Нефтяные страдания Прибалтики
Автовладельцы Прибалтики горюют: цены на бензин в этих странах подскочили до небес. В Таллине на колонке Circle K 95-й бензин стоит 1,407 евро (около 100 российских рублей!) за литр, дизельное топливо — 1,357 евро за литр. В Риге, соответственно, 1,344 евро и 1,274 евро. В Вильнюсе — 1,19 и 1,114.
Вообще-то цены на бензин в Прибалтике и так были высоки, а рост в последние дни составил в Таллине 0,9% на бензин и 1,6% на дизтопливо, в Риге 0,8% и те же 0,8%. В Вильнюсе — 1,8% и 0%.
В литовской столице цены на бензин и дизтопливо поменьше, так как есть свой, точнее, бывший советский нефтеперерабатывающий завод, единственный в Прибалтике — в Мажейкяе. К заводу советской постройки 1979 года, пусть и модернизированному, присоединился нефтетерминал в поселке Бутинге.
В Латвии и Эстонии СССР такие заводы не построил, поэтому их там и вовсе нет. Но и более благополучная в этом отношении Литва даже со своим предприятием ухитрилась напортачить.
Раньше нефть сюда шла по нефтепроводу «Дружба». Но Вильнюс, задумав приватизировать свой нефтяной комплекс, то есть в основном Мажейкяйский нефтеперерабатывающий завод, ныне именуемый «Mažeikių nafta», категорически отказал российским предприятиям, включая «Лукойл». И в 1999 году стратегическим партнером Литвы, а фактически владельцем нефтеперерабатывающего предприятия «Mažeikių nafta» стала американская компания Williams international. Она оказалась несостоятельна, ухитрилась наделать на бензиновом бизнесе долгов и ушла из Литвы.
Кстати, карьера литовского политика Роландаса Паксаса, в 2003-м избранного президентом этой страны, началась с протеста против названной сделки. Он был премьер-министром и подал в отставку в знак протеста. Когда стал президентом — взялся за расследование подозрительно невыгодной для Вильнюса передачи нефтяного комплекса американцам.
Правительство Литвы тогда зачем-то выдало Williams international кредит в несколько миллионов долларов — при том, что вручило ей исключительно выгодный на тот момент бизнес, повысило таможенные пошлины на ввоз топлива в Литву, подорвав возможности конкурентов американской компании. А что в ответ новые партнеры из-за океана?
Они обещали в 2002 году вывести «Mažeikių nafta» на мировой уровень, но не смогли выстроить отношения с главными поставщиками нефти — российскими компаниями. В итоге ущерб республике от такой «приватизации» предприятия составил, по оценкам экспертов, примерно 1,5 миллиардов литов (тогда это составляло около 400 миллионов долларов).
Роландас Паксас, став президентом, назвал передачу нефтяного комплекса американцам «вредительством национального масштаба». Но когда принялся разбираться с сомнительным бизнесом, его быстро убрали — отстранили под надуманными предлогами от должности в 2004-м путем импичмента.
53,7% акций «Mažeikių nafta» продали голландской дочерней компании ЮКОСа — Yukos International UK-BV. А в 2006-м перепродали за 1,492 млрд долларов польской нефтяной компании PKN Orlen, в очередной раз проигнорировав условный «Лукойл».
Еще в 1999-м, перед передачей нефтяного комплекса американцам, министр хозяйства Литвы Винцас Бабилюс говорил, что «Ивана к трубе не подпустит». А уже в 2006 году идеологический лидер консерваторов Литвы бывший спикер Сейма, европарламентарий Витаутас Ландсбергис заявил: «Литве в отношении и политической, и национальной безопасности нужно не допустить, чтобы „Mažeikių nafta“ досталась российским компаниям, то есть возрождаемой и расширяемой российской энергетическо-политической империи». Кстати, именно он был одним из главных инициаторов передачи нефтяного комплекса компании Williams international и не простил Паксасу протеста — при том, что Паксас в тот момент был в партии консерваторов. Вроде как предатель оказался.
Вот и не подпустила Литва «Ивана» к трубе. Теперь завод называется ORLEN Lietuva. Своей нефти у поляков нет, а «Иван», поскольку его игнорировали, показал, чья труба на самом деле. Взял, да и закрыл ответвление нефтепровода «Дружба», ведущее в Литву, на ремонт, который длится до сих пор. Это и произошло в том самом 2006 году. Пришлось прибалтам доставлять нефть танкерами в Бутинге, что намного то дороже.
Одно время ORLEN Lietuva был на грани банкротства. Вот вам и высокие цены на бензин в Литве! Да и вообще в Прибалтике! Либо нефть танкерами на переработку в Мажейкяй, либо покупка бензина у Норвегии или в Финляндии.
А что сейчас случилось? Почему бензин в Прибалтике подорожал еще? Это как в известной поговорке: «Россия чихнула — у Прибалтики воспаление легких». Белоруссия приостановила поставки нефти в Прибалтику, Польшу и на Украину из-за загрязненной российской нефти. «Приостановлены до момента решения вопроса с российской нефтью», — сказал замглавы национальной нефтяной компании Сергей Гриб агентству РИА «Новости».
Россия с Белоруссией разберутся, в чем дело, и не диверсия ли произошедшее? Но скандал лишний раз выявил зависимость Прибалтики от поставок российской нефти,. Как, впрочем, ранее выяснялось, что Латвия, Литва и Эстония, как бы ни старались избавиться от российских энергоносителей, зависят и от наших газа и электричества. Но чисто в коммерческом, рыночном и технологическом смыслах.
А что касается ремонта ответвления «Дружбы» в Литву (за что Вильнюс ругает Кремль: мол, труба «испортилась» по сугубо политическим причинам), ну так, как говорится, — баш на баш. Сам же Ландсбергис в свое время дал понять, что отказ Литвы «Лукойлу» — тоже именно политическое решение.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.