Керченский стрелок: Мстил обидчикам или был пешкой в чужих руках
Фото: Снимок с видео/телеканал «Крым 24"/ТАСС
Трагедия в керченском политехническом колледже потрясла всю страну. Сегодня город простился с погибшими. На похороны пришли 33 тысячи человек. Панихиды по погибшим в храмах Крыма будут идти все выходные. Керчь нескоро придет в себя от потрясения.
Жертвами трагедии стали 20 человек, из которых 15 — студенты. Покончил с собой и 18-летний студент, который 17 октября устроил стрельбу и взрыв.
Накануне оперативное совещание в Крыму провел председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин.
«Необходимо изучить обстановку в семье Рослякова, какие отношения были у него с близкими родственниками, выяснить, находилась ли данная семья в социально опасном положении, проявлял ли молодой человек ранее агрессию и иные неадекватные действия, были ли какие-либо другие тревожные сигналы о состоянии здоровья и поведении и принимались ли необходимые меры со стороны профильных служб, в том числе медицинских работников, для их предупреждения и устранения. Важно выяснить причину агрессии нападавшего», — отметил он.
Следователям предстоит выяснить и психологическую обстановку, организацию безопасности в колледже, круг общения Владислава Рослякова, и многие другие вопросы.
Пока правоохранительные органы разбираются в произошедшем, специалисты предлагают не делать преждевременных выводов, однако некоторые мнения все же высказывают, пытаясь осмыслить, что вообще произошло в Крыму.
Экс-депутат Госдумы, почетный член движения «Право на оружие» Роман Худяков не верит, что студент делал это в одиночку. По его мнению, это спланированное мероприятие, а молодой человек оказался «пешкой» в чужой игре.
Он также считает, что, если бы в учебных учреждениях была профессионально организованная охрана, то трагедию можно было бы предотвратить.
«Наши дети не защищены. В первую очередь, со стороны бюрократов и чиновников, которые просто-напросто жалеют денег на установку рамок, на нормальных сотрудников охраны», — заявил он на пресс-конференции в НСН.
Год тому назад, рассказал Худяков, был проведён рейд по московским школам. Этот рейд показал, что детей охраняют бывшие учителя или токари, которые не являются специалистами в области охраны.
«Сидит этот охранник, читает книжку, играет в телефоне. А туда надо поставить нормальных бывших военных, которые знают, что такое защита, что такое боевые действия, которые знают, как действовать, если зашел преступник», — предлагает экс-депутат.
Он убежден, что если бы в крымском колледже была рамка и вооружённый охранник на входе, кровавого преступления не произошло бы.
Вместе с тем, он не согласен с идеей об ужесточении правил выдачи оружия. Если следовать такой логике, то надо запретить призывать в армию с 18 лет, так как там стреляют из всех видов оружия.
«Если мы считаем, что 18 лет - это совершеннолетний молодой человек, который вправе принимать правильные и грамотные взвешенные решения», — уверен он. При этом Худяков подчеркнул, что 18 лет — это возраст, когда человек созрел и отдает отчет своим действиям.
Не уверен бывший народный избранник и в том, что 18-летний студент, не имевший специального образования, смог самостоятельно сделать взрывное устройство. Кроме того, экс-депутат заметил, что для покупки ружья и патронов необходимы немалые средства, которыми семья, судя по всему, не располагала.
Позже появилась информация, что убийца обворовал бабушку, у нее пропало 20 000 рублей из тайника, но даже эти деньги ему бы не помогли
Худякова смущает то, как орудовал этот парень.
«Он действует как профессиональный киллер. Он заложил взрывчатку как профессиональный человек, зная, где ее закладывать, чтобы она нанесла максимальный ущерб всем, кто был рядом. Как профессионально он мог с такой жесткостью убивать своих однокурсников?» — недоумевает Худяков.
Он также предложил обратить внимание на то, как Росляков стрелял и профессионально перезаряжал ружье. Экс-депутат не верит, что этому всему молодой человек научился сам.
Но вместе с тем, у политика вызывает возмущение попытка всё запрещать молодежи, не предлагая ничего взамен: ни бесплатных кружков, ни бесплатного нормального образования, чтобы они развивались, занимались спортом, не смотрели «всякую гадость» по телевизору.
Президент ассоциации «Школа без опасности» Сергей Саминский не согласен с такой оценкой событий и считает, что молодой человек действовал один.
При этом он подчеркнул, что безопасность и охрана школ — это федеральная программа и государственная задача, но, к сожалению, регионального финансирования. И если в крупных городах деньги на нее есть, то в небольших - это проблема, и как следствие — отсутствие профессиональной охраны.
По его словам, во всех школах, детских садах, колледжах Москвы работают профессионально подготовленные охранники. И они знакомы, в том числе, с основными внешними признаками и поведением так называемых колумбайнеров - подростков, которые интересуются массовым убийством в американской школе «Колумбайн» в 1999 году и другими подобными преступлениями. Как считает эксперт, керченский студент как раз из таких подростков. Он также рассказал о характерных чертах, по которым их можно определить.
«Обязательно не приходят к началу занятий. Они приходят всегда к перерывам, второй, третьей паре, ко второму уроку. Это первый — основной признак», — подчеркнул он. При этом эксперт добавил, что в Москве все опоздавшие обязательны к досмотру ручным металлодетектором.
По его словам, только в этом году предотвращено около 15 случаев проноса ножей, пневматических и травматических пистолетов, бутылок с зажигательной смесью. Во всех этих случаях речь идет об опоздавших на занятия подростках. По ряду случаев возбуждены уголовные дел, работают МВД, ФСБ.
Кроме того, эксперт отметил, что колумбайнеры обычно тщательно и долго готовятся, учатся стрелять, любят оружие.
«На сайтах колумбайнеров, которые закрывают тысячами, но тысячами и открывают, рассказывается, что и как можно собрать за копейки», — пояснил он.
По его мнению, керченский подросток очень похож на американцев, которые стреляли в школе «Колумбайн» и тоже заложили взрывчатку в столовой. Как и они, он был в берцах, в перчатках без пальцев и бейсболке.
«Очень много совпадающих фактов. И у них взрывчатка не сработала. Тогда они начали стрелять и убили около 70 человек. Потом зашли в школьный туалет и застрелили друг друга. Он действовал похоже, только сперва начал стрелять, не надеясь на взрывчатку. А потом взорвал», — заметил эксперт.
Он согласен с коллегой, что предотвратить трагедию было можно, но нельзя исключить.
Ответственно за произошедшее, по мнению, президента Ассоциации детских психиатров и психологов Анатолия Северного, в целом, лежит на обществе, тем не менее, всё начинается и решается в семье. Эксперт уверен, что этот парень был лишён соответствующих необходимых близких контактов, необходимой помощи.
«Никогда такие вещи не происходят спонтанно, это длительный процесс: длительный процесс подготовки, а самое главное — длительный процесс изменения психологического и психического состояния», — считает специалист.
Огорчает его то, что системы, способной увидеть эти изменения и оказать своевременную помощь, до сих пор не создано. За последние четыре года, напомнил он, это уже третий расстрел. При этом каждый раз говорят об отсутствии системы профилактики и коррекции, «поднимается волна» на неделю-две, но потом все остается как было.
Однако, по словам специалиста, процесс изменения человека достаточно длительный.
«Меняется образ жизни, образ деятельности, контакты и вся форма существования. Даже про этого молодого человека уже есть отрывочные сведения, что он изменился с определённого времени. Все говорят, что до определенного возраста это был другой человек, а потом он стал меняться: он ушел в себя, обособился, стал закрытым, не откровенным. И семья даже не обратила на это внимание», — удивлен он. Впрочем, не заметили этого и в школе, и в колледже, и в ближайшем окружении.
Как предполагает врач, дело не только в том, что у юноши происходило что-то внутри, но и был какой-то конфликт, так как в учительской он целенаправленно застрелил двух педагогов, а остальных не трогал.
«А что именно он скопировал в своем поведении, так это то, что ему общество предоставило, то и скопировал. В данном случае, скопировал этот колумбайн. Не было бы его, скопировал что-то другое», — добавил Северный.
Врач также обратил внимание, что подросток получил разрешение на ношение оружия в психиатрическом диспансере, следовательно, должен был пройти там обследование. Поэтому у эксперта возникают вопросы к квалификации специалиста, проводившего обследование. Северного беспокоит деградация системы психиатрической помощи, в том числе детской.
«23 года назад в Министерстве здравоохранения была ликвидирован номенклатурная специальность детского и подросткового психиатра. То есть сейчас в номенклатуре специалистов соответствующих нет, но остались должности, которые могут занимать люди, не получившие соответствующего специального образования», — возмущен он.
Кроме того, рассказал врач, ещё 10−15 лет назад первичная специализация по детской и подростковой психиатрии занимала 4 месяца, то теперь только один, поскольку нет денег на обучение специалистов. Поэтому, считает он, не приходится говорить о том, что эта система способна что-то выявить, провести какую-то профилактику, что-то предотвратить.
Со своей стороны Худяков сообщил, что любую справку можно купить за сравнительно небольшие деньги. Он убежден, что за подобные действия необходимо ввести уголовную ответственность. Кроме того, решение о выдаче справок должна принимать комиссия, а не отдельный специалист.
Северный считает, что, конечно, нужно охранять учреждение образования, но невозможно превратить их в концлагеря и в крепости. Он убежден, что надо в первую очередь менять отношения общества и систему коррекции и профилактики.
С этим не согласен Худяков, который в качестве примера привел германские школы, возле которых выставлены заграждения, установлены КПП, металлодетекторы, видеонаблюдение, в каждой школе с детьми индивидуально работает психолог. В результате, подобных трагедий в Германии не происходит.
Президент Ассоциации детских психиатров и психологов также не считает причиной подростковой агрессии компьютерные игры с элементами жестокости.
«Зачастую эти игры позволяют разрядить внутреннюю агрессию, которая есть у подростка. Они через игру способны реализовать накопившуюся агрессию», — считает Северный.
Он напомнил о волне, поднятой некоторое время назад в связи с самоубийствами детей и подростков. Утверждалось, что на такие действия несовершеннолетних провоцируют определенные сайты, поэтому мы занимаем одно из первых мест в мире по уровню детско-подростковой суицидальности.
Как сообщил специалист, проведенные исследования показали, что нет никаких доказательств того, что эти компьютерные игры или сайты каким-то образом влияют на распространённость аутоагрессии.
В любом случае, эксперты уверены, что необходимо дождаться завершения расследования, по результатам которого принимать необходимые меры.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.