Переговоры Путина и Трампа: 3 часа между миром и войной

Фото: Михаил Метцель/ТАСС

 

Общение президентов России и США Владимира Путина и Дональда Трампа на саммите в Хельсинки 16 июня продлится примерно три часа. Это следует из расписания, опубликованного в мобильном приложении саммита HELSINKI2018

«Встреча тет-а-тет Путина и Трампа начнется в 13:15, а встреча Путина с президентом Финляндии запланирована на 16:30», — говорится в сообщении. Трамп и президент Финляндии Саули Ниинистё встретятся с семи до десяти утра.

Как мы уже рассказывали, саммит пройдет в Президентском дворце в центре Хельсинки. Сначала лидеры двух стран побеседуют в присутствии переводчиков, затем переговоры продолжатся в формате рабочего завтрака, на котором будут присутствовать некоторые члены делегаций. После этого президенты проведут совместную пресс-конференцию, на которой ответят как минимум на четыре вопроса.

Центральной темой саммита будет текущее состояние и перспективы развития российско-американских отношений, сказал помощник президента Юрий Ушаков. А цель предстоящей встречи, по его словам, заключается в том, чтобы приступить к выправлению негативной ситуации в международных делах, принять конкретные действия по их оздоровлению и установлению более или менее приемлемого уровня доверия, а также попытаться наметить шаги, которые позволили бы России и США возвратиться к взаимовыгодному сотрудничеству.

Итак, переговоры Путина и Трампа будут длиться около 3 часов. Прямо скажем, это не то время, за которое можно решить «судьбы мира». С другой стороны, зная «предсказуемо непредсказуемый» характер президентов России и США, заранее быть уверенным, что встреча «дежурная» — нельзя.

— Да, встреча не проходная, — говорит ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров. — Но для серьёзных переговоров три часа — мало. Обычные такие переговоры продолжаются день или даже несколько дней. Так что встречу можно назвать ознакомительной. Но и такая встреча полезна. Я не исключаю, что будет какая-то договорённость по Сирии. Не случайно недавно приезжал в Москву премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, а также старший советник верховного руководителя Исламской Республики Иран по международным вопросам Али Акбаром Велаяти. Видимо, всем сторонам важен вопрос нахождения иранских войск в южной части Сирии. Мы не знаем, чем закончились переговоры Путина с представителями Ирана и Израиля. Видимо, предпринимаются попытки этот вопрос «разрулить».

«СП»: — Каким образом?

— Главное — наличие доброй воли у всех сторон. Например, Ирану не обязательно находится у границ Израиля на юге Сирии. Он может оставить свои войска где-то неподалёку. Американцам тоже совсем необязательно оставаться на юге Сирии у границ с Иорданией. Если России удастся стать координатором, убедить уйти из этой зоны и американцев, и иранцев, то это будет уже неплохо, поскольку снизится напряжённость в российско-американских отношениях. Ведь как было уже не раз в последнее время, мы балансировали на грани войны. Желательно хотя бы от этого уйти.

— Сегодня можно сказать уверенно только одно: Путин и Трамп будут обсуждать как проблемы глобальной международной безопасности, так и конкретные вопросы отношений между Россией и США, — говорит руководитель Центра политических исследований Института экономики РАН, заведующий кафедрой международных отношений Дипломатической академии МИД РФ Борис Шмелёв. — Тот факт, что первоначально переговоры будут вестись с глазу на глаз, говорит о том, что президенты двух стран намерены говорить всерьёз, и, возможно, предельно открыто. Путин попытается донести до Трампа позицию России по Донбассу, объяснить логику наших действий в связи с конфликтом на Украине.

«СП»: — И что в итоге?

— Я не думаю, что стоит слишком надеться на некие прорывы, заключение серьёзных соглашений. Помните, год назад тоже много спекуляций было накануне встречи Путина и Трампа в Гамбурге. Однако никаких принципиальных последствий та встреча не имела. Даже те немногие договорённости, которые были достигнуты, например, по кибербезопасности, не соблюдаются. Американская сторона не пошла на их реализацию. Надо понимать, что у нас принципиальные вопросы внешней политики решает узкий круг людей. А в США Дональду Трампу приходится считаться с мнением Конгресса, реакцией СМИ и т. д.

Вторая часть встречи — подписание неких документов. Не думаю, что это будут принципиальные документы. Есть признаки, что серьёзных договорённостей и документов никто не готовил, слишком спонтанно было принято решение о встрече. Даже если будут приняты какие-то серьёзные решения, не думаю, что они прямо сейчас будут обнародованы. Возможно, будет принята какая-то декларация.

С Дональдом Трампом вообще сложно что-то предполагать. Мы помним его встречу с Си Цзиньпином, когда было сказано много слов о совместных интересах, а потом США начали торговую войну с Поднебесной, которая ещё неизвестно, чем закончится. И после встречи с лидером Северной Кореи Ким Чен Ыном было сказано много громких слов, но пока мы не видим конкретных результатов этой встречи.

Думаю, что и для России Трамп не сделает исключения. Какие бы слова ни прозвучали, новая холодная война будет продолжаться. Максимум, что можно ожидать: будет достигнута негласная договорённость — не идти на дальнейшее обострение отношений между Россией и США. Попросту говоря, лидеры двух стран пообещают друг другу, что не станут в дальнейшем нагнетать напряжённость до той степени, после которой возможно начало прямого военного столкновения. Это уже будет немало. Думаю, что должна быть ещё не одна встреча, чтобы наметилось реальное улучшение российско-американских отношений.

«СП»: — А есть ли вероятность ухудшения отношений России и США после этой встречи? Не готовит ли Трамп ультиматум Путину, в случае невыполнения которого Запад с новой силой начнёт давить на нашу страну?

— Исключать этого варианта нельзя. Если Путин не пойдёт на какие-то важные для США уступки, в ответ может быть усилено давление на Россию. У Запада ещё есть немало рычагов давления на нас. Можно попытаться реализовать в отношении России тот вариант санкций, который Запад применил в своё время в отношении Ирана. Конечно, Россия более серьёзный соперник для Запада, чем Иран, и там есть политические силы, которые понимают, что введение «иранского варианта» санкций против России будет чревато и для самого Запада. Но логика противостояния может заставить идти США и Россию по этому пути.

Алексей Полубота

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.