По российскому вопросу Литве придется выбирать между здравым смыслом и США
Отношения России и Литвы вряд ли изменятся после литовских президентских выборов и смены власти в данной прибалтийской республике – считает старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко.
Литовские выборы скорректируют российскую линию Вильнюса
Напомним, что сегодня проходит второй тур выборов президента Литовской республики, где конкуренцию друг другу составляют бывший министр финансов Литвы Ингрида Шимоните и местный экономист Гинтарас Науседа. Интересно, что оба кандидата выступили против нагнетания истерии в отношениях с Россией, что качественно отличается от реляций, пропагандируемых действующей литовской властью.
Напомним, что действующий президент Литвы и бывший кадровый работник КПСС Даля Грибаускайте сделала антироссийскую тему основой внешней и внутренней политики этой страны, а также «громоотводом», на который списывалось большинство неудач Вильнюса.
Это привело к тому, что Литва вместе с Польшей стала главным критиком России в Евросоюзе, а также верным проводником позиции США, что, безусловно, соответствует интересам современных литовских властей, но отнюдь не литовского общества и государства.
«У прибалтийских республик сложился определенный стереотип внешнеполитического поведения. Только здесь необходимо отметить, что данный стереотип привнесен извне, и он не является фактором внутриполитического развития этих государств», - заключает Оленченко.
Так что, не нужно думать, что странные и порою не совсем адекватные антироссийские заявления, за которые у нас стала известна президент Грибаускайте, являются отражением реальных настроений в литовском обществе, где на практике все намного спокойней.
«Соответственно, раз данная антироссийская риторика не является фактором внутреннего развития Литвы, можно говорить о том, что уровень внешнеполитической самостоятельности у Вильнюса и других прибалтийских республик чрезвычайно небольшой. И это показывает, что в своей российской политике эти страны будут ориентироваться на рекомендации своих внешних партнеров», - констатирует Оленченко.
Что касается государств так называемой новой Европы, т.е. государств, которые вошли в состав Евросоюза и НАТО после крушения СССР и Социалистического блока, то в данных странах позиции Вашингтона порою гораздо прочнее, чем у общеевропейских властей.
По этой причине Литва и другие страны Прибалтики будут придерживаться рекомендаций из США даже в той ситуации, если новые власти действительно хотят ослабить градус антироссийской истерии и перевести наши двусторонние отношения в конструктивное русло.
В Прибалтике есть запрос на улучшение двусторонних отношений
«Когда мы говорим о возможностях улучшения отношений России и Литвы, то должны опираться на определенные прецеденты. И таким прецедентом может являться визит в Москву президента Эстонии Керсти Кальюлайд», - резюмирует Оленченко.
Как замечает эксперт, эстонский президент высказалась за необходимость слушать аргументы Москвы, хотя дальше этих слов дело пока не продвинулось, но и это уже прогресс, учитывая сложные отношения между Россией и государствами Прибалтики. При этом, инициатором этой искусственной конфликтности в отношениях выступает не российская сторона, а наши прибалтийские контрагенты.
«Интересно, что Кальюлайд после этого визита стали активно критиковать, как в Таллине, так и в других прибалтийских странах. Например, здесь в качестве примера можно привести министра иностранных дел Литвы Линаса Линкявичуюса. Также этот процесс привел к критике и со стороны советника президента США по национальной безопасности Джона Болтона, даже проведшего встречу с Кальюлайд», - заключает Оленченко.
Все это говорит о том, что при новом литовском правительстве возможна более позитивная риторика в адрес России, чем при Грибаускайте, а также какие-то реальные намерения со стороны Вильнюса. При этом, данный тренд имеет большое число объективных ограничений.
Примечательно, что Шимониде и Науседа показали фактически равный результат в первом туре – 30,95 и 30,94 процентов от общего числа проголосовавших, причем у Науседы шансов победить больше, и он является ставленником шведского капитала.
«Есть такая финансовая группа SEB, где много лет работает Науседа. И это говорит о том, что данный литовский политик в случае своей победы на этих выборах может допустить более свободную линию в отношении России, хотя и в этом случае необходимо будет смотреть, как развиваются наши отношения со Швецией. Впрочем, здесь присутствует достаточно позитивный контекст», - констатирует Оленченко.
Например, Арктический форум в Санкт-Петербурге показал, что шведы имеют настрой на улучшение своих отношений с Россией.
«Поэтому предпосылки в сторону улучшения российско-литовских отношений есть, а весь вопрос заключается в том, как они будут реализованы, хотя если говорить про Науседу, то у него нет никакого опыта государственного управления», - резюмирует Оленченко.
На самом деле, в Литве доминируют настроения, что во внешнеполитической линии нужно построить баланс между Россией и другими странами и не впадать в сторону какой-то ортодоксальной линии, как это в настоящее время происходит при Грибаускайте.
В Вильнюсе есть запрос на многовекторность литовской политики, и там считают, что именно это должно принести результат.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.