Россия в ожидании «нефтяного шока»

27 июля с мировых товарных площадок пришла очередная порция информационного негатива для экономики РФ. Нефть марки Brent подешевела до $53,7 за баррель. Участники российского валютного рынка оперативно отреагировали, вступив в игру на понижение рубля. Как следствие, рубль продемонстрировал самое впечатляющее за последние четыре месяца падение относительно доллара и евро. В понедельник национальная валюта опустилась по отношению к доллару до уровня в 59,867 рубля (максимум с 23 марта), а евро, подорожав на более чем два рубля, добрался до отметки в 66,276 рубля (максимум с 16 марта).

Российским властям становится всё труднее скрывать свою озабоченность по поводу перспектив российской экономики, несмотря на попытки сохранять невозмутимость по этому поводу. Так, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков признал, что Кремль и российские ведомства с «пристальным вниманием наблюдают за изменениями цен на нефть». При этом он предложил не делать «скоропалительных» выводов, поскольку, по словам Дмитрия Пескова, «динамика достаточно неустойчивая и временами разнонаправленная».

С последним тезисом, пожалуй, трудно поспорить, если абстрагироваться от того факта, что по итогам 2013-го средняя стоимость нефти сорта Brent составляла $109 за баррель. Что в два раза больше по сравнению с текущим показателем.

Глава МЭР Алексей Улюкаев также поспешил успокоить российскую общественность, заявив, что резких скачков рубля в 2015 году не будет. Правда, нечто подобное мы слышали накануне девальвации нашей валюты в конце прошлого года. Когда произошло двукратное ослабление обменного курса рубля по отношению к ведущим мировым валютам.

Оценки аналитиков банка Morgan Stanley, прогноз которых в конце прошлой недели опубликовало агентство Bloomberg, тоже не сулят радужных перспектив. По их мнению, уже в этом году может начаться трехлетний период затяжного падения цен на нефть, который повторит сценарий 1986 года. Когда перепроизводство «чёрного золота» обрушило рынок до уровня $10 долл. за баррель (примерно $20 за баррель по нынешнему курсу).

Насколько реалистичны столь катастрофические прогнозы?

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает, что основным фактором ценообразования на энергетическом рынке выступает состояние финансового сектора.

— Например, когда в 2008 году упали цены на нефть, в мире не было никаких резких изменений в производстве или потреблении энергоносителей. То есть, баланс спроса и предложения остался прежним, а цены упали, причём существенно.

«СП»: — Это связано с тем, что лопнул «мыльный пузырь» на ипотечном рынке спекулятивного капитала, который возник в США благодаря использованию банками так называемых деривативов?

— Совершенно верно. В тот момент игроки в панике начали выводить средства, в том числе с рынка нефтяных фьючерсов. С тех пор ключевым фактором стал уровень процентной ставки, устанавливаемой ФРС. Когда она повышается (деньги становятся дороже), денежная масса сокращается, и фьючерсы покупают меньше. Как следствие, последние падают в цене.

В прогнозе Morgan Stanley перечисляются все возможные факторы. При этом не указывается, каков удельный вес каждого в процессе ценообразования.

«СП»: — Вы бы по-другому расставили акценты?

— Помимо сказанного, очень большое значение имеют события на Ближнем Востоке. Ситуация меняется стремительно: ещё на прошлой неделе Турция не участвовала в войне. А сегодня она уже ввязалась в противостояние с ИГ *. Мало того, Рабочая партия Курдистана заявила, что перемирие с Анкарой «утратило значение» после авиаударов турецких ВВС по позициям боевиков в Северном Ираке.

Это означает, что Иран наверняка не сможет проложить газопровод в Европу через зону конфликта (юго-восток Турции с курдским населением). Что касается нефти, то выход Тегерана из-под санкций означает обострение отношений между США и саудитами. На этот раз, в отличие от 1986 года, они находятся «по разные стороны баррикад». Министр нефти Саудовской Аравии открыто говорит, что Эр-Рияд будет играть против Вашингтона (для того, чтобы выбить с рынка сланцевые проекты).

«СП»: — Бюджет Саудовской Аравии сводится без дефицита при цене $80 за баррель. Саудиты «играют» против стабильности собственной экономики?

— Учитывая наличие у них финансовой «подушки безопасности» под $800 млрд., они могут спокойно покрывать бюджетный дефицит из суверенных фондов лет 5−7. Впрочем, если Иран и дальше будет разжигать волнения среди саудовских шиитов (в регионах их компактного проживания находятся основные нефтегазоносные провинции), то Эр-Рияду придётся увеличивать расходы, как на безопасность, так и на социальные нужды.

«СП»: — Это уже региональная «энергетическая геополитика». Глобально ситуация выглядит проще — экономический спад в мире провоцирует падение спроса на российскую экспортную «монокультуру», разве не так?

— Я бы не стал обобщать. Самое страшное это прекращение роста экономики КНР, которая потребляет львиную долю мировой нефти. Китай замедляется, и это всех пугает. С другой стороны, в Америке потребление нефти и нефтепродуктов только увеличивается.

«СП»: — Нефти собственного производства, хотелось бы заметить, что принципиально важно…

— Это важная оговорка, но фиксированный импорт всё равно остаётся. Так или иначе, США показывают, что наличие собственной сырьевой базы — это никакое не «ресурсное проклятье», а конкурентное преимущество.

«СП»: — Как отразится на состоянии нашей экономики резкое сокращение «нефтедолларового допинга»?

— Как заявляют в правительстве, российский бюджет сбалансирован, если баррель нефти стоит 3700 руб. Этот параметр достигается при двух условиях — когда нефть продаётся по $100 за баррель, а доллар — 37 рублей. Понятно, что в случае стоимости «бочки» ниже $55 (что мы наблюдаем уже сегодня), курс должен быть более 70 рублей за доллар (сейчас почти 60). Собственно говоря, других вариантов не остаётся. Если в доходных статьях бюджета заложена цифра 3700 руб., при падающей цене на нефть приходится девальвировать рубль.

Главным пострадавшим в этой истории будет российское население, уровень жизни которого существенно снизится. Если вы импортируете много товаров широкого потребления, естественно, что с ослаблением рубля они вырастут в цене. Если не предложить равноценной замены, людям придётся отказаться от приобретения части товаров.

«СП»: — Эксперты традиционно указывают, что дешевый рубль делает отечественные товары более конкурентоспособными, способствуя процессу импортозамещения.

— В принципе, это так. Но следует иметь в виду, что в плане экономического роста многое зависит не только от цен на нефть или курса рубля. Не меньшее значение имеет повышение всевозможных тарифов, а также банковских ставок, чем любят заниматься наши власти. Для производства дорогой кредит создаёт куда больше проблем, чем завышенный курс рубля.

 другой стороны, если у населения нет денег на приобретение товаров, спроса на производимую продукцию не будет, сколько ни занимайся процессом импортозамещения (тем более, если под последним подразумевается замена западных импортёров на восточных). Готовиться к «нефтяному шоку» нужно было в период высоких цен на нефть.

«Подушка безопасности» — это хорошо, но при сохранении нынешних темпов мы проедим отложенные средства за пару лет. А равноценных нефтегазовой отрасли источников доходов так и не появилось. Наоборот, уровень нефтегазовой зависимости только увеличился.

Сегодня углеводородный экспорт даёт 51% поступлений в бюджет: мы сами загнали себя в ловушку. Если не получалось с диверсификацией, нужно было хотя бы технологически развивать отрасль, чтобы снижать себестоимость добычи энергоресурсов. Это позволило бы России сохранять позиции на мировом нефтегазовом рынке даже в условиях его спада.


* Решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года «Исламское государство» признано террористической международной организацией, деятельность ИГ в России запрещена.

 

 

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Комментарии18

Севас
Севас 28 июля 2015 00:12

Короче в том, что происходит сейчас с Россией и ее экономикой-виноваты не США, не ЕС, ни кто бы то еще, а сама Россия и ее население в виде власти Кремля....
Простите, ну так просрать годы колоссальных цен на нефть, а отсюда и на газ-ну наверное может только Кремль!!!
Интересно, как вообще обстоят дела в других нефте и газоэкспортирующих странах??? как у них с ЗВР, курсом, ВВП??? Или это только Россия в жопе???

    
stalin
stalin 28 июля 2015 00:16

Цитата: Севас
Простите, ну так просрать годы колоссальных цен на нефть, а отсюда и на газ-ну наверное может только Кремль!!!


Нечего добавить.

    
кремльness
кремльness 28 июля 2015 00:56

Недавно один из тандемцев д.медведев заявил,что наша зависимость от нефти-это тяжелое наследство,которое нам досталось аж с дореволюционных,царских времен и изменить эту зависимость очень непросто,учитывая сколько лет мы сидим на "игле".А потом еще добавил:"Но мы,в принципе,не жалуемся,многие мечтали бы иметь такое наследство и зависимость".Так что,товарищи,об чем вести речь??

    
Карамультук
Карамультук 28 июля 2015 06:06

А соплей то ... А анализ кто за Вас уважаемые делать будет ? Ну дали банкам денег, что бы те их в экономику положили, а они взяли и положили на нашу экономику. А положили все в доллары. И так на протяжении всей современной истории. А население не умеет работать с деньгами ни как притом. Даже не в состоянии от зарплаты до зарплаты без заемных средств прожить. Так что не только кремль виноват.

    
Llo_Garuchi
Llo_Garuchi 28 июля 2015 07:57

Ааа всё понятно, "всёпропало". Глубокий онализ вырванный из общего контекста. У всех всё хорошо, более-менее, а у нас жоппа.

    
Corwin
Corwin 28 июля 2015 09:22

Цитата: Llo_Garuchi
Ааа всё понятно, "всёпропало". Глубокий онализ вырванный из общего контекста. У всех всё хорошо, более-менее, а у нас жоппа.

Нет. У нас жоппа на фоне их "проблем". Потому как у США есть технологии, у Китая - производство, а у РФ - Газпром наше всё. Так что давайте с упоением следить за кризисом в Греции, как укропы за курсом рубля.

P.S. Наше правительство ничто не берет - всё нормально, всё по плану.

    
Corwin
Corwin 28 июля 2015 12:47

Цитата: Севас
Интересно, как вообще обстоят дела в других нефте и газоэкспортирующих странах??? как у них с ЗВР, курсом, ВВП??? Или это только Россия в жопе???

Хороший вопрос. Проблемы есть у всех, но вот с курсом...
Вот с кажем статья по Венесуэле:
http://top.rbc.ru/politics/29/11/2014/54793079cbb20f0ce78875f6 - сокращение бюджета
А вот курс Венесуэльского боливара, как был 6,3 за доллар - так и держится и будет держаться весь 2015 год - просто потому что так решил местный ЦБ. А у нас ЦБ неукоснительно следует рекомендациям МВФ ну и имеем то что имеем.

    
dispet4er
dispet4er 28 июля 2015 13:25

Нефть дешевеет но стоимость бензина почему то растет нефть и газ наше богатство почему бы не скинуть цены на газ и бензин и солярку внутри россии кто этому мешает почему бы не скинуть цены на проезд в общественном транспорте кто этому мешает правительство жадность собствеников жадность нефтяных магнатов никто этого объснить не может почему растут цены на товары произведеные в россии почему растут цены на жкх имеем такие богатства а живем как на вулкане наша жизнь зависит от цен на нефть трудно все это понять легче ограбить весь народ повысив цены налоги чем сделать нормальную экономику это надо думать что решать наше правительство на это не способно легче продать нефть и не очем не думать

    
Corwin
Corwin 28 июля 2015 14:23

4dispet4er. Да Вы на "святое" замахнулись! Что за экстремизм? Еще объем экспорта углеводородов снизить предложите! Особенно газа в ЕС! wink

P.S. На самом деле печально это всё.

    
snood
snood 28 июля 2015 14:25

Небольшая подборка выступлений Глазьева
http://rusnext.ru/economy/1431450545
http://rusnext.ru/recent_opinions/1436268171
http://rusnext.ru/recent_opinions/1434823816
http://rusnext.ru/recent_opinions/1438020528

    
Севас
Севас 28 июля 2015 16:00

Цитата: Corwin
4dispet4er. Да Вы на "святое" замахнулись! Что за экстремизм? Еще объем экспорта углеводородов снизить предложите! Особенно газа в ЕС! wink

P.S. На самом деле печально это всё.

Нет ну переходить грань конструктива и объективизма не нужно-ведь в любом случае точкой отсчета стоимость нефти и газа пусть даже в России является доллар(это только Кремль кричит о курсе отказа от доллара, а на самом деле-Россия самая долларизированная страна после США)-а что в России с долларом-правильно он подорожал в два раза, рубль обесценился в два раза-отсюда ну ни как стоимость бензина и газа в России подешеветь не может.

    
Dimon
Dimon 28 июля 2015 16:24

Ну как же без "всёпропаловцев", ;)), ну никуда без вас ;).
Давно не просматривал новости, но ничего не потерял, тенденции всё те же ;)..

    
Corwin
Corwin 28 июля 2015 16:32

Цитата: Севас
отсюда ну ни как стоимость бензина и газа в России подешеветь не может.

Сначала один вопрос. А с чего тогда стоимость бензина выросла вчера на 40 копеек? Ну если курс валюты отыграл курс бареля нефти, то цена в рублях должна сохраниться не так ли? А он подорожал.

Ну и второе. Вообще-то цена на внутреннем рынке может снизится при неблагоприятной внешней конъюнктуре. Достаточно объемы с экспорта на внутренний рынок перебросить и оно подешевеет за счет увеличившегося предложения при прежнем спросе. У нас же "рынок", а не госрегулирование цен. Ну и потом, кто Вам сказал, что цена ресурсов на внутреннем рынке обязана быть той же что и на внешнем? В нормальных экономиках это не так. Выгодно субсидировать цены на энергоносители на внутреннем рынке чтобы себестоимость производств была ниже и соответственно экспортировать произведенные товары а не энергоносители - субсидия при этом отбивается. Собственно доступность энергоносителей во многом определяет развитие или свертывание производств.

    
Севас
Севас 28 июля 2015 18:19

Цитата: Corwin
Цитата: Севас
отсюда ну ни как стоимость бензина и газа в России подешеветь не может.

Сначала один вопрос. А с чего тогда стоимость бензина выросла вчера на 40 копеек? Ну если курс валюты отыграл курс бареля нефти, то цена в рублях должна сохраниться не так ли? А он подорожал.

.

Потому, как все равно рубль еще не настолько упал, что бы компенсировать снижении цены на нефть со 110 баксов до 53.

    
Севас
Севас 28 июля 2015 18:25

[quote=Corwin][quote=Севас]

Ну и второе. Вообще-то цена на внутреннем рынке может снизится при неблагоприятной внешней конъюнктуре. Достаточно объемы с экспорта на внутренний рынок перебросить и оно подешевеет за счет увеличившегося предложения при прежнем спросе. У нас же "рынок", а не госрегулирование цен. Ну и потом, кто Вам сказал, что цена ресурсов на внутреннем рынке обязана быть той же что и на внешнем? В нормальных экономиках это не так. Выгодно субсидировать цены на энергоносители на внутреннем рынке чтобы себестоимость производств была ниже и соответственно экспортировать произведенные товары а не энергоносители - субсидия при этом отбивается. Собственно доступность энергоносителей во многом определяет развитие или свертывание производств.[/quote]
Это все конечно хорошо, но точно не о реалиях России. Все это бы действовало, если бы продавцы бензина и газ в России-хранили бы свою выручку в рублях, то им бы было по куй на доллар, но это же не про Россию. Дяди собственники газо и нефтяных компаний всю свою рублевую выручку переводят в доллар, а терять они не намерены. И во вторых все это бы действовало, если бы Россия была самодостаточной страной, а учитывая колоссальную импортозависимость, на которую нужны доллары-и снова доллары, а не бумажка под названием рубль.
Но вы правы-все это можно было бы исправить, но ни чего не делается от слова вообще..

    
Corwin
Corwin 28 июля 2015 19:14

Цитата: Севас
Потому, как все равно рубль еще не настолько упал, что бы компенсировать снижении цены на нефть со 110 баксов до 53.

А мне кажется потому что для России девальвация эквивалентна инфляции. Ну т.е. большинство товаров же импортные - значит подорожают на 3-4 процента вслед за подорожанием доллара. Ну и заправки сразу же отыгрывают это подорожание - чтобы в накладе не остаться.
И из этого следует другой неприятный вывод. Если завтра нефть поднимется и рубль укрепится, то уже бензин не подешевеет - дефляции в РФ не наблюдалось со Сталинских времен.

А во стальном Вы совершенно правы. Все можно сделать если этим заниматься и лучше поздно чем никогда. Но что-то м...ть не видно кадровых изменений в экономической сфере!

    
stalin
stalin 28 июля 2015 21:13

Цитата: Карамультук[b
]А соплей то ... А анализ кто за Вас уважаемые делать будет ? Н
[/b]

Дайте свой.

    
azazello33
azazello33 29 июля 2015 08:42

Цитата: Карамультук
А население не умеет работать с деньгами ни как притом.

Хоть-бы всё население было из одних экономистов, всё равно ничего-бы не вышло. Если у людей в карманах ноль, то по закону математики и тысяча процентов от ноля - будет ноль. Вот когда "население" страны превратится для руководителей в родных детей, тогда,может быть, что-то изменится. А населить страну населением можно и из Китая.

    

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.