Американские технологии информационной войны
Информационная война, в какой бы форме она ни велась, предполагает прежде всего борьбу за информацию и вокруг информации.
Американские специалисты выделяют в связи с этим два основных уровня информационной войны: стратегический, когда воздействию подвергаются общие информационные ресурсы и сети противника, и тактический, предполагающий достижение информационного превосходства над противником на поле боя.
По форме ведения и решаемым задачам информационная война на тактическом уровне может быть«наступательной» или «оборонительной».
Под « оборонительной» информационной войной понимается достижение полного информационного превосходства над противником – другими словами знать о нем все, знать о себе все и защитить свои информационные сети и ресурсы от проникновения противника.
Доктор Дэвид Альбертс отмечает: «Термин «оборонительная информационная война» применяется для обозначения любых действий, направленных на защиту от информационных атак, т.е. атак в отношении лиц, принимающих решения, информации и информационных процессов, на которые они полагаются в своей деятельности и коммуникационные средства передачи ими своих решений в войска»62.
« Оборонительная информационная война» нацелена на защиту информации в своих телекоммуникационных системах и обрабатывающих центрах с одновременным учетом своих технологически уязвимых мест, возможностей противника, а также ресурсов, необходимых для своей защиты» - так определяет сущность и задачи «оборонительной информационной войны Джон Коал в журнале «Military Review».
И далее он продолжает: «Соединенные Штаты должны преуспеть в деле оборонительной информационной войны еще до того, как наступательная информационная война из-за рубежа, начатая еще в «мирное время», не окажет негативного воздействия на информацию и информационные системы США»63.
62 David S. Alberts. Defensive Information Warfare. National Defense University Press, 1996.
63 John C Coale. Fighting Cybercrime// Military Review. March-April 1998. P. 77-82.
«Наступательная» информационная война предполагает проникновение и активное воздействие на информационные сети и ресурсы противника. Джон Коал отмечает: «Наступательная информационная война наносит удар противнику в голову, вместо того, чтобы вести войну на истощение силой против силы.
Информационная война оказывает влияние на политиков, принимающих решения, на военных стратегов и военачальников, на бизнес структуры с целью заставить их принять курс действий, выработанный на основе неполной, видоизмененной, ложной информации или прямой дезинформации»64.
Будучи виртуальной по своей сути, информационная война имеет в своем арсенале специфические «средства поражения», применяет особые способы и «технологии» поражения и уничтожения информационных сетей и систем противника.
Главным средством ведения информационной войны является компьютер, включенный в информационную сеть противника - единую глобальную сеть Интернет или в самостоятельные (изолированные) военные или иные сети противника.
Важным компонентом средств ведения информационной войны на тактическом уровне является система датчиков и сенсоров для сбора информации о противнике в реальном режиме времени. В представлении американских специалистов, реальное поле боя будущего для ведения наземных боевых действий будет представлять собой многослойный «пирог» датчиков и сенсоров, размещенных на земле, в воздухе и космосе, которые будут способны «видеть противника насквозь».
В вооруженных силах США уже сейчас применяются разнообразные системы беспилотных летательных аппаратов разведывательного назначения. Одна из них – беспилотный летательный аппарат морской пехоты США «Dragon Eye» - представляет собой аппарат, похожий на модель самолета, весом 2 кг и с размахом крыльев всего 1,3 м. В ходе последней военной кампании в Ираке вооруженные силы США применяли десять различных типов разведывательных беспилотных летательных аппаратов.
По мнению американских военных аналитиков, в будущем бригада сухопутных войск США численностью 3 – 5 тысяч человек будет применять в своих целях до 200 беспилотных летательных аппаратов.
Развитие разведывательных средств в направлении минимизации размеров ведет к созданию беспилотных летательных аппаратов еще более крошечных по размерам с размахом крыльев до 20 сантиметров.
Эти аппараты оснащаются телевизионными камерами, инфракрасными приборами наблюдения и другими электронными средствами разведки, а также средствами связи . В идеале, такой «самолетик» способен летать длительное время над позициями противника, будучи практически незаметным для него. На экран компьютера передается реальная « картинка», вплоть до окопов отдельных солдат противника и выражений лиц вражеских солдат. Укрыться от электронного ока такого «самолетика» будет в принципе невозможно.
64 John C Coale. Fighting Cybercrime// Military Review. March-April 1998. P. 77-82.
Другим примером тактических систем сенсоров и датчиков поля боя являются разработки специалистов ВВС США. Именно ВВС являются тем видом вооруженным сил, где активно обсуждаются и внедряются самые современные и перспективные технологии, которые могут быть с успехом реализованы в военной области. В середине 90-х годов ХХ века американскими военными специалистами был разработан серьезный долговременный проект под названием «ВВС-2025», в котором нашли отражение многие технологические инновации.
Среди некоторых разработок в области информационных технологий, датчиков и сенсоров, отличающихся своей необычностью, выделяются следующие концепции65.
«Муха на стене» (Fly on the Wall, AF 2025 Concept #900280).
Возможности нанотехнологии позволят снабдить специальными чипами мух, которые, благодаря этому, станут управляемы с удаленного пункта управления. Фактически, мухи превратятся в своеобразные мобильные сенсоры. Оператор получит возможность полного визуального контроля над обстановкой в зоне нахождения мухи. Муха может быть направлена на конкретную цель, а затем сама сможет обеспечить абсолютную точность наведения систем поражения на эту цель.
«Робот-жук» (ROBOBUGS, AF 2025 Concept #900341). Эта концепция аналогична проекту «Муха на стене», только вместо мух могут быть использованы насекомые.
«Я чувствую твой запах» (I Can Smell You, AF 2025 Concept #900567).
Специальные электронные чипы обеспечат обнаружение цели, ее сопровождение и наведение систем поражения по запаху, источаемому этой целью.
Американские эксперты ожидают в ближайшие годы качественных скачков в развитии биотехнологий, в результате чего будут созданы киборги различного назначения. В начале 2000 года ученые соединили человеческую клетку с электронным чипом, добившись возможности компьютерного контроля над жизнедеятельностью органической клетки. Перспективы этого технологического прорыва в медицинском отношении огромны, однако специалисты в области информационной войны увидели свою «выгоду».
Реальным становится создание своеобразных киборг-платформ, которые оказываются значительно эффективнее и дешевле обычных роботов. Так например, эксперты утверждают, что роботы размером с таракана только через несколько десятилетий смогут достичь мобильности живого таракана.Однако уже сейчас есть успешные попытки имплантации электронных чипов в живых тараканов, что делает их «дистанционно управляемыми»66.
65 2025. Air University Press, 1996.
66 Steven Metz. Armed Conflict In the 21st Century: The Information Revolution and Post-Modern Warfare. Strategic Studies Institute, US Army War College, 2000. P.47.
В будущей войне в городских условиях, например, такие оснащенные сенсорами тараканы могут направляться солдатом- оператором в нужном направлении, обеспечивая поступление необходимой информации из разных малодоступных мест.
Главными «средствами поражения» в «наступательной» информационной войне как на стратегическом, так и на тактическом уровнях, являются компьютерные вирусы, логические бомбы, информационные бомбы, чиппинг-технологии, электромагнитные бомбы.
Разновидностей и типов компьютерных вирусов огромное количество. Часть из них относится к «доброкачественным», другие – к «злокачественным». Если первые возможно « вылечить», а вызываемые им сбои не вызывают катастрофического ущерба, то вторые разрушают данные или целостность всей информационной системы. В военных целях при проведении операций информационной войны именно «злокачественным» вирусам будет отдаваться предпочтение.
Логическая бомба является в определенной степени разновидностью «злокачественного» вируса «замедленного действия». Они внедряются заранее в компьютерные сети, однако активизируются только через какое-то время – или самостоятельно, или по команде оператора.
Информационная бомба предполагает перегрузку информационных сетей противника ненужной, пустой информацией, практически парализующей все его действия.
Чиппинг-технология предполагает внедрение «заминированных» чипов в военную технику противника. Чип – интегральная микросхема, покрытая защитной оболочкой, препятствующей копированию или прочтению заложенной информации.
Электромагнитная бомба – это устройство, предназначенное для радиоэлектронных средств посредством мощного электромагнитного импульса. Разрушительное воздействие электромагнитной бомбы сопоставимо с электромагнитным импульсом, возникающим при ядерном взрыве. Это – подобие СВЧ печи, которая выводит из строя все электронные и электрические сети, инициирует пожары в радиусе действия импульса.
«Оцифрованная» армия
Военные действия в эпоху информационных войн будущего, как считают американские специалисты, будет не только вестись в виртуальном пространстве, но и на реальном поле боя. Однако военные действия на будущем поле боя будут вести так называемые «оцифрованные» войска.
«Оцифрование»67 - термин, введенный в сухопутных войсках США, означающий качественный скачок в системах управления, связи, разведки и компьютерных сетях.
67 В американских публикациях используется термин Digitization.
«Оцифрование» предполагает перевод всей информации, необходимой для планирования и ведения боевых действий, в цифровую форму и размещение ее в единой боевой информационной сети. В специальном пособии, подготовленном Ассоциацией армии США в 2001 году, трактуется : «Информационные технологии, взятые на вооружение, а также доктрины и тактика их использования приведут к новой революции в военных делах. Оцифрование армии США представляет собой самое серьезное изменение в военном деле с эпохи Наполеона и закладывает фундамент для ведения войны в XXI веке»68.
Что понимают американские военные специалисты под термином «оцифрование»? В вышеупомянутом пособии Ассоциации армии США указывается:
«Оцифрование – это общий термин, означающий интеграцию всех информационных систем обмена информацией с разнообразными платформами и системами оружия – вплоть до индивидуального солдата – через систему «Воин сухопутных войск» (Land Warrior)».
Оцифрование обеспечивает эффект умножения возможностей информационной сети в режиме реального времени с представлением единой оперативной картины каждой системе или пользователю в форме изменяемой и многоуровневой «картинки» на экране монитора компьютера…
Оцифрование соединяет воедино сенсоры и стрелков. Оно соединяет систему тылового обеспечения с теми, кто в нем нуждается. Оно обеспечивает передачу приказов и донесений. Оно предоставит вам все – от огневой поддержки до прогноза погоды»69.
Бригадный генерал Джозеф Одер, возглавлявший работы по «оцифрованию» в сухопутных войсках США, в своей статье в журнале «Army» в мае 1994 года определял «оцифрование» как «применение информационных технологий на всем пространстве поля боя для получения, обмена и использования своевременной цифровой информации, специально приспособленной к нуждам каждого лица принимающего решения (командира), стрелка и обеспечивающего лица, позволяя каждому из них составить четкое и точное представление о поле боя, что необходимо при планировании и выполнении боевых задач»70.
Процесс «оцифрования» армии США начался в марте 1992 года, когда генерал Р. Салливан, бывший тогда начальником штаба сухопутных войск США, санкционировал создание так называемую «Боевую группу маневров в Луизиане»71. Такое название было не случайным: в 1941 году в Луизиане состоялись крупномасштабные маневры, которыми было положено практическое начало подготовки США ко второй мировой войне. Накануне большой войны в маневрах участвовало 400 тысяч солдат, однако в начале 90-х годов «мобилизации» подверглись интеллектуальные ресурсы армии США.
68 Dennis Steele. The Army Magazine Hooah Guide to Army Digitization. The Association of the U.S. Army, 2001.
69 Dennis Steele. The Army Magazine Hooah Guide to Army Digitization. The Association of the U.S. Army, 2001. P. 13.
70 Joseph. E. Oder. Digitizing the Battlefield: The Army’s First Step to Force XXI// Army. 1 May 1994. P. 38.
71The Louisiana Maneuvers Task Force.
« Боевая группа маневров в Луизиане» действовала вплоть до 1996 года, когда ее функции были переданы Отделу по оцифрованию армии72, а впоследствии работы в этой области перешли в ведение заместителя начальника штаба армии по программам. Все исследовательские работы велись под наблюдением Командования сухопутных войск США по обучению и доктринам – специального органа американской армии, ответственного за развитие и внедрение новых идей в сфере подготовки войск к войнам будущего.
Командование сухопутных войск по обучению и доктринам с 1992 года активно разрабатывало концепцию «Сила XXI» (Force XXI), которая затем была трансформирована в концепцию « Армия пост-следующего этапа» (Army After Next), а затем и концепцию «Трансформация армии» (Army Transformation).
В августе 1994 года Командование по обучению и доктринам опубликовало Устав 525-5 «Операции Силы XXI», в котором особое внимание было уделено роли и значению информации в современной войне. Так, там определялось: «Цель создания армии XXI виделась в формировании вооруженных сил, способных вести войну в соответствии с принципами стратегии гибких действий и применять информационные технологии таким образам, чтобы достигать наибольшей смертоности в бою, наивысшей защищенности своих войск и высочайшим темпом оперативного маневра»73.
Для практической проверки теоретических выкладок американских специалистов армейским командованием было принято решение создать так называемое «Экспериментальное соединение дивизионного звена» (EXFOR).
В декабре 1994 года в качестве базового соединения для этой цели была выбрана 2-я бронетанковая дивизия, дислоцировавшаяся в Форт-Худе (Техас). В январе 1996 года эта дивизия была преобразована в 4-ю пехотную дивизию (механизированную), которая и стала своеобразным «полигоном» для отработки всех аспектов концепции «оцифрования» армии США.
В последующие годы на базе 4-й пехотной дивизии (механизированной) были проведены десятки так называемых «экспериментов» - виртуальных и реальных учений и тренировок – целью которых была практическая отработка концептуальных наработок специалистов. По мнению экспертов, все они завершились успешно.
Сердцевиной американской концепции «оцифрования» армии стало создание Тактического интернета, т.е. боевой информационной системы. В отличие от обычной сети Интернета, тактический интернет представляет собой хорошо защищенную информационную систему. Другой отличительной чертой тактического интернета является способность в беспроводном режиме соединять все звенья от вышестоящих штабов до отдельных боевых машин и (в идеале) отдельного солдата.
72 The Army Digitization Office.
73 См.: Dennis Steele. The Army Magazine Hooah Guide to Army Digitization. The Association of the U.S. Army, 2001. P. 10.
В сеть тактического интернета включена целая сеть информационных подсистем, которые в совокупности представляют собой Систему боевого командования армии ABCS (Army Battle Command System).
Система ABCS состоит из трех важнейших компонентов:
• Глобальной сети командования и управления сухопутных войск, которая является в свою очередь компонентом объединенной сети командования и управления вооруженных сил США.
• Тактической сети командования и управления сухопутных войск, которая поддерживает связь преимущественно в звене корпус-бригада. Она включает пять субсистем на поле боя: систему управления маневром; систему тактических данных полевой артиллерии; всеобъемлющую аналитическую систему; систему управления боевого обеспечения; рабочую станцию ПВО и противоракетной обороны.
• Системы боевого командования Сил XXI в звене бригада и ниже
FBCB2 (Force XXI battle command brigade and below system), которая представляет собой современнейшую систему графического отображения информации на тактическом уровне вплоть до отдельного военнослужащего. Эта система дает ответы на три главных вопроса, которые составляют сердцевину всей деятельности по «оцифрованию» армии: «Где нахожусь я? Где мои соседи? Где противник?».
В единой информационной системе тактического интернета командиры всех степеней получили доступ к необходимой им информации в реальном масштабе времени. На экране компьютера командира дивизии отражается полная тактическая обстановка вплоть до батальонного звена.
Сверху на эту «картинку» можно наложить, например, метеопрогноз на ближайшее время. Благодаря этому командир дивизии имеет четкое представление, где и когда можно использовать беспилотные летающие разведывательные комплексы, а где необходимо прибегать к другим средствам разведки противника. На ту же «картинку» комдив может наложить схему тылового обеспечения своего соединения.
Информационные потребности командира роты или взвода на поле боя значительно проще и конкретнее. Единая информационная сеть тактического интернета представляет им детальную информацию обо всех штатных и приданных системах оружия – их количестве, боевых возможностях, дислокации и передвижениях. Командиры подразделений имеют необходимо представление о боевых возможностях соседей и резервов старших начальников.
Вся информация о противнике в режиме реального времени передается на экраны тактических компьютеров командиров всех звеньев. Они фактически получили возможность всеобъемлюще видеть как бы всю картину боя, а не только свою конкретную боевую задачу.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии7