Возмещение ущерба, нанесенного АТО

 

Возмещение ущерба, нанесенного АТО.

 

На территории Украины ведется полномасштабная гражданская война. Во время сегодняшних событий страдают не только участники боевых действий, а также мирные жители, которые соблюдают нейтралитет и не поддерживают ни одну из сторон.


Артиллерийские удары, минометный огонь, авиационные налеты и бомбардировки стирают с лица земли жизни и имущество мирных граждан. Ни один закон Украины либо международный нормативно-правовой акт не позволяет государственным органам либо другим организациям и учреждениям всех форм собственности безнаказанно уничтожать чужое имущество и мирные жизни. Более того право индивидуальной собственности и его защита гарантируется законом. И только в отдельных случаях, например при введении военного положения, государство может ограничить указанное право граждан, однако это не освобождает его от возмещения нанесенного ущерба после окончания военного положения.


Законно возникает вопрос, кто же будет возмещать и восстанавливать мирным гражданам Украины, которые не принимают участия в боевых действиях, их дома, имущество, моральный и материальный ущерб. Кто будет нести ответственность за смерти среди мирного гражданского населения. Представители как одной, так и другой стороны, понимают, что безнаказанно убивать нельзя, по этой причине военные преступления моментально обрастают легендами и домыслами. Ярким примером является применение неуправляемых ракет во время авиационного налета в Луганске. Понимая всю степень ответственности украинский штаб постоянно придумывает любые версии, лишь бы в последующем не нести ответственность за военные преступления.


Все понимают, что рано или поздно война закончится и необходимо будет отвечать за содеянное. Чтобы максимально гарантировать возможность возмещения нанесенного ущерба, рекомендуется уже сегодня собирать любые факты, которые в последующем могут стать доказательствами.


Для юридической оценки ситуации, необходимо разобраться, что же на самом деле происходит в Луганской и Донецкой областях с точки зрения украинского законодательства, имеет ли армия право применять оружие против мирных граждан, осуществлять артиллерийские удары и авианалёты.


В указанных областях проводится антитеррористическая операция в соответствии с решением РНБО и указом и.о. Президента Украины. В соответствии с Положением об Антитеррористическом центре (утвержден Указом Президента Украины 14 апреля 1999 года № 379/99), управление операций возложено на Службу безопасности Украины. Каких-либо других документов регламентирующих особое положение в указанных регионах нет – ни военного, ни чрезвычайного положения не введено.


Причиной для проведения антитеррористической операции является несогласие группы лиц с новой политикой и новой властью в стране. Тут следует сделать оговорку, что ни одна из сторон в соответствии с украинским законодательством не является легитимной. Одна сторона пришла к власти посредствам вооруженного переворота (ст. 109 УГ Украины), другая сторона проводит незаконный референдум и объявляет о создании нового государства. Таким образом, если нарушения одной стороны остаются без должного, то нарушения другой стороны расследуются в соответствии с УК Украины (терроризм, бандитизм, сепаратизм и т.д.).


Для проведения операции в соответствии с абзацем 10 части первой статьи 1-1 ЗУ «О Вооруженных Силах Украины» также привлекается армия. Отдельно стоит отметить, что на наш взгляд юридических оснований для применения армии без введения военного положения не предусмотрено. Указанная статья дает четкий перечень причин, когда применение армии разрешено.

 

Во время антитеррористических операций Армия может быть применена в случае осуществления террористического акта в воздухе или территориальном море Украины; для защиты воинских частей Украины; для защиты оружия массового уничтожения, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, которые находятся на территории военных частей. На момент принятия решения о задействовании Армии (14 апреля 2014 года) юридических оснований для таких действий не было.


Отдельно стоит отметить, что даже если применение армии будет признано законным, в Украине нет ни одного нормативного акта, который бы позволят убийство и уничтожение мирных граждан, их имущества и т.д.


Учитывая вышеизложенное, на территории Луганской и Донецкой областей проводится операция, которая не предполагает целенаправленное убийство мирных граждан и уничтожение их собственности. Более того, указанная операция должна освободить мирных граждан, которые не принимают участие в террористической деятельности, сохранить им жизни и имущество. На практике ситуация выглядит немного не так.


Какой же будет порядок возмещения материального и морального ущерба имуществу мирных жителей после проведения авианалетов, артиллерийского огня?


В связи с тем, что на сегодня военного либо чрезвычайного положения не введено, необходимо пользоваться общими положениями ГК Украины, которые предусматривает порядок возмещения ущерба. Так в части первой статьи 1166 ГК Украины, имущественный ущерб, причиненный неправомерными решениями, действиями или бездеятельностью личным неимущественным правам физического или юридического лица, а также ущерб, причиненный имуществу физического или юридического лица, возмещается лицом, которое нанесло этот ущерб.


В связи с тем, что использование армии, оружия, авиации, артиллерии санкционировано государством Украина ответственность за результаты использования оружия будет нести именно государство в лице координатора антитеррористической операции (СБУ). Порядок взыскания ущерба будет аналогичен другим гражданско-правовым делам – путем обращения в местный суд с исковым заявлением.


Учитывая глобальные разрушения, нанесенные уже сегодня, возникают реальные опасения, что власти Украины вообще что-либо будут возмещать. По этой причине, рекомендуется максимально документировать факт нанесения ущерба – проводить фото и видео фиксацию повреждений, обстрелов и т.д. Любые факты, которые смогут в последующем доказать, что ущерб нанесен именно армией Украины, позволят выиграть судебную тяжбу.

 

Автор: Александр

 

 

 

 

 

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Комментарии5

S_Denis
S_Denis 30 августа 2014 06:56

А вот почему бы всем беженцам не взять и подать коллективный иск в ту же Гаагу ?

    
Виктор Грузинов
Виктор Грузинов 30 августа 2014 07:06

Чепуха, какая то! Если Новороссия отсоеденится от Украины, то понятно, что западная отсоединённая Украина должна оплатить ущерб и моральные издержки, но в этом случае материальное возмещение сведётся к минимуму, а моральная компенсация будет проигнорирована. А если отделения не произойдёт, но регионы получат федеральный статус? Вся Украина (включая Восточные регионы) будет платить налоги из которых будут восстанавливаться Донецкая и Луганская области?! Нужно искать другой механизм компенсации. Например, по активности в участии карательной операции и должно произойти возмещение убытка по уголовному законодательству каждого отдельного гражданина, в зависимости от степени его участия или влияния (депутаты рады, олигархи и частные лица) на ситуацию (в последнем случае должны нести ответственность организации и СМИ)

    
Wiktor
Wiktor 30 августа 2014 09:49

Полная конфиксации и национализация всех предприятий и активов олигархов и чиновников Хунты, продажа нейтральному бизнесу и обращение в международные суды с иском возмещения на США и ЕС!

    
бубур11
бубур11 30 августа 2014 10:35

Руина НИКОГДА не была хоть сколько то, хоть для приличия создающим видимость, "правовым государством". И тенденции в этом плане самые мрачно - удручающие. Рассадник блаженных лицемеров и наглых гопников.

    
maximGR
maximGR 30 августа 2014 23:20

В развитие комментария S_Denis -а

Лучше, все же, в Страсбург - в ЕСПЧ, и не коллективный, а индивидуальные - по количеству дееспособных (юридически) пострадавших. А в Гаагский трибунал - отдающих приказы на уничтожение жителей и их собственности.

    

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.