Будут ли на голову дальневосточникам падать отравленные части ракет
А еще нас будут травить ядовитым гептилом! – продавщица в магазине в Свободном (80 км от космодрома Восточный) говорила это обреченно, как человек, который уже смирился с печальной вестью.
- Да-да! Все об этом знают! – вторили ей покупали.
- Подождите, но ведь стартовала ракета «Союз», которая заправляется экологическим чистым топливом! – пытался объяснить я. – Никакой отравы там нет! И будущая «Ангара» - на экологическим чистом топливе.
- Как нет? Как нет?! Рабочие, которые на космодроме работают, нам рассказывали! – это уже с надрывом.
В общем, стал я разбираться, какие же действительные опасности подстерегают дальневосточников в связи с началом «жизни» Восточного. Все ли так страшно? Как-то, бывая на полях падения ракет, пущенных с Байконура – в Казахстане и на Алтае, я особой катастрофы не углядел, пишет Александр Милкус в "Комсомольской правде" .
Поговорили и забыли
- С 2013 года мы постоянно встречаемся с руководством регионов и с жителями, на которые приходятся поля падения отделяемых частей ракет, - объясняет начальник управления районов падения Центра эксплуатации наземной космической инфраструктуры Андрей Воронин. – Привозили инженеров из Самары, где собирают «Союз», проводили научные конференции с участием и местных, и московских ученых. Нас слушают, это да. А на следующий день снова говорят: «Нас хотят травить гептилом».
- Ну я примерно в такую ситуацию и сам попал в Свободном…
- Свободный напуган – это понятно. Там рядом была 27 ракетная дивизия. На боевом дежурстве действительно стояли гептильные ракеты. А космодром строится на бывшей территории этой дивизии…
- Но сейчас же будут пускать другие ракеты!
- Понимаете, есть в общественные организации, которые подогревают местное население совершенно неправдивой информацией, слухами. Какой их интерес –понятно: получить гранты на «экологическую деятельность». Они работают и в Амурской области, и в Якутии.
Роскосмос до пуска «Союза» снял шесть документальных фильмов. Шесть! Про работу в районах падения ракет. С тем, чтобы их показывали по местному телевидению, просвещали народ. Но все равно…
Развёрнуты поисковые группы
Первая ступень ракеты
Первая ступень
- Первая ракета «Союз 2.1а» стартовала с Восточного 29 апреля. И уже на следующий день пошли сообщения, что части первой и второй ступеней, упавшие в тайге, найдены...
- У нас сформированы четыре группы, которые «отвечают» за три района падения.
Абсолютно во всех районах падения отсутствуют автомобильные дороги. Ландшафт сложный - тайга. Никакой наземный транспорт туда доехать не имеет возможности.
Район падения первой ступени – в Амурской области в Зейском и Тынденском районах. Поэтому была организована воздушно-поисковая группа из наших сотрудников, пожарных. Амурская авиабаза выделила вертолет. Перед пуском мы облетели территорию. Эвакуировали из нее 30 человек – это сотрудники метеостанции и золотодобытчики. После того, как пуск состоялся, в первый же день были обнаружены три боковых блока из четырех. Мы на тросах спустили специалистов Амурской авиабазы, которые подготовили площадку для посадки вертолета. Высадили группу, которая должна разделать найденные блоки. Блок весит более 2,5 тонн, вертолет его поднять не может.
Обломки двигателя второй ступени
На второй день после пуска вернули в район всех эвакуированных и нашли четвертый боковой блок.
Как только части ракеты будут разделаны, мы их вывезем на космодром.
На месте падения работали экологи - и наши, и местные. Факт отсутствия разливов топлива зафиксирован. Заражения окружающей среды нет.
- Но если ракета на экологически чистом топливе, какое может быть заражение? Какая радиация?
- Таково требование местного министерства охраны природы. Они почему-то считают, что ракета, преодолев атмосферу, становится радиоактивной. И, упав на землю, становится источником радиации.
Районы падения ступеней ракеты, стартовавшей с Восточного
- То есть школьные знания физики им в жизни не помогают?
- Такой пункт прописан в договорах с Роскосмосом. Так что проводить исследования радиоактивности мы будем каждый раз при обнаружении упавшей ступени ракет.
Я вам больше скажу. В Якутии в день пуска местные экологи заявили, что в первой и второй ступенях в качестве газа наддува используется отравляющее вещество заман. И предложили родителям забрать детей из школы в Вилюйске в виду того, что по трассе полета ракеты все будет мертвым. К 11 часам утра школа была эвакуирована!
- Но все-таки, если вы так срочно вывозите части ракет – значит есть зачем. Логика-то такая!
- У меня в договоре прописано, что все фрагменты ракеты мы должны вывезти обязательно, причем в максимально короткие сроки, чтобы не загрязнять металлом природу.
После одного из пусков с космодрома Свободный (этот космодром Минобороны находился на месте нынешнего космодрома Восточный), вторая ступень ракеты «Старт» так и осталась лежать в Якутии. Роскосмос взял на себя обязательство и те фрагменты, не наши, тоже вывезти.
Районы падения будущих ракет
- А какая судьба того, что вы вывозите?
- На переплавку.
Вторая, третья…
- Теперь про вторую ступень…
Следующий район падения - головного обтекателя и второй ступени. Они находится в республике Саха Якутия.
Там у нас две поисковые группы. В Алданском и Олекминском районах ищем головной обтекатель. В Вилюйском, Верхневилюйском и Жиганском улусах – вторую ступень. Она, отделяясь на высоте 180 км, при входе в плотные слои атмосферы разрушается. Большая часть фрагментов сгорает. Но элементы двигательной установки падают на землю. Чтобы эти фрагменты засечь, мы поставили в Вилюйске специальную радарную систему. А рядом с районом падения возле поселка Кюлекян находится поисковая группа. На вертолете была установлена аппаратура, работающая в видимом и инфракрасном диапазонах, которая позволила в тайге обнаружить фрагмент двигателя. Хотя размер района падения второй ступени – 150 на 100 километров.
- А третья ступень?
- Третья остается на орбите.
- А разгонный блок «Волга». Он ведь он-то заправляется гептилом?
- В блок выведения «Волга» было заправлено около 240 кг гептила. Отделение этого блока от ракеты происходит на высоте 180 км. Так что во время включения этого блока ни гептил, ни его производные в атмосферу земли не попадают. После того, как блок выводит спутники на нужные орбиты, его ориентируют так, чтобы он вошел в плотные слои атмосферы и в конце концов упал в одном из районов Тихого океана. Кстати, на время затопления космических фрагментов этот район закрывается для судоходства и для полетов авиации.
Но прежде, чем блок входит в атмосферу, открываются клапана и все остатки топлива стравливаются в безвоздушное пространство. А там под действием ультрафиолета они разлагаются. Ни капли гептила ни в атмосферу, ни тем более в воды океана не попадают. Это доказано многими исследованиями.
СПРАВКА
Гептил (несимметричный диметилгидразин, НДМГ) – топливо, которого широко используется в ракетной технике не только в России, но и в Японии, Китае и США.
Относится к 1 классу опасности, предельно допустимая концентрация (ПДК) для водоемов составляет 0,02 мг/л, ориентировочный безопасный уровень воздействия (ОБУВ) для почвы — 0,1 мг/кг.
Обладает сильным токсическим действием. Попадание брызг в глаза может вызвать мгновенную боль, слезотечение и покраснение (конъюнктивит). При вдыхании паров возможен кашель, боли в грудной клетке, хрипота и учащение дыхания; в больших концентрациях может наступить потеря сознания.
Александр Милкус "КП"
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии1