«Газпром» объяснил, почему Украина не нужна
Впрочем, эксперты указывают на то, что «Газпром» не до конца откровенен, пишет "Газета.ру".
Глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что сохранение поставок газа через украинскую территорию приведет к затратам десятков миллиардов долларов.
«Мы слышим, что надо оставить транзит через Украину 30 млрд кубометров, для «Газпрома» транзит через Украину - это дополнительные затраты в $25-43 млрд, — сообщил Миллер. — Необходимо понять, кто их будет компенсировать».
Сохранение транзита через Украину стало одним из требований, которые с подачи Еврокомиссии выставила Германия к проекту газопровода «Северный поток-2» (труба мощностью 55 млрд кубометров, которая должна быть проложена через Балтийское море до побережья Германии параллельно уже действующему «Северному потоку — 1» аналогичной мощности). Помимо «Газпрома», владеющего контрольным пакетом проекта, в нем участвуют германские BASF и E.On (через свои структуры Wintershall и Uniper), австрийская OMV, французская ENGIE и британо-нидерландская Shell.
К проекту возникли претензии у Украины и ряда стран Европы (в первую очередь, Словакии и Польши). В основном протесты сводятся к опасениям по поводу угрозы энергобезопасности Евросоюза и возможным нарушениям антимонопольного законодательства ЕС (здесь речь идет о Третьем энергопакета из-за которого Россия в конце 2014 года отказалась от газопровода «Южный поток». Нормы ТЭП, в частности, запрещают одной и той же компании заниматься поставками газа и его транспортировкой).
Кроме того, противники второго «Северного потока» неоднократно называли проект политическим, а не коммерческим.
В результате Еврокомиссия предложила Германии сформировать ряд условий, при которых СП-2 был бы одобрен. На прошлой неделе германский министр экономики и энергетики Зигмар Габриэль заявил, что для поддержки проекта необходимо, чтобы он: удовлетворял европейскому законодательству, не ограничивал поставки газа в Восточную Европу и не угрожал транзиту российского газа через Украину. Кстати, ранее Арсений Яценюк, занимавший пост премьер-министра Украины, говорил, что ввод в строй «Северного потока-2» лишит страну около $2 млрд транзитных доходов в год. Также потерей прибылей от транзита возмущалась Словакия - -в цепочке транзитеров российского газа она идет следом за Украиной.
Однако Миллер указывает на преимущества (в первую очередь финансовые) именно «Северного потока-2», поставки по которому в общей сложности на 20% дешевле, чем через Украину.
Во-первых, по словам главы «Газпрома», именно Балтика является самым коротким экспортным маршрутом в северо-западную Европу. Маршрут с Ямала ( а именно туда, по словам Миллера, смещается ресурсная база «Газпрома») на 1885 км короче, чем через газотранспортную систему Украины. Основная часть «экономии» маршрута приходится на российскую территорию — 1010 км.
Кроме того, на балтийском направлении самая высокая эффективность транспортных расходов. Стоимость доставки газа до Германии по маршруту с Ямала через «Северный поток – 2»
в 1,6-2 раза ниже, чем через украинскую ГТС.
Также в релизе «Газпрома», опубликованном в четверг, указывается, что новые технологии, применяемые при прокладке северного коридора, снижают расход газа на собственные нужды транспорта в 6 раз по сравнению с ГТС с давлением 5,5 мегапаскалей, и в 3 раза, когда речь идет о ГТС с давлением в 7,5 Мпа (как раз таково рабочее давление у украинской газотранспортной сети, за исключением летнего периода, когда снижаются объемы поставок и, соответственно, давление в трубах,— «Газета.Ru»).
В итоге, накопленная экономическая эффективность СП-2 за 25 лет для «Газпрома», по словам Миллера, будет в 2-2,7 раза выше, чем при использовании украинской ГТС, что соответствует $45-78 млрд.
По словам экспертов, недвусмысленные заявления «Газпрома» по поводу газотранспортной системы Украины связаны с действиями Киева, который в начале года в три раза поднял ставку транзита — причем в одностороннем порядке и требует выплатить недополученные средства за предыдущие годы транзитных поставок. «Газпром» новые требования проигнорировал и продолжил платить по изначальному тарифу. Помимо заниженного, по мнению украинской стороны, тарифа, Киев недоволен невыполнением со стороны РФ обязательств по объемам прокачки. Общая сумма «транзитных» претензий составляет почти $10 млрд, спор на данный момент рассматривается в Стокгольмском арбитраже.
«Газпром» создает фон, чтобы показать дискриминационность действий Украины по отношению к нему, — комментирует украинский эксперт в сфере энергетики, бывший пресс-секретарь «Нафтогаза Украины» Валентин Землянский.
Однако в некоторых моментах «Газпром» явно не до конца откровенен.
Глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин указывает, что, говоря о финансовых преимуществах поставок газа по СП-2 в сравнении с украинской ГТС, Миллер формально прав. Однако лишь в том случае, когда речь идет о доставке до границы Германии. В то время как в реальности «Газпром» поставляет газ не просто до границы ЕС — точка приема поставок находится на конкретных газоизмерительных станциях.
«И если говорить о доставке газа через СП-2 на австрийский хаб Баумгартен или в Вайдхауз (граница Чехии и Германии), она окажется значительно дороже, чем через Украину», — говорит Корчемкин.
В качестве примера эксперт приводит существующие поставки по СП-1. Дело в том, что при транзите через украинскую территорию до того же Баумгартена газ проходит только через Украину и Словакию. В то время как при транспортировке по северному коридору в маршрут включается не только Балтийское море, но и Германия (для СП-1 это, в частности, газопровод OPAL), Чехия и опять же Словакия.
Впрочем, не исключено, что «Газпром» готов торговаться и может вернуться к вопросу продления транзитного договора с Украиной (срок действующего истекает к началу 2020 года). Во всяком случае, Миллер уже задал вопрос: кто будет компенсировать затраты «Газпрома» в случае поставок через украинскую территорию?
Кстати, в среду Алексей Миллер говорил о том, что с 1 января по 15 июня текущего года поставки газа в Европу выросли, по сравнению с прошлогодним аналогичным периодом, на 15% или на 10,2 млрд кубометров. Михаил Корчемкин обращает внимание, что 8,5 млрд кубометров из этих объемов пришлись на поставки именно через Украину. В мае украинский транзит вырос на 21% (по сравнению с маем 2015 года), за первые две недели июня — на 19%, тогда как поставки по «Северному потоку-1» и газопроводу «Ямал-Европа» снизились на 2% и 3% соответственно. По мнению Корчемкина, это связано с тем, что у «Газпрома» не хватает денег на поставки по обходным маршрутам.
«Нафтогаз» в четверг на запрос о комментарии не ответил, но в пятницу опубликовал релиз, в котором заявил, что поставки газа через украинскую территорию будут в 3-4 раза дешевле, чем по «Северному потоку-2».
При этом украинская компания прямо заявляет, что рост транзитных тарифов в 2016-2019 гг вызван именно намерением «Газпрома» прекратить поставки через Украину. А в случае бронирования российской компанией с 2020 года транзитных мощностей на 70-110 млрд кубометров, тариф будет значительно выгоднее, чем транспортировка по СП-2.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии7