Итоги «Русской весны» глазами организатора действа: большое интервью А.Чалого
Алексей Чалый подвел свой итог глобальных событий «Русской весны». Что сделано, что предстоит сделать и куда следует двигаться в ближайшем будущем. Председатель Заксобрания Севастополя убежден, что город-герой может и обязан стать центром инноваций и передовых технологий.
Харьков, Одесса приняли украинские идеи, а Севастополь пошел до конца.
«Мы все-таки другой город. Помните, как у Толстого в «Севастопольских рассказах» написано? «Не может быть, чтобы при мысли, что вы в Севастополе, не проникло в душу вашу чувство какого-то мужества, гордости, и чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах...» Эти слова имеют под собой вполне реальные основания».
Какая судьба ожидает Украину
«Она будет враждебна России в течение одного поколения. Как Литва».
О том, что Севастополь никогда не приживется в составе Украины было ясно еще 23 года назад
«Все было уныло предсказуемо почти с самого начала воцарения Незалежной в Севастополе. Действовать я начал еще на референдуме в 1991 году, сразу после Беловежской пущи. Я уговаривал сотрудников нашей компании подумать хорошенько, прежде чем голосовать за независимость Украины, и рисовал перспективы. Которые стали реальностью через несколько лет. Мне уже тогда было в общих чертах ясно, к чему все идет. А всерьез работать на ниве общественной деятельности я начал после расстрела Белого дома в 1993 году. Если помните, тогдашний Верховный Совет принял акт о российском статусе Севастополя, но он так и не был никогда реализован. Тогда стало понятно, что Украина – это надолго».
О сложностях продвижения русских проектов в городе при украинской власти
«Поскольку мы запускали эти проекты с нуля, то было ожидаемо сложно. Украинские чиновники, за исключением особо прозорливых, не очень понимали, о чем вообще идет речь и к чему эти проекты. Но некоторых приходилось обходить. Подавалось все под разными соусами. Например, Музей 35-й батареи позиционировался не как русский проект, а как проект сохранения исторической памяти народа. Иногда доходило до смешного. Например, нам вынесли предписание по поводу языка и отрезали рекламу на Независимом телевидении Севастополя. Согласно украинскому законодательству рекламы на русском языке не должно быть вообще. Тогда мы стали давать рекламу на немецком, английском и крымско-татарском. Поскольку реклама была одна и та же, весь Севастополь смеялся над комитетом по контролю».
Возвращение Крыма в состав России – ожидаемое событие
«Мы готовились к этому в 2004 и 2008 годах. Но тогда ситуация не достигла такого экстрима, как в прошлом году, когда Янукович отказался подписать договор об ассоциации с Евросоюзом. Когда в Киеве раскручивали Майдан, мы здесь активно готовились к ответному майдану. Создали общественное объединение «Республика». И потихоньку градус повышался: они там накаляли обстановку – и мы здесь в ответ тоже накаляли».
Предпосылки стать «народным мэром»
«Было два момента. Первый – когда было принято решение, что мы воюем. Это произошло в Австрии, где я узнал о бегстве Януковича. Мне стало понятно: это шанс, который нельзя упускать. А второй момент – когда отвечал для себя на вопрос о мэрстве (но это уже был способ реализации ранее принятого решения). То, что я окажусь на переднем крае борьбы, стало понятно за несколько часов до севастопольского митинга 23 февраля. Во время обсуждения стратегии наших действий севастопольский общественный деятель Борис Колесников сказал мне: «Я не спал всю ночь, и мне пришла в голову такая мысль: мы выходим, объявляем Чалого мэром и забираем в городе власть». Я согласился. Было ли трудно принимать такое решение? Понимаете, я много лет желчью наливался, видя то, что творила Украина в Севастополе. А тут появилась долгожданная возможность все вернуть на круги своя. В этом смысле психологически я был заранее готов, и особого поступка с моей стороны не было. Но, конечно, меня пугала опасность ввергнуть людей в войну и неумение управлять городом».
О митингах в Севастополе: объединились все
«Не имея опыта организации подобных мероприятий, было сомнение: а вдруг не получится? Но когда я пошел из дома на площадь и увидел огромное количество людей, идущих на митинг, то на душе стало легче. А потом я увидел площадь Нахимова, которая просто не вместила всех. Народ стоял на Матросском бульваре, были забиты все проходящие улицы. И не было ни одного украинского флага. Ни одного. Было понятно, что все люди объединились вокруг идеи возвращения в Россию».
«Таврида-Электрик» как образец создания бизнеса
«Я всегда старался делать то, что не умеют делать другие. Этот принцип положен в основу стратегии компании, и он должен быть как «Отче наш» для любой фирмы, занимающейся инновациями».
На продажу бизнеса повлияли санкции
«Против меня ввели персональные санкции, и я не хотел подставлять своих иностранных сотрудников. С них взяли подписку, что за связь со мной в любом виде они могут схлопотать двадцать лет тюрьмы».
Каким будет Севастополь через 25-50 лет
«Эти планы мы описали в Концепции развития Севастополя. Это прежде всего экономическая состоятельность. Город должен зарабатывать себе достаточно налогов для того, чтобы обеспечить комфортную городскую среду и государственные услуги надлежащего качества, не выпрашивая денег в федеральном бюджете. Далее. С точки зрения развития городской среды акцент сделан на сохранении традиций, в том числе архитектурных. Плюс классика приморского города – пляжи, набережные, парки и тому подобное. Кроме того, на первое место в промышленности должна выйти «хайтековская индустрия», и под нее мы нашли «якорные проекты». Это приборостроение, микроэлектроника, электротехника, IT-индустрия и другие области».
Наличие военной базы не помешает развитию города
«Наличие военной базы многим городам не мешает развиваться. Более того, в нашем случае на обеспечение потребностей базы может быть нацелена значительная часть экономики. Главное – реставрировать и модернизировать инфраструктуру. И попытаться вернуть субподрядчиков, которые разбежались из города за последние 23 года».
Местных кадров будет недостаточно
«Многих ключевых людей придется приглашать. Благо многие готовы приехать. Людей, за которыми стоит дело и знания, может привлечь идея «Русской Калифорнии» – южного высокотехнологичного города с комфортными условиями проживания и нормальной властью. Плюс многие компании начнут к нам приходить, когда мы сможем предложить им площадки для развития бизнеса с готовой инфраструктурой».
Законодательная перестройка и какие законы необходимо принять в первую очередь
«Сама по себе законодательная перестройка ничего не решает. Законы не заработают без ресурсов – земли, инфраструктуры, денег, исполнителей. Но некоторые меры могут пойти на пользу. Например, закон о неэффективном собственнике. Нечто похожее есть в Москве и Петербурге. Идея состоит в том, чтобы повышать ставки пользования активами (земля, недвижимость) в случае неэффективного их использования. А с другой стороны – выходить с предложением от казны по выкупу таких активов. В целом нужно понимать, что самостоятельно совершить инновационный прорыв Севастополь не в состоянии. Нужна адекватная поддержка федеральной власти. К счастью, есть большой энтузиазм квалифицированных людей из различных регионов России».
Решение В.Путина сделать Крым и Севастополь свободной экономической зоной
«Мы его ждали. Оно потенциально дает большие преференции резидентам свободной экономической зоны».
Севастополь как «федеральный центр генерации национального самосознания»
«Так уж сложилось, что мы – единственное место в России, в котором переплелись все критически важные эпохи в развитии нашей цивилизации. Начало похода Андрея Первозванного. Первые христианские монастыри. Клемент Римский. Крещение Владимира в Корсуни. Написание славянской письменности. Крымская война и первая оборона Севастополя. Великая Отечественная война. Наконец, события «русской весны» 2014 года. Наша идея состоит в том, чтобы интересующихся историей школьников «пропустить» через наши исторические объекты, сделав это по-человечески. У нас же все можно пощупать! И это западает навсегда в душу, к этому готовую».
Все решалось быстро
«Быстро избавились от гривны, быстро разобрались с банками, хотя медленнее, чем хотелось бы. С денежным обеспечением бюджетников и пенсионеров быстро решили вопросы. Однако у экономики при этом начались проблемы. Избежать длинных очередей было можно, для этого следовало задействовать больше федеральных ресурсов, людских прежде всего. Не стоило новым субъектам передавать дополнительные федеральные полномочия – и так вводных много, а нам приходится учиться тому, что ни один субъект еще до этого не делал».
Роста цен и перебоев с электричеством и водой избежать пока нельзя
«По поводу цен... Процесс объективен – он связан с плохой логистикой, развалом старых связей и ростом доходов бюджетников. Перебоев с электроснабжением избежать было нельзя, поскольку все сети находятся в руках Украины, и это при дефиците-то электроэнергии в 70 процентов. Проблемы с водой не были бы такими серьезными, если бы начали шевелиться с мая, не рассчитывая на дождливую осень, которая в Крыму – редкость».
Заниматься стратегией пока некогда
« Все время нахожусь в состоянии осознания новых вводных. Уж больно малознаком мне предмет под названием «государственное устройство».
Долг перед людьми
«Если пойму, что нельзя реализовывать разработанные проекты, уйду. Меня держит только ответственность перед людьми и возможность реализовать обещанные им проекты».
Севастополь и Крым – исторические проекты, повлиять на них не сможет никто
«Понятно, что в западной цивилизации есть много такого, что нужно перенять и использовать, как и такого, чего нельзя использовать никогда. И у нас есть и качества, от которых нужно отказаться, и особенности национального характера, которые нужно развить. Наверное, этого вполне достаточно для того, чтобы претендовать на звание исторического проекта».
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии2