Деньги от МВФ увязали с уходом Гонтаревой
МВФ распространило заявление Кристин Лагард: «У меня были конструктивные переговоры с президентом Петром Порошенко по проблемам, поднятым моим заявлением для прессы этим утром». «Мы договорились о «дорожной карте» и приоритетных мерах, чтобы гарантировать быстрый прогресс, который будет соответствовать программе помощи, которая поможет Украине на пути к прочному и стабильному росту», – резюмировала она.
По информации украинских СМИ, одним из условий этой «дорожной карты» является замена главы НБУ Валерии Гонтаревой. Как пишут СМИ со ссылкой на источники в аппарате украинского президента и внутри коалиции, МВФ собирается дать долгожданный транш кредита на 6–8 млрд долларов, а затем провести кадровые ротации. Вместе с Гонтаревой должны будут уйти еще четыре министра.
Гонтаревой сулили уход уже давно, в последний квартал слухи об ее уходе активизировались, особенно в то время, когда доллар подскакивал до 40 гривен.
Впрочем, не все на Украине уверены, что Гонтареву уволят с позором за непрофессионализм, скорее всего, она напишет «по собственному желанию». Как бы там ни было, но у МВФ есть все причины быть недовольным тем, как Валерия Гонтарева не выполняет наказы фонда. Вернее, формально вроде выполняет, но эффект получается отрицательный.
Каких «успехов» добилась Гонтарева? Золотовалютные резервы растратила, новых не накопила; гривну сделала самой слабой валютой в мире; никакого гибкого курса национальной валюты нет; банковская система Украины в руинах, кредитование похоронено.
Как рассказывает украинский экономист Александр Охрименко, Валерия Гонтарева как глава НБУ не выполнила важное требование МВФ по показателю чистых золотовалютных резервов, так называемый маячок для выделения кредитов. Согласно меморандуму с МВФ, Украина была обязана на 1 января 2016 года довести чистые золотовалютные резервы до 2,098 млрд долларов. Фактически же чистые ЗВР составили всего 1,336 млрд. Это резервы за вычетом денег МВФ. Именно эта цифра (а не общие ЗВР) показывает реальную картину – сколько у Украины собственных денег. «Это, кстати, одна из причин, почему так и не дали кредитов до сих пор», – говорит Охрименко.
Почему вопрос чистых ЗВР так важен для МВФ? «Потому что от этих резервов зависит устойчивость банковской системы. Снижение чистых резервов показывает, что устойчивость падает. МВФ надо понимать, что Украина может жить за счет своих ресурсов, а не только на кредитные деньги. Резервы показывают, вернет Украина кредиты или нет. МВФ и так ужасно рискует, поэтому и говорит, что согласен помогать, но только при условии, что Украина сама себе тоже будет помогать», – говорит Охрименко. Гонтарева с этой задачей не справилась.
В вину главе НБУ также ставится неэффективная курсовая политика. «МВФ требовал установить гибкий курс гривны, но у нас он не гибкий, а какой-то абсурдный. Гибкий курс – это значит, что он формируется спросом и предложением. Но сегодня НБУ серьезно вмешивается в курс гривны. НБУ фактически может разрешить или запретить продавать валюту. Плюс у нас есть большое количество ограничений, которые привели к тому, что на Украине даже 100 долларов купить в банке сложно. И люди идут на черный рынок, если нужна валюта», – рассказывает Охрименко.
Отсюда и рост теневой экономики. «МВФ очень недоволен борьбой с теневой экономикой. Даже по их показателям теневая экономика на Украине выросла. МВФ высказал мнение, что причина не в том, что у нас высокие налоги, а в том, что у нас нет доступа к финансовым ресурсам», – рассказывает украинский экономист.
МВФ еще в 2014-м дал Украине задание девальвировать гривну так, чтобы к концу года курс был около 10,5 грн за доллар. МВФ исходил из теории, когда ослабление нацвалюты дает толчок местному экспорту. Гонтарева обвалила гривну настолько, что эффект оказался гораздо худшим. Одна из первых ее ошибок: в июле 2014 года НБУ выкупил на межбанке 80 млн долларов по курсу 11,7 грн и тем самым спровоцировал девальвацию гривны. Хотя мог бы, наоборот, продать эти 80 млн долларов и помочь укреплению украинской валюты.
Дальше все пошло по спирали: НБУ в спешке начал вводить массу ограничений, которые блокировали работу валютного рынка. Тушить пожар валютной паники НБУ пришлось за счет золотовалютных резервов. Появился теневой рынок валюты, население кинулось скупать валюту и опустошать депозиты в банках из-за недоверия к политике монетарных властей. Одна ошибка привела к целому клубку проблем, которые не решены до сих пор.
«Выполнение условий МВФ и бездарная политика привели к тому, что менее чем через полгода евроинтеграционных потуг национальная валюта обесценилась с 8 до 13 грн за доллар. Вот тогда-то и прозвучало «эпохальное» заявление Яценюка о том, что украинская экономика курса больше 12 грн за доллар не выдержит», – вспоминает Виктор Медведчук из «Украинского выбора».
«Немедленная стабилизация» от Яценюка вылилась в новые витки девальвации. И способствовали этому крайне непрофессиональные действия Нацбанка: «многокурсие» (к официальному, межбанковскому и наличному курсу регулятор добавил еще и индикативный), рост количества обменников, возрождение черного рынка, неадекватные эксперименты НБУ, в частности введение временного запрета банкам покупать валюту по поручению клиентов, что, по сути, привело к остановке работы межбанка, обвалу курса нацвалюты до 40–45 грн за доллар на черном рынке и парализовало экономическую деятельность в стране», – рассказывает он.
Потом, правда, удалось вернуть курс доллара к 24 гривнам, однако за такие валютные игры никто так и не был наказан. Сегодня гривна снова начала обесцениваться, хотя экономических причин для столь резких скачков нет. Текущий обвал гривны спровоцировала сама Гонтарева вместе с украинским минфином.
Наконец, Гонтаревой вменяется в вину банковский кризис. Очищение банковского бизнеса – это то, чего хотел и МВФ. И Гонтарева за два года вывела с рынка 64 банка, из них 33 банка в 2015 году – это более трети банковской системы, рапортовала глава НБУ на днях. Но почему же эффект отрицательный – банки терпят колоссальные убытки, долларовые депозиты на минимумах 2006 года, а кредитование свернуто?
«Гонтарева настолько напугала народ, что сейчас люди забирают депозиты даже из государственных банков. Потому что они слышали, что банки будут закрываться. Это уже не паника, это уже истерия», – говорит Охрименко.
По его словам, МВФ постоянно задает вопрос – почему на Украине нет кредитования, почему экономика не кредитуется банками? Потому что расчистку банковской системы НБУ провел грубо, не задумываясь о последствиях. С рынка ушли не просто нечистые на руку финорганизации, но и крупнейшие и честные игроки.
Как остановилось кредитование? «Гонтарева закрывает банк, который обслуживает юрлица, которым по украинскому законодательству никто ничего не возвращает. Юрлица теряют деньги, они не могут заплатить контрагентам, у которых счета могут быть и в «хорошем» банке», – объясняет Охрименко.
В итоге получается, что погашать кредиты сегодня не может даже крупное предприятие, которое нормально работает и имеет счет в крупном госбанке. «Потому что ему должны многие партнеры, деньги которых пропали в банках, которые закрыла Гонтарева. Все – пошла цепная реакция», – говорит украинский экономист.
На Украине вовсю обсуждают, кого же поставят вместо Валерии Гонтаревой, и очень боятся, что им окажется «второй Кубив». Это также отрицательный персонаж из истории руководства НБУ, который проработал там первую половину 2014 года.
Охрименко уверен, что если у руля Нацбанка Украины поставить толкового руководителя, то за три года можно полностью восстановить банковскую систему.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии2