Не начавшееся перемирие
Старую добрую народную истину «бумага все стерпит» мы дружно вспомнили в 2014 году, когда Украина, «стремящаяся к миру на Донбассе», делала многочисленные заявления о введении режима прекращения огня.
Парадоксальность ситуации с официальным Киевом заключалась в том, что обстрелы позиций ополченцев со стороны подразделений ВСУ не прекращались даже в те моменты, когда «уполномоченное лицо» делало заявления о начале «режима прекращения огня».
Нормальному человеку всегда сложно понять, для чего отпускались все эти «реверансы», если в реальности никто ничего менять не собирался в принципе. Просто политика, ничего личного. Делая подобные заявления, украинские политики разыгрывали определенную театральную постановку, призванную убедить все мировое сообщество в том, что Украина готова к конструктивным переговорам и не считает насилие единственной приемлемой формой дипломатии.
Ведущие мировые политики, разумеется, речь идет о представителях Евросоюза и США, в свою очередь разыгрывали ответную сцену, делая вид, что верят в то, что режим прекращения огня был нарушен именно ополченцами, так называемыми «пророссийскими сепаратистами». Видимо, реальное перемирие не интересовало в те моменты никого, иначе бы официальный Киев просто надломился бы под гнетом претензий тех, кто искренне не верил в чистоту намерений украинской стороны.
Чтобы сосчитать все подобные не начавшиеся перемирия, декларированные Киевом и поддержанные мировой общественностью, однозначно не хватит пальцев на руках. Признаюсь, в те годы я даже начал подозревать, что перемирие без реального прекращения огня – это какая-то украинская особенность. Ошибся, нечто подобное сегодня можно наблюдать и в Арцахе, на территории, которую пытаются поделить между собой два государства – Армения и Азербайджан.
Военный конфликт между двумя эти странами назревал уже не первый день. Достаточно вспомнить целый ряд этнических стычек между армянами и азербайджанцами, которые имели место совсем недавно на территории Москвы. Росла напряженность и на границе непризнанной республики, ну а СМИ двух стран и вовсе в определенные моменты переходили к отрытым угрозам и оскорблениям в адрес друг друга.
Однако, как человек, посещавший Нагорный Карабах, лично я жестоко сомневаюсь в том, что инициаторами перевода вялотекущего конфликта в острую фазу выступили именно армяне. Все дело в том, что позиции вооруженных подразделений Арцаха – сугубо оборонительные, так как им некуда и незачем наступать, в то время как Азербайджан, руководство которого за эти годы превратило планы по возврату Нагорного Карабаха в некую национальную идею, все прошедшее время грезил именно о наступательной операции.
Ну да ладно. Дело даже не в том, кто начал, дело в том, что будет дальше. Судя по всему, достигнутые ранее в ходе переговоров в Москве соглашения о перемирии не выполняются, о чем свидетельствуют многочисленные сообщения с линии армяно-азербайджанского фронта. То есть речь идет не о фактическом проявлении благоразумия, а о неком «реверансе» в сторону мировой прогрессивной общественности, направленном, прежде всего, на создания определенной иллюзии. Иллюзии, которая призвана уберечь от неизбежных репетиционных потерь.
Признаюсь честно, лично я не верил в то, что на данной стадии конфликта удастся достичь какого-либо прогресса в переговорах, направленных на прекращение огня. Все дело в том, что региональные игроки, решившие пойти ва-банк, а речь идет в первую очередь о Турции и Азербайджане, не затевали бы подобное, если бы не рассчитывали на определенный результат.
Для тех, кто более или менее сносно знает историю, ясно, что сам факт существования Армении уже является вызовом для другого государства – для Турции, являющейся правопреемницей Османской империи. Одно только то, что на ведущих мировых политических площадках с завидной регулярностью звучат призывы признать события 1915 – 1923 года ничем иным как фактом геноцида армян, вызывает у представителей руководства Турции самые неоднозначные эмоции. Плюс Турции время от времени напоминают о том, что Анкара по сей день владеет территориями Западной Армении с горой Арарат. Так что, толкая в бой Азербайджан, Турция решает сразу две проблемы – смещает фокус внимания в сторону армяно-азербайджанского конфликта и наносит урон самой Армении, чьи представители систематически поднимают неудобные для Турции темы. Про анатомию отношений Армении и Азербайджана, сложившихся на протяжении последних 30 лет, даже говорить не стоит. Добрососедскими их назвать нельзя даже с большой натяжкой.
В общем, не верю я в перемирие. Не верю лишь потому, что Азербайджану, добившемуся за последние недели определенных военных успехов, осталось только закрепиться в Гудруте, и дорога вглубь Арцаха для азербайджанских войск будет открыта. Учитывая тот факт, что перспективы падения Гудрута более чем реальны, именно Азербайджану в первую очередь невыгодно данное перемирие. Также не стоит забывать и о том, что потесненные в последние дни армяне жаждут вернуть свои населенные пункты, взятые под контроль азербайджанской армией.
Подводя итоги сказанного, хочу отметить, что если мировое сообщество реально жаждет мира в регионе и прекращения кровопролития на территории непризнанной республики Арцах, то в дело должна вмешаться некая третья сила, так называемые миротворцы, которые встанут между сторонами противоборства и будут всячески пресекать любые попытки конфронтации. Другим способ данный конфликт, на мой взгляд, остановить в ближайшие дни не получится.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.