ЕС боится потерять роль «доброго следователя»
Фото: AP/TASS
Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини сделала довольно странное заявление о том, что Россия и ЕС могли бы «дружить против Трампа». Правда, при этом сразу оговорилась, что дружба дружбой, а санкции -врозь. По крайней мере, до выполнения Минских соглашений.
В интервью The Wall Street Journal Могерини назвала вопросы, по которым Россия и Евросоюз могут занять общую позицию в противовес США.
«Если разбирать каждый случай отдельно, можно найти вопросы, по которым, и это бы меня не удивило, европейцы и россияне могут оказаться на одной стороне: иранская сделка, ближневосточное урегулирование и, возможно, роль ООН», — сказала она.
Она также отметила, что любое отступление американской администрации от ядерных договоренностей с Ираном при новом президенте может вызывать серьезное недовольство России.
«Вряд ли можно согласиться с идеей, что можно дружить против кого-то, если иметь в виду вот эти опасные выводы. Это, наверное, не тот подход, который отвечал бы нашим интересам», — так прокомментировал это заявление пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
По его словам, пока точно неизвестно, «какую точно политику будет проводить администрация Дональда Трампа». Кроме того, Россия «традиционно выступает за добрые отношения с Евросоюзом, которые сейчас отсутствуют как таковые».
«Мы, безусловно, считаем, что это и в интересах Москвы, и в интересах Брюсселя, и стран-участниц Евросоюза как можно скорее выйти на путь реанимации нашего диалога. Очень много тем, которые требуют нашего взаимодействия. Это и вызовы современности, это и борьба с терроризмом совместная, с изменением климата и так далее», — заключил Песков.
Понятно, что в Брюсселе сейчас очень нервничают в связи с предстоящим вступлением Дональда Трампа в должность. И противоречивое заявление Могерини тому лишь очередное подтверждение.
Будет ли ЕС и дальше следовать в фарватере американской политики, даже если она станет не столь антироссийской, как сейчас?
— Действительно, заявление Могерини отражает когнитивный диссонанс, который сейчас испытывают многие европейские политики, — говорит декан факультета «Социология и политология» Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Особенно, это касается брюссельской евробюрократии. С одной стороны, они проводят недоброжелательную политику в отношении нашей страны, ратуют за продление антироссийских санкций, с другой стороны, посылают знаки в виде таких вот заявлений, что неплохо бы организовать тандем с Россией против Дональда Трампа.
Это свидетельствует о полной разбалансировке политического курса Евросоюза. Ранее он довольно чётко придерживался американских международных политических приоритетов. Сейчас же, в связи со скорым приходом во власть Дональда Трампа, европейцы опасаются, что прежняя схема будет сломана или претерпит сильную трансформацию. Я имею в виду в первую очередь схему игры в «доброго» и «злого» следователя в отношении России. Евросоюзу традиционно отводилась «добрая» роль. Однако теперь непонятно, кто будет «добрее». Европейская бюрократия чувствует себя не комфортно.
Дональд Трамп, не исключено, будет сокращать глобальные расходы на «коллективный Запад» и концентрироваться на внутренних проблемах США. При этом Трамп уже не раз заявлял, что заставит своих союзников куда больше, чем прежде раскошеливаться на содержание НАТО. В связи с этим в Брюсселе наблюдается паника средней степени. Евробюрократы не могут решить, надо ли им ориентироваться на Трампа, или пытаться вести свою линию во внешней политике. При этом Европа давно уже привыкла, что от неё мало что зависит, и она идёт в фарватере американской политики. От самостоятельности европейцы отвыкли.
Противоречивые заявления Могерини отражают растерянность и опустошённость части европейского истеблишмента, который был уверен, что сложившийся тандем США и ЕС — это всерьёз и надолго. Они рассчитывали ещё многие годы играть в «доброго» следователя, получая свои выгоды от противостояния США и России. А ныне ситуация выглядит так, что в любой момент всё может резко измениться.
«СП»: — Удивляет, что европейцы, привыкшие во всём ориентироваться на США, пытаются «примерить» на себя роль чуть ли не главных недоброжелателей России.
— И при этом же хотят дружить с нами против Трампа. Однако у нас сейчас нет никаких резонов идти против нового президента США.
«СП»: — Допустим, Трамп будет придерживаться тех тезисов в отношении России, о которых он неоднократно заявлял в ходе предвыборной кампании. Придётся ли европейцам подстраиваться под новую политическую линию своего гегемона и тоже устроить свою европейскую перезагрузку отношений с Россией?
— Если Трамп не откажется от своей предвыборной риторики, для европейцев наступят непростые времена. Я в первую очередь имею в виду сторонников евроинтеграции. Поскольку Брюссель в последние годы привык оставаться под политическим и пропагандистским «зонтиком» США. Многие проблемы, такие, в частности, как безопасность, американцы в значительной степени брали на себя. Теперь же, не исключено, что Брюссель окажется предоставленным самому себе. И если, к примеру, Трамп сократит финансовые вливания США в НАТО, европейцам придётся раскошеливаться, что не может не сказаться на общем социально-экономическом положении ЕС, которое и без того сейчас небезупречно, скажем мягко. Это серьёзно ослабит позиции евробюрократов. Особенно на фоне того, что сейчас наблюдается ренессанс сторонников национальных государств в Европе. Ореол прогрессивности и неизбежности дальнейшей евроинтеграции постепенно гаснет. Всё чаще слышны голоса о том, что ЕС — это мертворождённая организация и надо возвращаться к режиму национальных государств в той или иной степени.
Думаю, что в этом смысле будут показательны выборы канцлера в Германии и президента во Франции в следующем году. На них сторонники евробюрократии могут получить ряд чувствительных ударов.
В любом случае, если Трамп урежет расходы на «коллективный Запад» трения между Европой и США неизбежно усилятся. Кроме того, новый американский президент представляет собой консервативную традиционалистскую ветвь американской элиты. А у власти в Брюсселе находятся сторонники неолиберализма. По многим вопросам им сложно будет найти общий язык с Трампом. Не факт, что эти конфликты будут афишироваться. Западный истеблишмент будет стараться не выносить сор из избы, но напряжённость и взаимное недоверие возрастут. Мы будем наблюдать этакое прохладное отчуждение между Вашингтоном и Брюсселем.
«СП»: — А Россия может поиграть на противоречиях?
— Не только может, но и должна. Чтобы добиться ослабления санкций, например. Кроме того, если Вашингтон отойдёт в сторону, у России появится больше возможностей для игры на украинском направлении. Евросоюз в одиночку курировать Украину не сможет, не потянет этого. Мало того, мы можем извлечь свои выгоды и в «треугольнике» США, Китай, Евросоюз.
Наша команда обращается к нашим читателям с просьбой оказать возможную финансовую помощь нашему проекту.
Прямое пополнение:
На Яндекс-деньги: кошелек 410012273300268
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии1