Донбасс-2018: Гибель Захарченко, выборы и ожидание войны
Уходящий 2018-й год был богат на не только запоминающиеся события, но и те, что оказали значительное влияние на судьбы мира. Такие события произошли в Донбассе, несмотря на то, что война с Украиной тянется уже пятый год в вялотекущей форме, и не видно никакого выхода из тупика, в который регион поставило категорическое нежелание Киева исполнять Минские соглашения и прислушиваться к воле населения республик.
Одним из проявлений такого подхода стало убийство в результате теракта главы ДНР Александра Захарченко 31 августа. Ответом на него стали выборы глав и парламентов республик, которые, впрочем, и так были запланированы на осень уходящего года и предсказуемо вызвали нервную реакцию Киева и его американских кураторов.
Между тем, выборы предстоят и самой Украине, как парламентские, так и президентские — но уже в наступающем году. Причем, президентские — совсем скоро, через какие-то три месяца. В связи с неизбежностью их приближения, украинский лидер Петр Порошенко, растерявший практически все шансы на переизбрание, очевидно, решил пойти ва-банк, введя военное положение в 10 областях страны, включая Донецкую и Луганскую. Вместе с тем, усиливается напряженность на линии соприкосновения, каждый день разведке республик удается добыть информацию о готовящихся провокациях, угрожающих перерасти в полномасштабную войну.
Тем не менее, Донбасс продолжает жить своей жизнью, которая все меньше похожа на жизнь у соседей. И уходящий год ознаменовался очередными значительными шагами по укреплению суверенитета республик.
Свой комментарий об итогах года дал глава Народного Совета ДНР Владимир Бидёвка.
— Масштабными и важными событиями считаю проведение ряда дискуссионных мероприятий, посвященных обсуждению стратегии долгосрочного развития государства «Сила Донбасса», принятие законов о внесении изменений в Конституцию ДНР, о правительстве Донецкой народной республики и, безусловно, проведение выборов главы ДНР и депутатов Народного Совета, их положительная оценка международными наблюдателями.
«СП»: — Как, по-вашему, за этот год изменились настроения населения? Что именно на это повлияло?
— Могу сказать, что изменились не настроения — здесь, как раз, все осталось, как и в 2014 году, то есть, свои идеалы, свое видение будущего Донбасс не оставил в прошлом. Изменились требования жителей, и это нормальный ход событий, поскольку с течением времени возникают другие потребности.
Сейчас, когда республика уже достаточно уверенно стоит на ногах, важно развивать наше государство, делать упор на социальную составляющую. Необходимо развивать экономику, проводить профилактику правонарушений и многое другое. Все эти вопросы, прежде всего, необходимо прорабатывать на законодательном уровне. На сегодняшний день уже ведется работа по этим направлениям, разрабатываются и принимаются необходимые законы. Помимо этого, акцентируется внимание на укреплении интеграционных процессов с Российской Федерацией в различных сферах.
«СП»: — Под конец года много говорят о возможности новой войны. Верите ли вы в ее начало? Чем она будет отличаться от кампании 2014 года, и каковы шансы Донбасса?
— Полагаю, что на масштабные военные действия Украина не решится, однако на сегодняшний день достоверно известно о готовящихся провокациях. В ДНР полностью готовы к любому развитию событий.
В данной ситуации, пожалуй, правильнее сказать о попытках накаливания обстановки Украиной, к чему, в частности, ее подталкивают так называемые «западные партнеры». Как пример можно привести возобновление поставок летального оружия Киеву. И все мы понимаем, что связано это с предстоящими выборами на Украине. Без провокаций и, как итога, военного положения, у Петра Порошенко нет шансов удержаться у власти.
— В первую очередь, уходящий год можно назвать стабилизационным как в экономическом, так и в нормативном, а также политическом ракурсе, — считает луганский политолог, социолог, руководитель Центра социологических исследований «Особый статус», кандидат политических наук Александр Проценко.
— Было продолжено освоение экономическими субъектами новой модели экономической деятельности и своего рода притирка к ней. Появление этой новой модели предопределило прошлогоднее решение Киева о полной блокаде, итогом которого стала ассиметричная контрмера — переход крупнейших производственных мощностей под управление ВТС. (ЗАО «Внешторгсервис» — по сути, кризисный менеджер по управлению экономикой республик — ред.)
В нормативно-правовой сфере, конечно же, знаменательным событием является старт работы судебной системы, которая с 2014 г. была парализована из-за отсутствия должной законодательной и организационно-структурной базы. Теперь этот инкубационный период наконец-то завершен и уже с нового года в ЛНР должно штатно заработать гражданское судопроизводство, что, поверьте, является очень актуальным для многих луганчан — проблем и споров скопилось более чем достаточно.
Кроме того, республики фактически перешли в этом году в новый политический цикл, что ознаменовалось недавним проведением выборов в центральные органы власти. Летом, как известно, были достаточно резонансные дискуссии относительно необходимости и уместности их проведения, однако, после убийства Александра Захарченко они моментально прекратились.
В итоге законодатели сочли, что внутренние вызовы и потребности республик являются однозначно более приоритетными, нежели ориентация на возможные внешние негативные реакции. Кроме того, надо сказать откровенно — убийство главы ДНР в результате теракта также стало однозначным и дерзким вызовом, который никак нельзя было игнорировать. В той ситуации излишняя дипломатическая аккуратность в действиях была бы воспринята нашими противниками как их победа, а нашими гражданами — как проявление слабости.
«СП»: — То есть выборов не было бы, если бы не убийство Захарченко?
— Главным смыслом проведения выборов, помимо естественной необходимости соблюдения нормативно-правовых процедур, была легитимация существующих органов власти, позволяющая им в дальнейшем принимать политические решения, которые, в том числе могут быть для Донбасса судьбоносными. Главным результатом же стало то, что общий проводимый курс на государственность, формирующуюся отдельно, вне власти Киева, получил дальнейшую поддержку со стороны общества.
«СП»: — А какие еще события вы бы выделили отдельно?
— Еще один позитивный момент, который, возможно и не слишком громко прозвучал в информационной повестке, но, на самом деле, как айсберг может скрывать под официальными формулировками очень важные перспективы и возможности для республик. Это почти синхронное подписание договоров о дружбе с Южной Осетией, которая, будучи признанной РФ, теперь может стать для Донбасса пусть и обходным, но официальным каналом связи с российской экономикой. Также очень важно то, что в договорах прямо упомянуто и сотрудничество в сфере безопасности. Здесь, как говорится, sapienti sat.
«СП»: — Какие проблемы, по-вашему, сегодня остаются наиболее актуальными для Донбасса?
— Говоря об актуальных проблемах Донбасса, стоит подчеркнуть, что львиная их доля напрямую связана с блокадой и военными действиями, а также с непризнанным статусом ЛНР и ДНР. Эти проблемы больше всего выражаются экономическом и социальном, а что наиболее важно — в социально-психологическом ракурсе. Они переплетаются между собой и совокупно приводят к усилению общей усталости от конфликта. Контуры будущего и до сих пор остаются очень размытыми, а неопределенность и жесткая подвязка судьбы Донбасса к взаимоотношениям глобальных политических игроков постепенно обостряет не протестные настроения, а именно социальный пессимизм и отрешенность на уровне отдельного человека и общества в целом. Само собой, что эти процессы усиливаются из-за общего проблемного состояния экономики и уровня материального благосостояния, который, пусть и находится на гораздо более приемлемом уровне, чем, скажем в 2014—2015 гг., но все же оставляет желать лучшего.
Именно снижение влияния вот этих факторов, на мой взгляд, и будет определять успешность деятельности властей ЛНР и ДНР в будущем. Именно для этого им был выдан кредит народного доверия на выборах. Ну и естественно, что успех Донбасса и надежды его жителей туго завязаны на наши взаимоотношения с Россией.
«СП»: — Обострение со стороны Киева и введение военного положения могут на что-то повлиять?
— На мой взгляд, с точки зрения процедурных аспектов и обычной прагматики, Порошенко нет смысла спешить, каким бы это странным ни казалось на первый взгляд. Дело в том, что процедура продления ВП аналогична его введению. Поэтому процедурно нет никакой разницы, то ли продлевать ВП сейчас, то ли вводить его после «вопиющей агрессии» где-нибудь в январе-феврале, когда уже будет понятно насколько призрачен шанс раздуть предвыборный лейтмотив «Армовир» («Армія, мова, віра») до приемлемой конвертации хотя бы в 16−18% поддержки и насколько готова административная вертикаль правдами и неправдами вытащить из костра для Порошенко еще 4−5% электоральных каштанов.
При этом, если вдруг на Западе и, прежде всего, в «вашингтонском обкоме» предельно ясно дадут понять, что не стоит делать лишних военных телодвижений перед выборами, то Порошенко вряд ли пойдет на авантюру, что называется, на свой страх и риск.
Донецкий журналист Игорь Фарамазян также считает, что все, что происходит сейчас в социальной, экономической и политической жизни республики, в большой мере детерминировано двумя событиями: терактом, в результате которого погиб первый глава ДНР Александр Захарченко, и состоявшимися выборами нового главы и нового состава Народного Совета. Помимо этого, он отмечает то, что предприятия республики, наконец, заработали после прошлогодней блокады и национализации.
— Главным достижением перевода этих предприятий под юрисдикцию республик стало то, что они работают. Их «национализация» была не прихотью, а жизненной необходимостью. Иначе они бы просто остановились из-за организованной Киевом блокады.
Сейчас, если вы посмотрите годовые отчеты профильных министров перед СМИ, вы увидите в них, что работают и металлургия, и химическая промышленность, потихоньку даже наращиваются объемы и строятся достаточно оптимистические планы на будущее.
«СП»: — Почему этот вопрос не решался с четырнадцатого по семнадцатый год?
— Если отбросить конспирологию и какие-то предполагаемые иногда комментаторами личностные мотивы, то мы увидим, что четырнадцатый-пятнадцатый годы — это поначалу полная неразбериха, а затем активная фаза боевых действий. Потом наверняка играло свою роль понимание того простого факта, что «национализация» ключевых предприятий в один момент обрушит прежнюю логистику: будут закрыты рынки сбыта, сырья и комплектующих. Так, собственно, и произошло. Повторюсь, не по вине республик.
Если бы в Киеве сидела адекватная прагматичная власть, возможно, ситуация решалась каким-то другим, более цивилизованным способом. Теперь же, по факту, мы сохранили эти предприятия, сохранили рабочие места, но вопрос логистики остался. Предприятия не выходят на полную мощность — они экспортоориентированы. Этот вопрос решается разными путями. Экспорт растет, судя по тем же отчетам. Но полностью вопрос логистики вряд ли может быть решен, пока республики не получат какого-то официального статуса и пока большая их часть будет оставаться под контролем Киева. Все упирается в большую политику.
«СП»: — Александр Захарченко пришел к власти в тот момент, когда республика только создавалась. Как бы вы оценили его вклад?
— Вклад Александра Захарченко в то, что республика вообще состоялась, огромен. Многое держалось на нем, на его воле и напоре. Именно при нем был совершен переход от воюющей территории к, фактически, построению государственности. В условиях, напомню, продолжающейся агрессии Киева против Донбасса.
«СП»: — Как выборы повлияли на внутреннею ситуацию? Что изменилось?
— Прошедшие выборы в какой-то мере успокоили внутреннюю ситуацию. Стратегический курс на все более тесную интеграцию с Россией не поменялся. Заметны тактические изменения. По первым действиям нового главы республики и новой управленческой команды, можно предположить, что в жизни ДНР будет меньше личностного и больше системного, больше экономической и социальной риторики, и меньше риторики военной. Гражданская и военная сферы разделились, и каждый занимается своим делом. Насколько это оправдано в ситуации, когда «враг у ворот», покажет время.
«СП»: — А как бы вы оценили настроения жителей Донбасса?
— Радужными настроения людей не назовешь. Люди безумно устали от войны, от постоянных обстрелов со стороны вооруженных формирований Украины, от связанных с войной неурядиц и необходимости выживать, а не жить. Словосочетание «Минские соглашения» перешло из разряда просто ругательного в разряд матерного. При этом в том же Донецке людей стало намного больше, чем даже в семнадцатом году. Говорят, что число жителей города уже близко к довоенному. Люди возвращаются. Не только с Украины, но и из России. Людям надоело ждать, и они готовы выстраивать свою жизнь здесь и сейчас, без оглядки на драматические и даже трагические обстоятельства. Здесь всё больше надеются только на себя. Кстати, если новая управленческая команда сумеет использовать эти настроения, то у нее многое может получиться.
«СП»: — В последнее время нас часто пугают тем, что Киев вот-вот начнет новую войну. Вы верите в это?
— Это не вопрос веры. При сохранении на Украине нынешнего режима, новая горячая фаза неизбежна. И это не зависит от персоналий. Другой вопрос, что мы не знаем, когда именно это произойдет, хотя готовы к подобному развитию событий с момента подписания вторых «минских». Если говорить конкретно о Порошенко, все зависит от того, насколько он готов ради сохранения власти окончательно смириться со статусом военного преступника. Многое зависит также от планов его кураторов из-за океана. Если новая кампания все-таки начнется, можно предположить, что она будет на порядок более ожесточенна. Все-таки и мы, и они готовились все это время. Это будет именно столкновение армий, а не столкновение подобия армии с партизанскими отрядами. Что касается наших шансов, то нам просто некуда отступать. Понимают ли это в Киеве и готовы ли нести неприемлемые потери — это вопрос не к нам. Мы хотели бы решать вопросы путем переговоров с адекватными людьми.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.