Пол-Украины — русские, а Кремль всё медлит

Украина расколота по этническому и политическому признаку на русских и украинцев, воспринимающих современность порой с противоположных позиций. Если Москва в обозримом будущем не предпримет ясных, действенных шагов, эта пропорция может измениться на менее благоприятную для России.

Согласно опросу социологической группы «Рейтинг», с тезисом Владимира Путина о том, что «русские и украинцы — один народ, который принадлежит одному историческому и духовному пространству» согласны 41% жителей Украины. Тех, кто не согласен с Путиным чуть больше — 55% респондентов.

Интерес представляет распределение голосов в региональном аспекте. Больше всего поддержавших тезис президента РФ на востоке Украины — 65% (30% не согласны), а также на юге — 56% (40%). Меньше всего хотят быть русскими на западе — 22% (75% против) и в центральных областях страны — 36% (60%). В Крыму и народных республиках Донбасса опрос, естественно, не проводился.

Причем пророссийские, прорусские настроения носят устойчивый характер в поколениях. Доля поддержавших единство русских и украинцев оставалась примерно одинаковой для всех возрастных групп: значение колебалось в среднем в интервале 39−44%. Отметим, что сторонников единства оказалось больше среди пожилых (старше 60 лет — 42%) и среди молодых (18−24 лет — 44%).

Своим анализом ситуации с нами поделился член Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ Богдан Безпалько.

— На Украине люди, отвечая на такого рода вопросы, уже проявляют определенное мужество. А кто-то может и скрывать свое мнение. В том числе по поводу поддержки тезиса Путина, предложенного в его статье «Об историческом единстве русских и украинцев».

— По-вашему мнению, 41% поддерживающих единство — это много или мало?

— Для России даже такие весьма условные данные — это большой успех. Потому что они показывают значительное число людей на Украине, считающих себя русскими и готовых это открыто, не боясь, декларировать. Это позиция не то, чтобы отчаяния… А как у Пушкина: «Есть упоение в бою и бездны мрачной на краю». Недавно в Харькове продавщица отказалась обслуживать женщину, любившую провоцировать, задавая вопросы на украинском языке. Ясно, что украинизация всех уже достала до живого.

Эта политика проводилась там в течении последних 30 лет и не увенчалась успехом. По крайней мере полностью. Еще в 2006 году агентство Gallup проводило исследование, показавшее, что 83−86 процентов граждан Украины считают родным русский язык. Это было умный опрос, где не спрашивали в лоб, какой язык родной. Потому что пропаганда обычно смешивает понятия этничности, гражданской принадлежности и языка. Социологи дали выбрать анкету на русском или украинском языке и люди показали, что для них на самом деле ценно.

В последние годы стала публиковаться статистика поисковых запросов в интернете. Даже на западе Украины большинство запросов вводится на русском языке. Популярные на Украине музыкальные группы — это как правило либо исполнители из России, независимо от их качества, либо украинские, но исполняющие песни на русском языке. Более того, часто не удается заполнить местный эфир украиноязычным контентом. Его просто нет в нужном для этого количестве. Украинская культура, которую сейчас пытаются внедрить в сознание людям просто не нужна.

То есть 30-летие независимости Украина будет встречать с населением, которое эту независимость вовсе не приветствует. Также как и законы, якобы, направленные на исполнение вековых чаяний украинского народа. Ну, не нужны людям ни украинизация, ни независимость. Думаю, если бы жители Украины могли бы высказывать свою точку зрения спокойно, зная, что за нее их не станут преследовать ни СБУ, ни начальство на работе, они бы высказывались гораздо более откровенно.

— Разница между ответами на западе и востоке Украины разительная…

— Конечно, это отражает региональную специфику страны. Украина всегда делилась примерно пополам. Левобережная ее часть была более русскокультурной, предпочитала союз с Россией всем другим векторам внешней политики. А центральная Украина и, безусловно, западные пять областей всегда стремились больше на Запад. Но застрельщиком всегда выступала Западная Украина. Парадокс в том, что с экономической точки зрения самый несостоятельный регион как раз Западная Украина. Она экспортирует свою идеологию. Но даже сейчас, в 2021 году, это сильно пробуксовывает.

Попытки запихнуть русскую культуру, русский язык, каждого гражданина Украины в прокрустово ложе дают все больше сбоев. На Донбассе и в Крыму этот процесс был сломан, но на Украине нынешние элиты продолжат эту политику, несмотря на мнение населения. То, что там делают элиты в принципе не отвечает интересам жителей страны. Они пытаются сформировать русофобскую Украину и защитить экономические интересы либо своих суверенов за пределами страны, либо тех, кто представляет финансово-промышленные группы.

— Россия не может игнорировать тот факт, что половина соседней страны считает себя русскими. Только констатации недостаточно. Надо как-то решать проблему…

— Согласен. Это уже происходит. Сложно было бы представить, чтобы президент России написал статью об историческом единстве, например, в 2006 году. Думаю, специалисты должны разработать ряд программ… Я вижу, что многие жители Украины откликнулись на программы защиты русского языка и русскоязычных граждан Украины, разработанные в ДНР. Хотя ДНР — это всего треть Донецкой области. И тем не менее, ее разработки заинтересовали жителей Украины.

Значительную роль играет то, что украинизация, идеологическая накачка происходит в пожарном порядке. Например, сейчас в Лисичанске отмечающие «освобождение от оккупантов» вскидывали руки в нацистском приветствии. Каким бы человек не был лояльным к государству Украина, идеология, навязываемая в таком виде будет вызывать отторжение. Резкость украинизации уже привела к тому, что Крым и Донбасс предпочли разорвать связь с такой государственностью.

По мнению директора Центра геополитических экспертиз Валерия Коровина, «незалежной» необходима деукраинизация.

— Для того чтобы не потерять русских на Украине, нужно самим более четко сформулировать и понять для себя, что такое русский народ. Потому что эта категория в течение века находится фактически под запретом. Был небольшой ее ренессанс в сталинский период, когда русские как народ были реабилитированы на уровне риторики партийных руководителей. Но после смерти Сталина, начиная с Хрущева, эта категория была вновь изъята из политического и научного оборота.

То есть для того, чтобы человек соотносил себя с коллективной идентичностью, органической общностью, культурно-историческим субъектом, он должен понимать что такое русский народ. Должен понимать, как такая цельная историческая категория, единство религиозное, социальное, культурное, языковое создало континентальную государственность и отстаивало ее в течение тысячи лет. Это базовая отправная точка.

Этот процесс сейчас должен быть начат в самой России. Со статьи Путина или с исследований по социологии или исходя из общей потребности, позиции большинства. После этого русским людям, в первую очередь живущим за пределами России, которых сейчас именуют соотечественниками, станет проще соотносить себя с общностью «русский народ».

— 41 процент русских на Украине — это, по-вашему, много или мало?

— Даже несмотря на то, что это явление (русский народ) не сформулировано, несмотря на насильственную украинизацию, искусственное создание украинской политической нации, несмотря на страх, на запугивание русских, которые составляют на Украине большинство, то, что 41 процент себя считают русскими свидетельствует о том, что полностью сохраняется предпосылка к восстановлению этим русским народом большого пространства в рамках этого государства или союза, блока государств. Евразийского союза или любого другого.

Фактически, этих людей гораздо больше. Русских на Украине большинство. Собственно, украинцы — это и есть русские люди, из которых принудительно, жестко через человеконенавистническую идеологию украинизации создают так называемую украинскую политическую нацию. Это западный проект, не имеющий никаких предпосылок внутри Украины, запроса со стороны общества, русского большинства. С этим проектам носятся меньшинства, стремящуюся создать искусственную общность на основе языковой идиомы по лекалам, сложившейся еще во времена французской революции.

Этот язык-идиома складывается объединением малоросских хуторских говоров, а недостающие понятия заимствуются либо в других языках, например, в польском, либо придумываются. Так, получается искусственный язык, который дополняется нужными терминами для преподавания например математики, физики, других наук, которых нет в хуторских говорах, потому что там обсуждают в основном аграрные вопросы. А дальше на основе языка и жестких административных границ, утверждения гражданской атомарности создается конструкт на базе русского большинства.

— Однажды России придется развернуть этот процесс вспять…

— С учетом того, что человек добровольно от своей идентичности никогда не откажется, сражается за нее, то сделать это можно только принудительно, что мы и наблюдаем. Но так как этот процесс искусственный, чужеродный, он движется очень медленно, тяжело. Обратный же процесс должен происходить стремительно. Но для этого на Украине должна быть осуществлена деукраинизация по аналогии с тем, как в свое время была проведена денацификация Германии и Европы.

Сергей Аксенов

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.