Мнение: «Третий майдан»: буря в стакане
Фото: ZUMA Press/ТАСС
В воскресенье, 21 февраля, обстановка в Киеве снова накалилась. На площади Независимости, где накануне начался так называемый «Третий майдан», собрались несколько сотен протестующих. Они требуют отставки правительства Арсения Яценюкаи импичмента президенту страны Петру Порошенко.
Штаб «Третьего майдана» разместился в отеле «Казацкий». Люди в камуфляже, захватившие отель, назвались представителями организации «Радикальные правые силы» (РПС). В субботу они зачитали манифест, в котором потребовали отставки действующей власти и призвали людей собираться на бессрочную акцию протеста. По данным украинских СМИ, РПС объединяет бывших членов «Правого сектора» * и батальона «Азов».
Ночью с участниками акции попытались договориться глава киевской полиции Андрей Крищенко, замминистра МВД Игорь Яровой и замминистра обороны Украины Александр Дублян. Они пообещали, что к активистам не применят силу.
Тем временем «Правый сектор» и УПА * анонсировали поход на Киев. На совместной пресс-конференции один из ее участников с позывным «Сенсей» заявил, что с 20 февраля активисты начинают «разъезжается по домам мобилизовать людей».
«Мы собираемся потихоньку — 10, 20, 30 человек по мере возможности, выезжаем в Киев, и заявляем свою позицию — импичмент президенту, признание АТО войной, освобождение всех политзаключенных… Мы дадим им три дня, мирно выйдем без оружия… Или одни сутки, а дальше возьмемся за оружие, которое получили на востоке, благодаря им. Они нас научили воевать и убивать. И мы будем их убивать, если они не поймут, о чем идет речь», — заявил «Сенсей».
… Всю ночь на воскресенье на Майдане, на смонтированной профессиональной сцене, выступали фольклорные музыкальные коллективы. За ночь на площади появилось шесть палаток и множество стальных бочек, в которых протестующие жгут дрова. Заработала уличная столовая. Ночная попытка Нацгвардии помешать установке палаток пресечена контратакой нескольких десятков мужчин в камуфляже.
Лидер фракции «Батькивщина» Юлия Тимошенко в эфире телеканала NewsOne обратилась к Порошенко и председателю Верховной рады Владимиру Гройсманус требованием собрать внеочередное заседание Рады, поскольку «так себя вести, как они сегодня — это, по сути, сдавать Украину» (ранее чиновники сообщили о том, что Рада уходит на каникулы). По словам Тимошенко, каникулы Рады — попытка покрыть развал правящей коалиции, фактическую отставку правительства и тот факт, что кланы взяли власть в свои руки.
Напомним, что «Третий майдан» начался в субботу, 20 февраля, как продолжение акции памяти «Небесной сотни». Возле стелы Независимости, посвященной годовщине событий 2014 года (тогда на площади в центре украинской столицы погибли более 100 человек), собравшиеся поставили большой шатер и походную палатку. Радикально настроенные активисты, кроме того, забросали камнями одно отделение «Альфа-Банка» и одно — «Сбербанка России», а также разнесли офис компании «Систем Кэпитал Менеджмент» бизнесмена Рината Ахметова.
Какие силы стоит за «Третьим майданом», способны ли они совершить очередную революцию в Киеве?
— Если сравнивать происходящее с классической «цветной революцией» в Киеве 2013−2014 годов, становится очевидным, что «Третьему майдану» не хватает ключевых компонентов, — отмечает киевский политолог Сергей Слободчук.
— Прежде всего, во времена Евромайдана было совершенно ясно, что и США, и ЕС поддерживают протестующих в Киеве. Сейчас этой поддержки и в помине нет.
Второй важный момент касается освещения событий в СМИ. В 2013—2014 годах с самого старта «Майдана» ощущалось, что организован четкий информационный пул для нужной подачи протеста — были подготовлены и журналисты, и телеканалы. Все они освещали события в едином ключе: действующая власть (в то время, напомним, Украиной руководил Виктор Янукович) — это звери, а протестующие — практически святые люди. Я, поверьте, в данном случае не утрирую, все именно так и подавалось.
А сейчас единственный украинский телеканал, освещавший нынешние события - «17-й канал» — оказался заблокированным. В ночь на воскресенье неизвестные разгромили офис канала, и забрали серверы и эфирную аппаратуру.
Все это говорит о том, что в данном случае речь об очередной «цветной революции» не идет.
«СП»: — Что стоит за политическими требованиями «Третьего майдана»?
— Меня смутило, что нынешние требования в значительной степени пересекаются с лозунгами, которые звучали на митинге «Правого сектора» в конце июля 2015 года. Тогда, напомню, ПС тоже анонсировал бессрочную акцию протеста, но она сдулась через пару дней. Тогда тоже кричали о необходимости борьбы с коррупцией, поливали грязью Порошенко, и требовали денонсировать Минские соглашения.
Сейчас выдвигаются те же самые требования. И, думаю, они используются для давления на президента Украины. Есть, кроме того, подозрение, что в нынешних акциях участвуют две силы: те, кто громили офисы банков, и те, кто захватывали отель «Казацкий». Но сегодня непонятно, кто стоит за этими, с позволения сказать, авторами.
С одной стороны, речь идет о группировке «Радикальные правые силы». Но проблема в том, что мы никогда не слышали о ней прежде. Кто эти люди, откуда они — вопрос до сих пор открытый.
С большой степенью достоверности можно утверждать, что эта группировка создана выходцами из бывшего «Правого сектора». И здесь уместно вспомнить, что недавно Тимошенко объединилась с бывшим главой Службы безопасности Украины Валентином Наливайченко, который был тесно связан с «Правым сектором», и поддерживал дружеские отношения с бывшим лидером ПС Дмитрием Ярошем.
На мой взгляд, высока вероятность, что нынешние протестные выступления инициированы именно Юлией Тимошенко, которая пытается в нынешней политической ситуации использовать «уличный» аргумент в своей борьбе за досрочные выборы в Раду.
Правдоподобна и другая версия: часть нынешних протестующих являются ставленниками администрации Порошенко. В пользу этой версии говорит тот факт, что все знали о наступающей годовщине «Майдана», знали, что готовятся уличные акции. В такой ситуации на Украине принято выводить на улицу дружественные действующей власти силы с тем, чтобы они заняли место в уличном протесте, и тем самым фактически его заблокировали.
Показателен, кроме того, факт, что во время брифинга «Радикальных правых сил» появился бывший народный депутат Украины Юрий Кармазин. На мой взгляд, это сигнал того, что Кармазин, который начинал депутатскую карьеру еще в 1990-х, а сегодня находится не у дел, готов сотрудничать с теми, кто заинтересован в досрочных выборах. Это, на мой взгляд, тоже говорит в пользу «тимошенковской» версии.
«СП»: — Насколько серьезную угрозу представляет «Третий майдан» с точки зрения Киева?
— Повторюсь: я считаю, на этот раз речь не идет о новой «цветной революции». «Третий майдан» не дотягивает до нее ни по уровню организации, ни по числу задействованных людей.
На мой взгляд, организаторы нового «Майдана» преследуют чисто тактические цели: выразить народное недовольство действующей властью. Они, используя «уличный» рычаг давления, пытаются заставить Киев задуматься о возможности досрочных выборов в Раду — и не более того…
— Все происходящее сейчас на Украине — следствие деградации ее политической и законодательной системы, — уверен заместитель директора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. М.В. Ломоносова Богдан Безпалько.
— По большому счету, страна погружается в анархию из-за деградации. И в этих условиях каждый, кто обладает политическими амбициями, пытается о них заявить.
Об амбициях, в том числе, заявляют радикалы — пытаются с помощью апробированных методов влиять на политический процесс. Причем, для них важна не отставка Яценюка, а возможность оседлать волну народного недовольства, и возможность на этой волне вознестись к вершинам власти.
На деле, вопрос с Яценюком решен: благодаря продажности украинских депутатов, премьер остался у руля правительства как минимум до сентября. Кроме того, в нынешней ситуации подавляющему большинству ведущих украинских политических партий досрочные выборы не нужны. Если сейчас на Украине пройдут перевыборы, то и «Блок Петра Порошенко» и «Народный фронт» Арсения Яценюка, скорее всего, потерпят разгромное поражение. В выигрыше окажутся только «Батькивщина» Юлия Тимошенко, «Самопомощь» и Радикальная партия Олега Ляшко.
Впрочем, надо понимать: даже такая «рокировка» не приведет к коренным изменениям в политике Украины. Нынешняя деградация коренится в событиях Евромайдана, а еще раньше — в событиях «оранжевой революции». А если копаться глубоко — в событиях 1991 года. Вся эта цепочка только сейчас начинает оформляться в окончательный результат.
«СП»: — Похож ли нынешний «Майдан» на Евромайдан? Как выглядят его перспективы?
— Евромайдан тоже поначалу не собирал большого количества участников. Он стал популярным только благодаря провокации, в ходе которой «беркутовцы» избили студентов. Но сейчас ситуация другая. За два года население Украины устало и от «майданов», и от протестов. Но главное — у Евромайдана были солидные спонсоры, которые вкладывали в него большие деньги, готовили боевиков, и делали политический заказ на смену власти.
Сейчас ничего подобного нет. Да, некоторые политические силы вкладывают средства в «Третий майдан», пытаясь собрать «массовку», но их явно недостаточно, чтобы сменить власть в Киеве. Или хотя бы отстранить от рычагов управления премьера Яценюка.
Ситуация усугубляется тем, что, хотя разочарование новой властью в украинском обществе нарастает все сильнее, хаотичность этого разочарования тоже весьма велика. Это значит, что от «Третьего майдане» не стоит ждать серьезных потрясений…
Андрей Полунин, "СП"
* Верховный суд РФ признал экстремистскими пять украинских националистических организаций: деятельность «Правого сектора», УНА-УНСО, УПА, «Тризуба им. Степана Бандеры» и «Братства» попали в России под запрет.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии3