Какие военные секреты Александр Коршунов мог похитить у США

Фото: Марина Лысцева/ТАСС)

 

Как мы уже рассказывали, на этой неделе в Италии был арестован директор по развитию бизнеса Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) Александр Коршунов, которого США пытаются обвинить в промышленном шпионаже. Если конкретно — в краже секретов двигателей компании «Дженерал Электрик», на которых летают боинговские авиалайнеры. США требуют экстрадиции топ-менеджера «Ростеха».

Это второй случай в истории современной России, когда американские спецслужбы пытаются получить таким образом важную информацию о своем потенциальном противнике.

 

Первый был 15 лет назад, когда в Швейцарии по требованию США был арестован экс-министр по атомной энергии Евгений Адамов, обвиненный в присвоении американских денег. Вполне понятно, что попав в США, он был бы поставлен перед выбором — сгнить в тюрьме, получив серьезный срок заключения, или же пойти на сделку со следствием и поделиться с Вашингтоном секретной информацией. А в министерстве по атомной энергии таковой более чем достаточно.

 

Ситуация была настолько критическая, что Жириновский предложил выкрасть Адамова. А если не получится — ликвидировать.

К счастью, убивать Адамова не пришлось. Швейцария вернула Адамова России, где против экс-министра было возбуждено свое уголовное дело.

Конечно, Коршунов не столь компетентен в государственных секретах. Однако военными секретами, причем серьезными, он, видимо, располагает в достаточной степени. Потому что ОДК создает двигатели не только для гражданских авиалайнеров, но и для истребителей, бомбардировщиков, широкого спектра ракет, в том числе и межконтинентальных, боевых кораблей. Все это относится к оборонно-промышленному комплексу, деятельность которого раскрывается в минимальных объемах. При этом американским конструкторам, есть чем поживиться в ОДК и в области создания двигателей для гражданской авиации.

 

Какие же конкретно «военные тайны» мог украсть у «генеральных электриков» Коршунов? И было ли это ему надо?

Для этого хотя бы в общих чертах следует узнать, что же такое турбовентиляторный двигатель (ТВРД), каковы его достоинства и на каких воздушных судах его рационально использовать.

 

ТВРД еще называют турбореактивным двухконтурным двигателем (ТРДД). В общих чертах он представляет собой обычный турбореактивный двигатель (ТРД), размещенный, условно говоря, в трубе большего диаметра.

Проблема в том, что при его работе значительная часть энергии сгорания тратится не на создание тяги, а на обслуживание работы двигателя, то есть на вращение турбины и компрессоров.

В ТВРД турбореактивный двигатель соосно помещен, условно говоря, в «трубу-кожух». На входе ТВРД расположен всасывающий вентилятор, диаметр которого равен диаметру «трубы». Вентилятор, который вращается за счет вращения турбины ТРД, прогоняет воздух по двум контурам — по внутреннему и по внешнему. Движение воздуха по внешнему контуру также создает на выходе реактивную тягу.

 

Причем именно внешняя тяга является главным движителем. Отношение объемов внешнего потока к внутреннему потоку воздуха обозначается как коэффициент двухконтурности. Чем он выше, тем выше кпд двигателя. И, соответственно, тем экономичнее расходуется топливо.

 

Ну, а совсем уж схематично ТВРД — это большая бочка диаметром до 3 метров, сужающаяся сзади соплом. Внутри этой бочки находится турбореактивный двигатель, вращающий расположенный впереди бочки вентилятор. И поток воздуха между ТРД и стенками бочки создает основную реактивную тягу.

Введение внешнего контура потребовало усложнения внутреннего контура, то есть ТРД. В нем устанавливается вторая турбина низкого давления, которая находится на одном валу с вентилятором, то есть появляется и второй вал. А в некоторых ТВРД применяется и трехвальная схема с компрессором среднего давления для повышения эффективности двигателя.

Между турбиной низкого давления и вентилятором может вводиться редуктор. Благодаря чему снижаются обороты вентилятора.

 

А теперь — внимание!

Американцы утверждают, что Коршунов в 2013—2014 годах получил через итальянского «подельника» секретные сведения относительно конструкции редуктора, который применяется американской компанией «Дженерал Электрик» для производства своих турбовентиляторных двигателей.

Однако среди мировых лидеров двигателестроения лишь одна компания — Pratt & Whitney, тоже американская, в конструкциях своих ТВРД использует редукторы. Все остальные обходятся без них. Собственно, это мировая тенденция постепенного отказа от редукторов. У них, конечно, есть достоинства, но недостатки перевешивают. К ним относятся технологическая сложность реализации, лишний вес, уменьшение межремонтного периода, дополнительный нагрев конструкции, большее, пусть и не намного, потребление топлива.

 

У GE редукторов нет. Так что если Коршунову и поставляли о них какую-то информацию, то это была, как говорят в определенных кругах, чистая разводка.

И вот теперь самое интересное в этой истории — свидетельство того, насколько компетентно ФБР, которое активно подключилось к «ловле русского шпиона». В деяниях, которые инкриминируются Коршунову сказано, что он преступно добывал информацию о редукторе для того, чтобы использовать ее при конструировании российского двигателя ПД-14.

Но в ПД-14 редуктора нет. И, следовательно, Коршунову не надо было рисковать, чтобы добыть то, что в ОДК никому не нужно. И тратить деньги не надо было. А деньги всякий шпион вынужден тратить. Хотя бы на подкуп информаторов. Это раньше, гораздо раньше, когда была сильна коммунистическая идея, западные спецы могли сотрудничать — и сотрудничали! — во имя этой идеи.

 

Так что все обвинения в коммерческом шпионаже, предъявленные Коршунову, шиты белыми нитками.

ПД-14 уже готов. Он прошел весь цикл испытаний. И два двигателя предприятие «ОДК-Пермские моторы» уже передало на Иркутский авиационный завод для установки на среднемагистральный пассажирский самолет МС-21. Все характеристики двигатель подтвердил. И многие из них превосходят показатели лучших мировых двигателей ТВРД того же класса. Так, удельный расход топлива ниже на 10−15%. Меньше и эксплуатационные расходы - на 14−17%. Ниже цена. В связи с чем ПД-14 может стать серьезным конкурентом на внешнем рынке для двигателей «большой тройки» — General Electric, Pratt & Whitney и Rolls-Royce.

Вопрос в том, хватит ли для этого производственных мощностей у «Пермских моторов»?

Владимир Тучков

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.