что в Днепропетровске (Днепре) собирают лишь низкотехнологичную «бочку»: силовую конструкцию первой ступени, емкости для горючего и окислителя, баки наддува высокого давления, системы подачи топлива, установленные на них датчики и клапаны, а также укладывают всю электропроводку ступени.

 

А вот высокотехнологичный двигатель первой ступени на Украине сделать просто не в состоянии. Этот двигатель американский заказчик «Антареса», компания Orbital, покупает в сборе на подмосковном НПО «Энергомаш». Даже антироссийские санкции никак не повлияли на поставки российских РД-181 для запусков «Антареса» – эти уникальные ракетные двигатели год за годом попадают в особый список исключений по санкционному списку.

 

Ракета пониже, факел пожиже

Конечно, все вышесказанное касается настоящего ракетного хай-тека — ракет, способных достичь орбиты Земли, а также баллистических ракет средней и межконтинентальной дальности. Такие изделия Украина делать разве что с невероятным напряжением сил — или же не может делать вовсе. Проще ситуация со всем, что летает ближе и не так быстро.

Пока что у Украины сохраняется возможность производить оперативно-тактические ракетные комплексы (ОТРК), дозвуковые крылатые ракеты, ракеты систем залпового огня и широкую номенклатуру других тактических ракет — противокорабельных, ракет ПВО, ракет «воздух-воздух».

 

Несомненным успехом последних лет для ракетной отрасли Украины стало освоение в производстве реактивной системы залпового огня (РСЗО) «Ольха» с новым корректируемым боеприпасом, разработанной на основе ракеты, разработанной на основе советской РСЗО 9К58 «Смерч». Такие ракеты с максимальной дальностью около 130 км Украина пока делать может, причём, по заявлениям Киева, даже без «российских деталей». Хотя вот компоненты твёрдого топлива для них приходится все равно покупать за рубежом — «пороховую» химию в стране успешно подразвалили и многие химические заводы, например в Шостке или в уже упомянутом Павлограде, практически пошли под нож. Теперь остатки химической отрасли героически пытаются спасти — надо же чем-то снаряжать новые ракеты, которыми Украина собирается остановить «любого агрессора»…

 

Например, на том же «Южмаше» с 2013 года ведётся разработка ОТРК «Гром», который впоследствии был модифицирован под требования заказчика из Саудовской Аравии, получив наименование «Гром-2». Радиус действия «Грома» заявлен, как 280 км, с возможностью увеличения до 500 км. Опытное шасси «Грома» уже даже выкатили на парад по случаю дня независимости Украины в августе 2018 года. Было заявлено, что изготовлено два опытных шасси, а полигонные испытания начнутся уже в конце 2019 года. Однако пока что «гром и ныне там»: на украинских полигонах тихо, а саудитов попросили зайти за ракетами… в 2022 году. Мол, доделать надо чуток, не всё пока собралось из деталей в готовую ракету. Так что, когда мы говорим о том, что разработка нового ОТРК является для Украины уже нетривиальной задачей, мы отнюдь не искажаем ситуацию. Сделать могут, а вот запустить в серию — с трудом.

 

На основе этих наглядных примеров можно увидеть, в каком положении находится «98% советского наследия» Украины. Наверное, от них осталось 2%, просто ветеринар Данилов неправильно расслышал на заседании СНБО докладывавших ему ракетчиков…

Михаил Большаков







Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии: Оставить комментарий
  • Andy P

  • 29 февраля 2020 09:31
  • Группа: Посетители
  • Регистрация: 10.11.2014
  • Статус: Пользователь offline
  • 1284 комментария
  • 0 публикаций
^
очередные мечты убогих о своём "вэличии"
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости smi2.ru