Попасть в Крым
На одном из таких пунктов досмотра автобус тормозит молодой украинский военный, с землистым от степных ветров лицом. Водитель неохотно останавливается и после недолгого разговора и возмущений все-таки соглашается бесплатно подвезти пассажира до городка Каланчак, ставшего с недавних пор контрольно-пропу
Вскоре в окне показывается украинский флаг, развивающийся над полуразрушенной водокачкой. Автобус медленно проезжает грязные придорожные «обжорки», лабиринты из наполненных спелыми херсонскими арбузами грузовиков и тормозит около массивных железобетонных блоков, расставленных на трассе в шахматном порядке. Дальше дороги для общественного транспорта нет. Только пешеходный переход через пункты досмотра или переезд на автомобиле с ограниченным количеством пассажиров. Транспорт стоит. Всему виной низкая пропускная способность пунктов досмотра. Машины проверяют медлительно и неохотно. Люди нервничают.
Пассажиров одесского автобуса встречают изможденные украинские пограничники, что жарятся под знойным солнцем в полном армейском обмундировании. Их крошащаяся кожа на одутловатом лице и заскорузлые руки, держащие автомат Калашникова, дают понять, что смена на посту происходит редко. Но скучать им не приходится. Параллельно пыльной трассе молодые украинские бойцы неспешно роют окопы. Видимо, готовятся отражать удар «российских агрессоров».
Люди же гражданские в это время аккуратно проходят мимо пограничников, показывая им паспорта. Здесь достаточно показать всего лишь его обертку. Проблемы же начинаются у тех, у кого она не синего цвета.
Немного в стороне от череды людей, ожидающих получения пограничного талона для дальнейшего прохождения границы, стоит молодая пара, гневно беседующая с одним из офицеров пограничной службы Украины. Ситуация предстала типичной. Молодожены ехали из Одессы на своем автомобиле в Крым на отдых, ничего не подозревая о каламбурах украинского правительства. Девушка на границе гордо показала российский паспорт, на что пограничный служащий ответил отказом в доступе на территорию КПП. Причина — новое постановление Кабинета министров Украины.
Граждан России пропускают на «временно оккупированную территорию» только при наличии специального разрешения, которое выдают сотрудники миграционной службы. При его отсутствии вас тотчас же отправляют «куда подальше», а именно за 100 километров от границы, в город Херсон, где предстоит еще долгая волокита для получения желанного документа.
Новобрачных ждал тот же путь. Денежные «уговоры» здесь не помогли. Пограничник остался непреклонен.
Разрешение однако выдается не всем желающим попасть на полуостров. Введенные украинским правительством правила пересечения границы предусматривают краткий список условий, при которых оно может быть выдано. К ним, конечно же, туристическая поездка не относится. В то же время не обошлось без пунктов, гласящих, что допуск положен лицам, желающим поехать на полуостров для защиты национальных интересов и освобождения Украины от оккупации.
Точно такая же абсурдная система действует и при въезде на Украину из Крыма. В реальности же это приводит к постоянным скандалам на украинской стороне и многокилометровы
На соседнем пункте пропуска «Чонгар», где пересекает границу гораздо более значительное количество людей, это не редкость. В «Чаплынке» же все происходит более-менее быстро. Однако только днем — ночью переход может занять несколько часов. Причина в большом количестве ночных рейсовых автобусов. Сейчас их стоит только два — из Одессы и Николаева. Их пассажиры спешат со своими тюками и чемоданами занять очередь.
К долгожданным вагончикам, выкрашенным в цвета национального флага, пропускают медленно. Некоторым людям задают вопросы на украинском языке. Понимают их, конечно же, немногие. В речи часовых то и дело проскакивает «западенский» акцент. В глазах ехидство. Пограничники, служащие на пунктах пропуска в Крым, по-видимому, родом из каких-нибудь западных украинских городов, вроде Мукачево или Тернополя. Вот и приходится транзитным пассажирам выслушивать колкие вопросы и негостеприимные речи украинских служащих, которые до сих пор не могут смириться с потерей Крыма.
Впереди слышен короткий разговор молодого туриста с гугнивым офицером:
— По какому поводу следуете на полуостров?
— Еду отдыхать.
— В Украине много мест для отдыха…
— На Украине конечно их много, но такого места в этой стране нет.
Парня пропускают дальше. За ним следуют мешочники, туристы, затесавшиеся к ним крымчане, что ездили на материк к родственникам. Проходят по пять человек. Дорога, проходящая между желто-голубыми столбами до пунктов проверки документов недолгая, около ста метров.
Пропуск производится раздельно для автомобилистов и пешеходов, добирающихся на полуостров на общественном транспорте. Проверочные «домишки» смонтированы наспех — ДСП, обитое тонким железным листом. Проверка документов производится быстро. Вопросов здесь не задают и хлестко ставят на полученный ранее пограничный талон синюю печать с надписью «Чаплинка». Талон забирают при выходе из зоны. Весь процесс занимает около сорока минут. Автомобилисты и дальнобойщики смотрят на эти «мытарства» с завистью. Им предстоит еще стоять на КПП не один час.
На выходе из пограничной зоны людей уже ждет старенький черниговский автобус «Эталон» с пожилым татарином за рулем, что довозит пассажиров до конечного пункта маршрута.
Билеты на украинских автобусных станциях до крымских городов не продают — проезд общественного транспорта на «оккупированный» полуостров запрещен. По этой же причине туда с прошлого года перестали ходить железнодорожные пассажирские составы. Киев отменил поезда в «целях обеспечения безопасности движения».
Вследствие этих правил на автобусных билетах конечной станцией маршрута значится приграничный Каланчак. Поэтому при входе в автобус пассажиры доплачивают водителю деньги до назначенного города. Впереди недолгий проезд по буферной зоне — около километра, после чего людей ожидает КПП уже с другой стороны. Нейтральную зону, по словам водителя автобуса и немногочисленных местных жителей, контролируют российские пограничники. Байки ходят и насчет прослушивания ими украинской «волны». Автобус, тем временем, оставляя в воздухе за собой клубы тяжелой пыли, подъезжает к пропускному пункту «Армянск». В бескрайних полях видны разъезжающие российские БТРы.
Первое, что бросается в глаза на российской границе — ухоженность и обстоятельность приграничного пункта, в отличии от украинского КПП. Автобус высаживает людей у только что поставленного каменного Грифона — символа Крыма, улыбчиво встречающего приезжих. На перешейке стоит горький запах пыльной полыни. Пламенное солнце Дикого Поля обжигает лица людей. Но ждать приходится недолго. Российский пограничник, который в отличии от своих украинских коллег одет в легкую летнюю форму, открывает железную калитку в закрытый пешеходный переход. Около двухсот метров по коридору — и человек попадает в зону пограничного и таможенного контроля.
Недолгая проверка документов и багажа — и вновь посадка в разгоряченный автобус. Но людей это обстоятельство уже нисколько не раздражает. Они постепенно успокаиваются и с наслаждением предвкушают скалистые откосы черноморского берега и столетние сосновые леса. Впереди долгожданный русский Крым, в который украинцы стремятся попасть даже несмотря на сокращение заработков и блокирующий порядок пропуска, обозначенный в несуразных постановлениях украинских властей.
Александр Непогодин
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии1