Новая система начисления субсидий – это плод евроассоциации
С 1 мая заробитчане, люди без официальных доходов и многие другие категории граждан Украины лишились льгот на оплату коммунальных услуг. Вследствие такого «более адресного подхода к назначению жилищных субсидий» правительство не только радикально сократило сумму государственной помощи населению, но и спровоцировало рост неплатежей, фиктивные разводы и избиение сотрудников коммунальных служб разъяренными местными жителями. С повышением цены на газ в сентябре (а значит и на отопление, и на горячую воду) ситуация только ухудшится.
Кнутом и пряником
Сократить число льготников в правительстве хотят давно, но раньше проблему пытались решить с помощью пряника. Еще в апреле прошлого года глава Минсоцполитики Виталий Рева прогнозировал, что «стремительного роста тарифов уже не будет, а доходы людей растут», следовательно, к началу 2018-го «примерно треть [получающих субсидии домохозяйств] отсеется». На первый взгляд логика здесь есть. Внутренние цены на уголь и газ тогда действительно достигли «импортного паритета», а минимальная зарплата поэтапно повышалась, что должно было отсечь часть людей от государственной помощи. Но на практике вышло иначе.
Оказалось, что привязка внутренних тарифов на энергоносители к мировым ценам отнюдь не исключает их дальнейшего колебания (в том числе и роста) вслед за биржевыми котировками, а повышение «минималки» дает ограниченное влияние на официальные доходы граждан. В итоге в 2018 году количество домохозяйств-льготников, вопреки прогнозам В. Ревы, увеличилось. Если на начало 2017 года их насчитывалось 6,12 млн, то на 1 января уже 6,26 млн, правда средний размер помощи снизился на 23,5% (с 1521,2 грн до 1164,4 грн). Дальше госпомощь стала нарастать как снежный ком. Уже в апреле количество субсидируемых домохозяйств выросло до 6,67 млн, а средний размер государственной помощи – до 2867,5 грн (+58,9% г/г). После чего правительство применило жесткие меры.
С 1 мая вступили в силу новые правила получения льгот, которые радикально изменили ситуацию. Субсидий лишились трудовые мигранты, безработные и другие граждане страны без официального дохода или с доходом ниже минимальной зарплаты, не зарегистрированные в службе занятости. Всем «им будет насчитан доход в размере 5286 грн. – три прожиточных минимума», подчеркнул В. Рева, что автоматически лишает их права на государственную поддержку. Правда, правительство предложило им выход – документально задекларировать свои источники существования и платить с них социальные взносы (ЕСВ). Но здесь есть одна интересная загвоздка. Нужно иметь документ, который подтверждает источник легального происхождения доходов, иначе – тюрьма.
За подачу заведомо ложных сведений предусмотрена уголовная ответственность по статье 190 (ч.1) «Мошенничество» сроком до трех лет. «Нужно понимать, если вы предоставили фальшивую справку о доходах, это является уголовным правонарушением. При таких обстоятельствах к ответственности могут быть привлечены и те, кто документ выдал, и те, кто пользовался. Информация о таких фактах передается правоохранительным органам, далее проводится полноценное уголовное расследование. На практике определить, настоящий ли документ, свидетельствующий о доходах или поддельный, сложно. Но когда берется справка с места работы с одними данными, а в ГФС совсем иные данные, тогда возникает вопрос, почему они не совпадают? А это уже является основанием для проведения определенных проверок», - объясняет специалист отдела назначения социальных пособий Наталья Умрихина.
Определять, кто достоин субсидии, будут с помощью механизма верификации, который предусматривает три этапа проверки. Сначала имущественное состояние граждан оценят специальные комиссии на местах. «Инспекторы будут ходить по квартирам, задавать вопросы о стоимости покупок, проверять условия жизни и доходы. Причем мы предупреждаем, что проверка может пройти в течение десяти дней после подачи заявления на субсидию. Если придут и увидят, что все шикарно, а человек просит субсидию на коммуналку и показывает низкие доходы, то есть повод ему отказать», - уверяет В. Рева. Поводом может служить дорогая сантехника, ремонт, полный холодильник и другие моменты, которые инспекторы посчитают излишеством.
Если субсидию все-таки назначили, то к делу подключаются реестры ГФС (учет доходов граждан), Государственной миграционной службы (учет миграции физлиц), Минюста (учет имущества), банки (учет безналичных операций по оплате ценных покупок). «Вся информация будет собираться и обрабатываться у нас в Минфине», - говорит замминистра финансов Сергей Марченко, что позволит автоматически выявлять тех, кто «прикидывается неплатежеспособным». Покупки или поездки, которые поставят под сомнение реальный доход льготника, «так или иначе фиксируются - то банковской системой, то таможенниками, пограничниками, налоговиками», отмечает чиновник, что даст основание потребовать возврата уже выплаченной субсидии через суд.
Причем эта же система будет распространена на все виды социальных пособий, за что граждане могут поблагодарить брюссельский вектор интеграции Украины. «Верификация претендентов на государственные деньги – это европейская практика. Ввести подобную систему Украина обязалась, подписывая договор об ассоциации с ЕС, правда, нам нужно было сделать это аж до 2026 года. Но дефицит бюджета, очевидно, заставил власти действовать более оперативно», - отмечает глава Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
Последствия экономии
Из числа претендентов на льготы исключили не только заробитчан и безработных, но и многих других категорий граждан. К примеру, тех, кто живет в квартире площадью свыше 120 кв. м (доме свыше 200 кв. м) или имеет машину младше пяти лет и т. д. Сократить государственную помощь призвана и новая метода учета доходов домохозяйств, урезаны нормы потребления газа и электроэнергии. Теперь если члены семьи прописаны в разных квартирах, то их совокупный доход будут учитывать при оформлении субсидии на каждую из них, т. е. дважды. Не смогут получать субсидии и должники. «Все очень просто: если субсидианта хоть один раз поймают на том, что он получил деньги от субсидий и не заплатил их за коммунальные услуги, на следующий же день он лишается права на государственную помощь» - отметил С. Марченко.
Список нововведений можно продолжать, но интереснее посмотреть на их практические результаты. Конечно, бюджет сэкономил кругленькую сумму. В июне субсидии получили на 750 тыс. домохозяйств меньше (1,61 млн), чем в июне 2017-го (2,36 млн), а ее средний размер составил всего 100,7 грн (-38,9% г/г). Если за январь-июнь прошлого года бюджет компенсировал льготникам 38,04 млрд грн, то в январе-июне 2018-го уже 31,73 млрд грн. Итого чистая экономия бюджетных средств только за первое полугодие составила 6,31 млрд грн.
В то же время началась волна фиктивных разводов, которая, по мнению юристов, наберет силу осенью. Население все меньше платит за услуги ЖКХ. По данным Госстата, на конец июня (г/г) долги за газ выросли на 5,6 млрд грн, за централизованное отопление и горячую воду – на 2,8 млрд грн, за содержание домов и придомовых территорий – на 0,9 млрд грн, за холодную воду и водоотвод – на 0,6 млрд грн, за вывоз мусора – на 0,1 млрд грн и за электроэнергию – на 0,2 млрд грн. Итого чистый рост задолженности за год достиг 10,2 млрд грн, что с лихвой перекрывает «экономию» на субсидиях.
Но главное испытание Киев ждет впереди. К следующему отопительному сезону тарифы на газ (а значит и на отопление, и горячую воду) в наступающем отопительном сезоне могут вырасти до 7765-10945 грн за тыс. кубов, что сразу увеличит число претендентов на государственную помощь и подстегнет неплатежи вплоть до линчевания коммунальщиков, которые пытаются отключить должников. «Подобные прецеденты уже есть. Недавно в Броварах толпа избила сотрудников облгаза. И хотя мордобоем ничего не решишь, такие случаи будут становиться все более массовыми», - считает эксперт Фонда общественной безопасности Юрий Гаврилечко.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.