Режим Порошенко идет к победе: Воровать можно всем
Фото: Global Look Press
G7 и Всемирный банк призвали Киев срочно восстановить уголовную ответственность за незаконное обогащение. Решение Конституционного суда (КС) Украины о признании неконституционной соответствующей статьи УК противоречит принципам ООН, ОЭСР и Европейского суда по правам человека. Об этом говорится совместном заявлении, обнародованном 4 марта в Twitter французского представительства в группе послов G7.
«Недавняя отмена ответственности за незаконное обогащение в Уголовном кодексе — это крупное поражение в борьбе с коррупцией в Украине. Это ослабило влияние всей антикоррупционной архитектуры, включая Высший антикоррупционный суд, который вскоре должен быть создан и, как ожидалось, должен был вынести решения по значительному количеству дел о незаконном обогащении. Это также повлияло на способность Национального антикоррупционного бюро расследовать коррупцию в высших эшелонах власти», — говорится в сообщении.
Напомним: 26 февраля 2019 года КС признал не соответствующей Основному закону статью 368−2 УК Украины, которая предусматривала наказание чиновников за незаконное обогащение. Судьи посчитали, что статья нарушает презумпцию невиновности, обязывая подозреваемого доказывать законность его состояния.
Представление об отмене статьи 368−2 в КС Украины еще в декабре 2017 года направили 59 депутатов Верховной рады. Часть из них проходят по уголовным делам, возбужденным именно по этой статье.
Заметим, статья о незаконном обогащении появилась еще в 2011 году. В 2014-м ее доработали и со следующего года начали использовать. Это было одним из требований Брюсселя для получения Украиной безвиза с ЕС, а также одним из обязательств Киева перед Международным валютным фондом (МВФ).
Согласно статье 368−2, чиновник мог оказаться за решеткой на срок от 2 до 10 лет и лишиться имущества, если он приобрел в собственность имущество или денежные средства, а законность приобретения активов не подтверждалась доказательствами. Это же касалось и передачи чиновником имущества или денег любому другому лицу.
Ни одного судебного решения по этой статье так и не было вынесено. Правда, есть 65 уголовных дел, которые расследуются Национальным антикоррупционным бюро Украины (НАБУ) или уже переданы в суд. Но теперь их фигуранты могут вздохнуть с облегчением.
Дело в том, что «антикоррупционное» решение КС Украины имеет обратную силу. Это означает, что все, кого сейчас привлекают к уголовной ответственности за незаконное обогащение, автоматически от нее освобождаются.
По мнению 11 антикоррупционных организаций Украины, выступивших с совместным заявлением, декриминализация незаконного обогащения означает полную амнистию для абсолютно всех должностных лиц с сомнительными доходами и практически нивелирует всю антикоррупционную реформу в стране.
Transparency International просто рвет и мечет: тем считают, что освобожденные от ответственности украинские чиновники должны быть наказаны по закону, иначе есть вероятность, что безвизовый режим страны с ЕС и финансовая помощь МВФ будут заморожены.
То есть, для Украины дело может принять серьезный оборот. Почему же, тем не менее, скандальное решение принято? По одной из версий, КС сыграл на руку президенту Украины Петру Порошенко. За месяц до выборов лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко обвинила его в незаконном обогащении за счет перепродажи армии российского топлива, а также поставок российских боеприпасов и комплектующих. По ее словам, за пять лет президент Украины обогатился, таким образом, на 100 миллионов гривен.
Накажет ли Запад Украину за любовь к коррупции, отвернется ли от Порошенко?
— Запад может высказать Украине недовольство, озабоченность, может даже направить официальные документы в адрес украинского руководства, — считает член Совета по межнациональным отношениям при президенте России Богдан Безпалько. — Но я совершенно убежден: ни помощь Украине не прекратится, ни какие-либо политические и экономические санкции против нее вводиться не будут.
Коррупция на Украине — секрет Полишинеля. Все об этом знают, и на Западе в том числе — через спецслужбы и официальных представителей. Мало того, ситуация с коррупцией отражается в соответствующих рейтингах — никто не питает иллюзий относительно честности политиков и чиновников на Украине.
Тем не менее, Украина как политический объект Западу важна — как инструмент воздействия на Россию. Киев, с западной точки зрения, осуществляет важную миссию на евразийском пространстве. Поэтому никому в голову не придет всерьез наказывать украинскую элиту за коррупцию.
«СП»: — Но ведь коррупция бьет по украинскому населению, в Европе не считают, что в перспективе это создаст проблемы?
— Судьба украинцев очень мало волнует Запад. Иначе против Украины давно бы выдвинули обвинения после уничтожения людей в Одессе 2 мая 2014 года, которых сожгли заживо. Или после боевых действий в Донбассе, в результате которых гибли дети — ведь во Львове или Тернополе дети не гибнут под обстрелами.
Словом, я убежден: и на этот раз реальных рычагов воздействия на украинскую власть задействовано не будет. По большому счету единственное, что могло бы включить эти рычаги — появление на Украине политика, который бы вдруг решил выстраивать отношения с Россией в позитивном ключе. Вот в этом случае у политика быстро бы нашли коррупционные связи и эпизоды незаконного обогащения.
«СП»: — Что дает Порошенко отмена статьи 368−2?
— Порошенко стремится обезопасить самого себя, своих сторонников, а также купить сторонников на других политических площадках — пообещав им прощение за незаконное обогащение.
Правда в том, что никто не правит в одиночку — правят всегда коллегиально, даже если у кого-то одного есть полнота политической и административной власти. Решение КС имеет обратную силу, и теперь все коррупционеры Украины оказываются вне зоны ответственности.
Замечу, даже если бы Порошенко ввел еще несколько скандальных законов — например, о легализации каннибализма или расстреле за русский язык — Запад и на это обращал бы очень мало внимания.
Я практически не преувеличиваю. Одиозные режимы, которые в свое время существовали в Африке, пользовались благосклонностью европейских политиков, потому что они имели значение — как канал доступа к добыче полезных ископаемых, или как идеологические союзники в борьбе с левыми движениями, ориентирующимися на СССР.
Так что история с Порошенко и его «борьбой» с коррупцией подтверждает избитую истину: политика — дело грязное и чрезвычайно циничное.
— Отмена статьи о незаконном обогащении противоречит принципам Запада, хотя и там уголовные антикоррупционные статьи часто являются декларативными, и не касаются топовых людей, — отмечает декан факультета социологии и политологии финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Тем не менее, демонстративный выход Киева из антикоррупционных договоренностей воспринимается Западом как попытка украинской элиты начать собственную игру — вопреки воли «старшего брата». Именно поэтому G7 и Всемирный банк выступили с довольно неприятным, на мой взгляд, для Петра Порошенко заявлением.
На Западе считают, что решение КС Украины не является легитимным, и что надо восстановить статью о незаконном обогащении. Замечу, это решение в первую очередь бьет именно по Порошенко, поскольку украинского лидера и его команду давно подозревают в стремлении избежать ответственности за незаконное обогащение — причем, как в случае сохранения нынешнего режима, так и в случае его падения.
Но надо понимать: заявления Запада — не какая-то принципиальная критика. Это способ приструнить украинского вассала, и сделать его более управляемым.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии1