Дефолту быть, дефолта не избежать
Главной экономико-политической темой ближайших дней стало заявление министра финансов РФ Антона Силуанова о том, что Россия может потребовать от Украины досрочного гашения долга по гособлигациям. Мировые финансовые эксперты сразу заговорили о том, что такой шаг может ускорить и без того слишком вероятный дефолт бывшей «советской житницы».
Однако Украина загнала себя в сложный замкнутый круг: для выхода из кризиса необходимы дополнительные заимствования, но повышение и без того огромного госдолга спровоцирует требования о досрочном возврате ранее полученных средств и, как следствие, только приблизит дефолт, для предотвращения которого опять-таки нужны заимствования.
Еще пару месяцев назад в одном из своих интервью президент РФ Владимир Путин заверил, что Москва не намерена требовать от Украины досрочного гашения выкупленных в 2013 году украинских гособлигаций на сумму 3 млрд долларов. Министр финансов Антон Силуанов также сообщал, что Украина исправно, согласно графику, осуществляет предусмотренные договоренностями выплаты по займу. Однако в начале нового года ситуация резко изменилась.
В последние дни новогодних каникул в ряде российских СМИ появилась информация о том, что Россия все-таки может потребовать от Украины досрочного погашения остатка долга в связи с нарушением условий предоставления займа. Сначала информация появилась со ссылкой на источник в правительстве, но позже ее подтвердил и Силуанов, заявив журналистам, что Россия имеет для такого шага все основания. Он напомнил, что условия предоставления так необходимых Украине средств предполагали в частности непревышение госдолга страны 60% ВВП.
Россия выкупила еврооблигации Украины на сумму в 3 млрд долларов в декабре 2013 года. Это был первый и единственный транш в рамках программы заимствований общим объемом 15 млрд долларов. Срок обращения ценных бумаг составляет 2 года со ставкой 5% годовых. На тот момент российские финансовые вливания оказались для Украины как нельзя кстати, хотя всего лишь отсрочили ее вхождение в уверенное преддефолтное состояние. Уже в ноябре 2014 года госдолг страны достиг 68% ВВП и превысил 1 трлн грн (почти 70 млрд долларов). Это соответствует и прогнозам МВФ (67,6% по итогам 2014 года). Следует отметить, что по итогам 2013 года, то есть при «плохом» Януковиче, госдолг Украины составлял 42% ВВП страны.
К тому моменту, когда Украина продавала России свои гособлигации, экономическая ситуация в этой стране уже оставляла желать лучшего. Государственный переворот и приход к власти новых людей не только не исправили ситуацию, но и усугубили ее. Уже в 2014 году Украина успела занять деньги у Канадского экспортного агентства (179 млн долл.), Японского агентства международного сотрудничества (96,1 млн долл.), выпустить гособлигаций на сумму в 1 млрд долл. плюсом к уже имеющимся, а также взять в долг у МВФ (получено 4,6 млрд долл. из 17 млрд долл.), МБРР (1,2 млрд долл.) и ЕЭС (1,1 млрд долл.). В общей сложности при новой власти Украина взяла в долг свыше 9 млрд долларов. Помимо этого, в сентябре 2015 года наступает срок погашения и других евробондов на сумму еще в 2,5 млрд долларов. На покрытие всех этих долгов нужны деньги, а их нет и не предвидится.
Так что долг перед Россией — не единственный в копилке новой украинской власти. Ранее МВФ пообещал Украине помощь в размере 17 млрд долларов. Первая посылка с 4,6 млрд долл. уже дошла до Киева. Однако для того, чтобы выделить очередной транш, МВФ должен убедиться, что госдолг Украины находится в приемлемых границах. Это важно и для России, чтобы быть уверенной в соблюдении условий кредитования. Но даже без оглашения официального отчета этот момент уже ставится под сомнение всеми ведущими экспертами. Кроме того, для предотвращения коллапса Украине потребуется сверху еще не менее 15 млрд долларов.
Помимо этого, в 2014 году Германия выделяла Украине два пакета финансовой помощи в размере 1,6 млрд евро. 7 января Ангела Меркель решила выдать правительству Яценюка еще 500 млн евро. Погоды это не сделает, но, как говорится, с миру по нитке. Кроме того, новый кредит будет предоставлен Украине только при условии гарантий неиспользования этих средств на военные цели. Для России это является неким успокаивающим фактором не только потому, что вселяет хоть какую-то надежду на прекращение военного конфликта на Юго-Востоке, но и потому, что Россия как никто другой заинтересована в стабильной и платежеспособной Украине. Требование же о досрочном гашении еврооблигаций может вызвать цепную реакцию и у остальных кредиторов, что неизбежно приведет Украину к дефолту.
В конце декабря 2014 года президент Петр Порошенко попросил у МВФ рассмотреть возможность увеличения финансовой помощи. Без дополнительных внешних вливаний Украине грозит дефолт уже в этом году, уверены ведущие экономические эксперты. Так, согласно прогнозам S&P, для предотвращения экономического краха стране необходимы минимум 11 млрд долларов. Известный американский финансист Джордж Сорос пошел дальше и предложил дать Украине сразу 50 дополнительных миллиардов американских долларов. По его мнению, помощь Украине на сегодняшний день даже важнее поддержки готовящейся к выходу из еврозоны Греции.
Пока Украина платит по долгам и не нарушает договоренности, отзывать кредитные средства раньше времени никто не будет. Но Силуанов выразил удивление в связи с тем фактом, что в госбюджете некогда братской страны средства для погашения гособязательств перед Россией вообще не предусмотрены, тогда как обязательства перед МВФ исполняются исправно. Понятно, что в такой ситуации у России действительно есть причины для беспокойства. Но окончательных решений по взысканию долга с Украины можно ждать не ранее марта, так как только тогда будет опубликована официальная макроэкономическая статистика и можно будет делать выводы о реальном состоянии украинской экономики в целом и объеме госдолга в частности.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии6