Порошенко - покоритель Маковки
Власти «незалежной» продолжают активно заниматься историческим мифотворчеством ради формирования у граждан отрицательного образа России. Общее героическое прошлое попрано и забыто. И даже уголовно наказуемо сегодня в демократической Украине. Новый режим фанатично «лепит» из русского человека главного врага украинского народа. И цель, как это часто бывает, оправдывает средства.
Накануне стало известно, что Петр Порошенко решил подарить своему народу новый праздник – «100-летие победы украинских сечевых стрельцов» над частями Российской империи в Карпатах. Речь идет о незначительном эпизоде Первой мировой войны – битве на горе Маковка в Львовской области в мае 1915 года.
Как сказано в указе, опубликованном на сайте президента, будут чествовать «мужество и героизм борцов за независимость Украины, с учетом их роли в становлении государственности». И, надо полагать, этот сомнительный юбилей, с точки зрения идеологов киевского режима, имеет для современной Украины куда большее значение, чем 70-летие Победы над нацистской Германией.
«Под стрельцов» предусмотрено отдельное финансирование. И отмечать новый праздник планируется на государственном уровне широко и пафосно, с подключением ученых, представителей высшей школы, учителей, военных и представителей СМИ.
Но есть ли повод для торжества? Ведь, как известно, украинские стрельцы сражались на стороне Австро-Венгерской империи. В таком случае, о какой независимой Украине ведется разговор?
Такое впечатление, что «незалежная» все пытается найти свою «великость», а она никак не находится. Вот и приходится высасывать из пальца какие-то псевдособытия и преподносить их как великие исторические «перемоги».
- Безусловно, историческое значение этого эпизода Первой мировой войны, мягко говоря, преувеличено, - признает украинский политолог и публицист Юрий Городненко. – Хотя сам праздник – не новый. Еще в 2009 году, если не ошибаюсь, его хотел ввести президент Виктор Ющенко. Даже указ издал. Но он все-таки не додумался до того, чтобы так пышно праздновать на государственном уровне. Предполагалось просто провести несколько научных конференций, чтобы отметить это событие.
При том, что историческая основа этого праздника, она достаточно сомнительна. Бой у Маковки – это, по сути, малозначительная стычка, которая никак не повлияла на ход не только Первой мировой войны, но даже Карпатского сражения, которое в этот момент разворачивалось на Западной Украине. В этом бою, кстати сказать, украинцы участвовали с обеих сторон. Со стороны Австро-Венгерской империи - представители Галичины. Со стороны российской - представители Малороссии, т.е. нынешней Центральной и Восточной Украины.
То есть, почему празднуют событие братоубийственной, по сути, войны, если разобраться, вообще непонятно. Получается, отдают предпочтение только представителям Галичины – небольшого кусочка нынешней Украины.
- Насколько известно, к тому же, штурм горы изначально закончился победой русских…
- Маковка, действительно, осталась за российской армией. Таким образом, под видом победы, получается, праздновать хотят поражение. Поражение австро-венгров, и в том числе так называемых «сечевых стрельцов».
Тут смешивается, с одной стороны, полное незнание истории и желание ее переписать. С другой стороны, налицо стремление приучить украинцев праздновать поражения. То есть, опять украинцам навязывается комплекс неудачников. Если отмечают такое событие как поражение, то, фактически, речь идет о том, что приучают нацию к тому, что они вечные страдальцы. Они терпят поражение, и они вечно обиженные.
Это если говорить об исторической основе и эмоционально-идейной насыщенности этого праздника.
Потому как сама стычка под Маковкой не повлияла никак на ситуацию на том театре военных действий, где проходили эти бои. Даже локально. Эта высота оставалась за российской армией до тех пор, пока на этом участке фронта не началось общее отступление частей императорской армии. Но досталась она не сечевые стрельцам, которые понесли потери и были выведены на тот момент с этого направления, а австро-венграм.
Ведущий специалист научного сектора исполнительной дирекции Российского военно-исторического общества, руководитель интернет-проекта «Герои Первой мировой» Константин Пахалюк напомнил, по какой причине украинцы оказались в составе австро-венгерской армии:
- Австро-Венгрия тогда поддерживала сепаратизм отдельных представителей украинского народа. И, понятное дело, пыталась в политическом плане всю эту поддержку актуализировать. Вряд ли уместно говорить, что австрийский император собирался предоставить Украине независимость или автономию. Но националисты могли надеяться, что после победы над Россией, они получать те или иные преференции из рук австрийцев.
Бои под Маковкой, действительно, были весной 1915 года. Но носили они исключительно позиционный характер. И закончились отступлением русских войск по той причине, что началось общее отступление наших частей в Карпатах. И здесь говорить о том, что украинские стрельцы как-то особенно себя проявили, не приходится. Да, сражались с австрийскими солдатами. Но были бои. То мы занимали Маковку, то – противник. Но эти бои не являются какой-либо исключительностью на фоне других боев на театре войны.
- Тогда в чем смысл этого нового мифа?
- Я думаю, это связано с созданием национального государства на Украине. Можно сказать, это очередная попытка обосновать и легитимировать теорию украинства. Показать, что Украина появилась не после 1917 года и даже не в 1991 году. А что у украинского народа есть некая своя давняя история, доказывающая, что он как народ и, тем более, как нация, существовал задолго до известных событий.
Отсюда все рассказы о «древних украх», о украино-русском государстве эпохи князя Владимира, и тому подобные мифы. Это попытка придумать нацию, ее сконструировать. Причем, не только здесь и сейчас, а сконструировать в прошлом. Понятное дело, для этого все средства хороши. И почему, в таком случае, не вспомнить даже этот малозначительный эпизод, где украинцы на стороне немцев сражались против русских. Учитывая настроения в современной Украине, это будет восприниматься даже положительно.
- Историческая политика нынешних украинских властей не может не строиться на выдумывании поводов для празднования. Потому что речь идет, по сути, о конструировании новой версии истории, - уверен исполнительный секретарь Ассоциации историков Второй мировой войны, завкафедрой истории, философии и культурологии МГГУ им. Шолохова Юрий Никифоров. - Эта новая версия делается большей частью на исторических мифах. А конструирование мифов никакого отношения к исторической науке не имеет, по определению.
По закону «о героизации всех борцов за независимость Украины», который Рада приняла 9 апреля, получается, что этих борцов надо ведь еще и найти. И те, кто занимается реализацией этих проектов, пытается найти этих борцов в любых деятелях прошлого, кто так или иначе, может рассматриваться, как этнический - имеющий какое-то отношение, к тому, что они называют «украинством».
А эти люди могли быть подданными, как, например, в данном случае, Австро-Венгерской империи, и в головах у этих людей не было ничего, кроме служения своему австро-венгерскому императору и ненависти к русским.
Собственно, всех этих «свидомых патриотов», независимо от их идеологических предпочтений или подданства (гражданами Польши они являлись или Австрии, или были гражданами СССР), объединяет ненависть к России. Они ненавидят саму идею русского мира. Общности славянских народов. Они ненавидят, как правило, Православную Церковь и веру православную. И эта единственная платформа, на которой происходит произвольное объединение столь разных зачастую сил и событий.
Можно вспомнить, как, например, насаждался украинцам миф о так называемой «батуринской резне» 1708 года.
- Это из эпохи Петра I…
- Да, и не так давно на Украине тоже 300 лет отмечали. Естественно, это событие не могло никак транслироваться через обычные каналы исторической памяти – от человека к человеку, через семью. Зафиксирован разгром ставки гетмана Мазепы. Но судьба гражданского населения – жителей Батурина – она неизвестна историкам. Мы не знаем, что там случилось.
Тем не менее, специальными усилиями пропагандистов был выдуман факт уничтожения мирных граждан войсками Петра I. Дальше средствами современной пропаганды он был закреплен в сознании людей. И приобрёл статус неопровержимого факта исторического в представлении широких масс населения Украины.
Такого типа технологии мы как раз и называем технологиями создания исторических мифов, конструирования новой какой-то истории. К реальным событиям прошлого вся эта работа никакого отношения не имеет. Это часть идеологической пропаганды.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии2