Министерство обороны превратило Крым в пустыню
В Министерстве обороны РФ в инициативном порядке подготовлен проект постановления правительства РФ, согласно которому воинская служба по полуострове вскоре может быть приравнена к исполнению соответствующих обязанностей по обороне страны в районах с крайне неблагоприятными климатическими условиями. В случае одобрения этой весьма необычной, на первый взгляд, инициативы, военным, проходящим службу по контракту в считающемся курортным Крыму, планируется доплачивать по 10% денежного содержания.
Текст варианта документа уже опубликован на официальном портале проектов нормативных актов. О чем сообщило информационное агентство РИА «Новости». И если бы не это, вполне можно было бы счесть, что перед нами нечто вроде не самой удачной первоапрельской шутки. А как на самом деле?
Само постановление стало реакций Минобороны на итоги совещания, которое в мае нынешнего года провел в Ялте секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев. О том, с чего вдруг совещание с участием столичных гостей столь высокого ранга было решено провести в столице курортного Южнобережья, никаких пояснений в открытую не прозвучало. Но коль председательствовал сам Патрушев, было понятно, что как раз очень серьезными озабоченностями Москвы относительно безопасности Крыма выбор места для совещания и диктовался.
Еще из пояснительной записки Минобороны к упомянутому проекту правительственного постановления следует, что условия службы во многих регионах Крыма быстро и неуклонно осложняются из-за резкого ухудшения климатических условий. Проще говоря: все хуже и хуже обстоят дела с водоснабжением некоторых районов полуострова, в которых дислоцированы крупные воинские части и соединения. Поэтому теперь Минобороны предлагает приравнять их к «пустынным и безводным местностям». А как следствие — приплачивать солдатам и офицерам, которые согласятся неделями жить без регулярных походов в баню. А еще — хлебать супы, приготовленные на не слишком пригодной к питью воде.
Понятно, что при этом речь идет, главным образом, о северных, восточных и западных районах полуострова, где с водой издавна дела обстояли — не очень. А теперь — просто «труба» по причинам, о которых мы поговорим ниже.
Но это именно те места, где сегодня дислоцированы основные наземные силы Черноморского флота, части и соединения Воздушно-Космических сил и Воздушно-десантных войск, прикрывающие беспокойную границу с Украиной. Достоверно неизвестно, что о бытовых условиях службы в них рассказывали в мае 2019-го Патрушеву. Но приблизительно представить можно.
Возьмем гарнизон Перевальное близ троллейбусной трассы Симферополь-Алушта. Там сегодня стоит 126-я отдельная Горловская Краснознамённая, ордена Суворова бригада береговой обороны, которая составляет костяк 22-го армейского корпуса Береговых войск Черноморского флота. Общая численность — 2000 солдат и офицеров. Ну, и как им жилось до недавнего времени?
Об этом весьма красноречиво три месяца назад рассказала телерадиокомпания «Вести Крым». По ее данным, минувшим летом воды в источнике, который обеспечивает село Перевальное, практически не было. Поэтому ее давали строго по расписанию — два часа утром и столько же вечером. Но какая из кранов Перевального в то время текла вода? По свидетельствам местных жителей — с глиной, песком, а то и с червями.
Вероятно, 126-я бригада и прочие обитатели Перевального и дальше бы так мучились. Но поскольку сведения об их терзаниях, похоже, дошли до самого Патрушева, был поднят отдельный трубопроводный батальон Южного военного округа, стоящий в Ставропольском крае. Совершив колонной из полусотни спецмашин многокилометровый марш под Симферополь, батальон за несколько дней проложил в село полевой магистральный трубопровод, по которому пошла вода из Балановского водохранилища (Белгородский район Крыма).
Однако на смену одной беде пришла другая. Теперь военным приходится регулярными патрулями охранять заветную и длиннющую трубу от самовольных и несанкционированных врезок совершенно невоенных местных жителей. Которым тоже пить хочется.
Совершенно точно Патрушеву в Ялте рассказали и о том, какая катастрофа с питьевой водой происходит в Джанкое и окрестностях. А там у нас стоит 39-й вертолетный полк 27-й смешанной авиационной дивизии 4-го Командования Воздушно-космических сил РФ, 97-й гвардейский десантный полк 7-й Новороссийской десантно-штурмовой дивизии и длинный ряд подразделений меньшей численности. Включая, естественно, и пограничников. Как у них с водоснабжением?
Еще в ноябре 2017 года заместитель директора Научно-исследовательского института сельского хозяйства Крыма Людмила Радченко на этот вопрос отвечала так: «В крупных селах Джанкойского района люди остались без работы и живут только за счет своих приусадебных участков, где выращивают овощи, клубнику. И я так понимаю, что через год-два этой водой нельзя будет поливать огороды, и этим людям придется то ли уезжать, то ли умирать».
Информагентство «Новый день» тогда же сообщило: местные жители утверждают, что здешняя водопроводная вода непригодна даже для приготовления чая. А все из-за повышенного уровня минерализации. Иначе говоря — такую солоноватую жидкость пить просто противно. Ибо в трубы она поступает из артезианских скважин, которые подпитываются из соседнего Сиваша, века назад прозванного Гнилым морем. А вот как раздраженно и применительно к тарифам прокомментировал все это безобразие глава РК Сергей Аксенов: «Мы не можем продавать людям практически морскую воду и говорить, будто она питьевая»,
Могу представить, какую неслыханную вспышку ликования эти новости встретят у «небратьев» по ту сторону крымского участка нашей государственной границы! Как же: «оккупантам» наконец-то стало по-настоящему плохо без Украины! Без давно перехваченного ею под Херсоном Северо-Крымского канала!
Не станем разубеждать тех, кто в этом уверен. Просто напомним им, что и когда днепровская водица полноводной рекой текла на полуостров, крымчанам бывало не легче. Скажем, во вполне «украинском» 1994 году в Крыму тоже случилась сильнейшая засуха. Несколько районов несколько суток провели у кранов, из которых было не выжать ни капли влаги. В городах питьевую воду по дворам развозили в автоцистернах. Тем не менее, в селе Войкове под Керчью из-за вынужденной антисанитарии 17 человек заразились сибирской язвой.
Тем, кто в Киеве убежден, что все дело в очередной «перемоге» с перекрытием Северо-Крымского канала, стоит напомнить и то, что значительная часть его притока уходила на рисовые поля. Которые к сегодняшнему дню в Тавриде изведены начисто. Еще и потому, что риса в России хватает и так. К примеру, в соседней с Крымом Кубани. А для питья то, что приносили волны Северо-Крымского канала, крымчане и раньше старались особо не потреблять. Поскольку Днепр в своем нижнем течении давно уже превратился в огромную сточную канаву Украины.
Поэтому хоть с каналом, хоть без него — все равно положение с водоснабжением в этих краях сегодня оказалось бы чрезвычайным. По словам ученых, в Крым пришла сильнейшая засуха. Одна из тех, что периодически веками потрясает Тавриду. Как утверждают, нынешний год стал вторым в истории полуострова по маловодью. Ни капли дождя с августа почти по декабрь!
Полупустым стоит Симферопольское водохранилище. Питающую его реку Салгир вброд форсируют даже воробьи. Сильно усохли реки Альма, Кача, Бельбек, Коккозка, Биюк-Карасу, Черная. А значит — давно уже почти нет притока во все 14 крымских водохранилищ.
Москва знала, что это когда-нибудь произойдет? Конечно. Делала хоть что-нибудь, чтобы предотвратить надвигающуюся беду? Если да, то старалась не слишком. Природа-матушка дала Крыму пятилетие на удивление снежных и дождливых лет. Водохранилища наполнялись как бы сами собой. О плохом думать, видимо, чиновникам не особо хотелось.
Да, в 2014 году, сразу после возвращения Тавриды в Россию, сюда тоже мигом перебросили даже не один, а два трубопроводных батальона бригады материально-технического обеспечения Западного военного округа. Батальоны протянули 125 километров водоводов в Феодосию, Старый Крым и другие населенные пункты юго-востока полуострова. Как с гордостью заявлял тогда заместитель министра обороны генерал армии Дмитрий Булгаков, производительность развернутых магистралей составляет более 9 тысяч кубометров воды в сутки.
Тогда же здорово взялись за реконструкцию каналов и трубопроводов, из которых утекало до четверти поступавшей воды.
В 2014 же году было решено в самых маловодных районах пробурить 36 очень глубоких скважин. А на территории Джанкойского и Нижнегорского районов построить еще три водозабора. Что и было вскоре сделано. Но проблема, как теперь видится, в том, что все эти годы речь шла о более рациональном перераспределении природных ресурсов, которые и без того всегда имелись в Крыму. Однако нынешняя засуха доказывает: этого совершенно недостаточно! На случай бедствий, подобных нынешнему, полуострову нужны дополнительные и очень значительные объемы воды.
На этот счет тоже сломано немало копий. В свое время, скажем, бывший мэр Москвы Юрий Лужков продвигал идею прокладки водовода большого диаметра с Кубани по дну Керченского пролива. Как это было сделано, к примеру, с энергомостом в Крым. Лужкова засмеяли, утверждая, что такая затея выйдет слишком золотой. Но разве борьба с последствиями сегодняшней засухи окажется бесплатной?
Большие надежды возлагались на массовую установку на побережье небольших опреснительных установок. Первую из них (кстати, российского производства) осенью 2017 года установили в селе Каменка Первомайского района. «Установка выдает воду нормативного качества и может регулировать ее химический состав в зависимости от качества в скважине», — сообщал глава Госкомводхоза Крыма Игорь Вайль.
Вышло, кстати, не столь уж и дорого — всего 1,2 миллиона рублей за станцию невеликой, правда, производительности. Понятно, что если уж идти по этому пути — опреснители Крыму будут нужны тысячами. И для их работы потребуется масса дополнительной электроэнергии. Но сегодня, после введения в строй новых мощных станций под Севастополем и Симферополем, в Крыму у нас столько лишнего электричества, что приходится им делиться с Краснодарским краем. Не рациональней ли было бы пустить его излишки на работу опреснителей?
Словом, идей звучало много. Но ни одна толком не реализована. Теперь вот приходится платить по счетам. Но в связи с этим вот что еще поразительно: сама затея Совбеза РФ и нашего Минобороны с увеличением выплат контрактникам на 10% за службу в прежде благословенном Крыму, на мой взгляд, говорит о том, что Москва ничего толком в ближайшее время предпринимать и не намерена. Ведь доплаты, если они будут введены решением правительства, это — на долгие годы. Что сие значит? Гори оно все с водоснабжением превращающейся в пустыню Тавриды синим пламенем?
И еще. Почему хоть как-то компенсировать грядущее несчастье собираются только военным? А как же обычные штатские, которым и деваться-то от обсохших кранов некуда? Будем эвакуировать Джанкой, Красноперекопск, Армянск и окрестные села как в войну? Куда-нибудь в Сибирь, где воды — хоть залейся?
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.