Огненное порубежье

Минувшие недели явили нам целый ряд горячи точек, возникших на пространстве бывшего Советского Союза. К протестам в Белоруссии (которые медленно, но неуклонно сходят на нет) и полноценной войне в Нагорном Карабахе добавилась еще и ситуация в Киргизии, где недовольство итогами прошедших парламентских выборов (уже отмененных, кстати) переросло в полноценный бунт с сожженными зданиями, ранеными и убитыми.

Не трудно заметить, что из всех этих стран три вовлечены в Евразийский экономический союз. Безусловно в большинстве случаев эта ситуация была запрограммирована. И выборы в Белоруссии, и выборы в Киргизстане изначально предполагали возможность протеста (хотя бы по памяти предыдущих избирательны компаний). Хотя, разумеется, масштаб протеста (для Белоруссии) и насильственный характер (в Киргизстане) являются аномальными.

Это разумеется не все. В самом ближайшем будущем активизируется еще несколько горячих точек на пространстве бывшего СССР. И если проходящие сегодня выборы в Литве будут тихими (там уже практически все поделено интересантами и ЕС держит прибалтийские страны на коротком поводке), то в Грузии и Молдавии можно смело прогнозировать повышенную протесту активность, а может быть и попытки государственных переворотов.

Представляется очевидным, что основания к такому расширению активности носят как объективный, так и субъективный характер. Объективный, связан естественными процессами политической борьбы и конкуренции. В той же Киргизии никуда не деться от противостояние северного и южного кланов, им сотни лет и это постоянный фактор политики. Однако не стоит сбрасывать со счетов и фактор субъективный, связанный с внешним вмешательством в процессы государственного строительства. Наиболее показательно это проявляется в армяно-азербайджанском вооруженном конфликте. Несколько завуалировано (хотя, покров вуали иногда срывается) в события в Белоруссии и Киргизии. Очевидно, что если на каком-то из участков большой геополитической игры возникает ситуация, требующая использования сил и средств для ее купирования или устранения, то, это не может не вызвать интерес у других участников политической игры.

В таком случае очевидным становится тот факт, что огненные рубежи России будут продолжать оставаться огненным и более того, данный процесс будет набирать обороты, вовлекать в себя новые государства, прирастать весьма замысловатыми комбинациями геополитического взаимодействия и применяемых методов борьбы. В рамках данного процесса России придется становиться все более активным участников данных отношений.

Что происходит?

На самом деле вопрос о том, что сейчас происходит является весьма простым. Происходит активное распространение ситуации геополитической нестабильности в зонах, прилежащих непосредственно к территории Российской Федерации. И в данном случае, все они, сколь бы Россия не пыталась от них отгораживаться будут иметь факторное влияние на российскую политику.

Если ситуация в Белоруссии близка к выходу на позиции постепенной стабилизации, то в других странах, вовлеченных в конфликты об этом говорить не приходится.

В Белоруссии в том числе и в связи с вытеснением активной оппозиции из политического пространства (кого в СИЗО, а кого за рубеж) происходит уменьшения масштаба уличного протеста при одновременных попытках наконец то выйти в пространство политического процесса, связанного с проведением конституционны реформ и выхода из кризиса легитимности, связанного с непризнанием части общества итогов выборов 9 августа 2020 года. Судя по всему, на проведении легитимирующих действий – конституционного референдума и последующих выборов, настаивает и Москва, понимающая риски незакрытых проблем легитимации Лукашенко, которые могут в будущем затруднить реализацию некоторых значимых проектов. Посещение Лукашенко СИЗО КГБ РБ и встреча с сидящим там В. Бабарико и еще рядом оппозиционеров говорит о том, что Лукашенко пытается формировать какое-то подобие национального консенсуса по вопросам референдума.

Предыдущие попытки выдать в качестве партнера по диалогу профсоюзы (полностью подконтрольные Лукашенко), и молодежные организации (БРСМ), или политиков типа О. Гайдукевича, видимо не удовлетворили Кремль. Фактически обсуждение конституции между Лукашенко и совокупностью организаций с ним связанных выглядело крайне комично и не решало вопрос придания конституционному процессу статуса всенародного. Видимо. За посещением СИЗО должно последовать прекращение уголовного преследования хотя бы некоторых участников данной встречи и обеспечение возможности их позиционирования в качестве легальных участников обсуждения новой конституции. Как знать, возможно власти пойдут в том числе и на регистрацию партии «Вместе» В. Бабарико, дабы последующие парламентские выборы рассматривались как альтернативные. Это, как минимум, уменьшило бы общественный скепсис по отношению к процессу конституционных реформ и выборов. Между тем, очевидно, что ситуация полностью переходит в поле политических переговоров и процессов, а не уличного протеста.

Некоторые очертания приобретает процесс политического выхода из кризиса и в Киргизии. Власти откровенно провалили работу после проведения выборов, вынуждены были отменить их результаты и понесли ряд существенных потерь. Наиболее серьезной потерей. Видимо, можно считать фактическое бегство председателя правительства республики.

Выход из колонии бывшего президента Киргизии А. Атабаева (в результате фактического ее штурма протестующими) и его возврат можно рассматривать как казус, который также свидетельствует о слабости власти. Только на третий день «революции» власти опомнились и перехватили инициативу. Введение в Бишкек войск, введение режима чрезвычайного положения, попытка восстановить работоспособность правительства и аресты оппозиционеров представляются оправданными шагами, хотя и несколько запоздалыми. Скорее всего причиной перехвата инициативы стали два фактора. Во-первых, оппозиция не смогла договориться о совместной работе и принялась делить шкуру неубитого медведя, назначая альтернативных кандидатов на те или иные посты. Во-вторых, начался откровенный грабеж предприятий и учреждений. Причем это коснулось не только местных предприятий, до которых в общем то нет никому дела, но и компаний с иностранным капиталом (в частности с российским и китайским).

Оппозиционные силы оказались не в силах утихомирить революционеров, занявшихся экспроприацией и действующий президент получил поддержку от основных внешних игроков – России и Китая, солидаризировавшихся в необходимости обеспечения безопасности принадлежащих им предприятий.

Наконец в Нагорном Карабахе продолжается застарелый конфликт, который, если повезет, не вызовет перерастания конфликта на совершенно иной международно-политический уровень. Пока в качестве акторов выступают Азербайджан и Армения данный конфликт не более чем региональное противостояние. Вхождение в процесс России. Турции, Ирана и вероятно отдельных стран Запада (Франции и США) переведет конфликт из регионального в глобальный, способный эхом отозваться на других площадках геополитической игры.

При этом все уже начавшиеся конфликты, хотя еще и сохраняют некоторый потенциал развития по большому счету или отыграны, или близки к своему завершению. Речь может идти в данном случае либо о политических форматах разрешения кризисов (как в Белоруссии через референдум по конституции, или в Киргизии, через новые выборы), либо через другие форматы действия, как, например, в случае армяно-азербайджанского конфликта. В любом случае данная проблематика останется в пространстве обсуждения еще длительное время.

Что будет происходить?


В будущем, купированием уже начавшихся конфликтов и кризисов ситуация не разрешится в полной мере. Да и текущее купирование кризисов совершенно не гарантирует, что участники политического процесса не наделают ошибок, ухудшающих ситуацию. Новые же точки напряженности, вероятно, будут возникать весьма часто.

Что касается уже рассмотренных точек кризиса, то для Белоруссии точками бифуркации будет референдум по новой конституции (который нужно провести без замечаний о подлоге), и новые парламентские выборы, нарушения на которых, вполне могут поднять вторую волну протеста, который будет уже гораздо труднее купировать, поскольку к ней будут готовы в том числе и западные игроки (масштаб волны протеста после выборов 9 августа они попросту не просчитали и действенных механизмов работы в таких условиях просто не имели).

В Киргизии проблемной точкой станут повторные выборы. Проведение которых на должном уровне законности будет залогом политического выздоровления в стране.

Армению и Азербайджан же после завершения конфликта в Нагорном Карабахе ждут, во-первых, переговорный процесс оп Карабаху, который, обязательно породит импульсы внутри этих стран, а также политические последствия войны. И в Армении и в Азербайджане общественный аудит итогов войны может породить внутриполитический кризис, или по крайней мере серьёзные вопросы к властям, о готовности к таким конфликтам, об успешности действий властей, о решительности и устремлённости к результату.

На повестке находятся потенциально кризисные ситуации и в других республиках. На очереди как минимум четыре государства. Где может начаться активный процесс политического противостояния. Во-первых, это Таджикистан. Хотя И. Рахмон и зачистил политическое поле, существует проблема Горно-Бадахшанской области, в которой сильны центробежные стремления еще с начала 90-х годов, а также влияние отдельных внешних игроков. Но там какие-то кризисы могут возникнуть только локально.

Гораздо более напряженной ситуацией будут события в Молдавии и Грузии, где гарантированы после выборные события (в конце октября этого года). В Молдавии победу на выборах скорее всего одержит нынешний президент Додон, однако демократы во главе с М. Санду вероятно с этим не согласятся. При этом все будет зависеть от результативности Додона на выборах, хотя большого отрыва не предполагается. При этом сам Додон говорит о том, что в его поддержку протестов не будет. Многое будет зависеть от третьих политических сил.

В Грузии победу одержит правящая партия «Грузинская мечта» но партия Саакашвили по главе с певцом В. Кикабидзе вряд ли смирится с поражением. Это значит, что Грузию ждут недели (если не месяцы уличного противостояния), а мирить стороны придется зарубежным игрокам (ЕС и США). На фоне этого кризиса не исключены и отдельные проявления сепаратизма в тех или иных частях Грузии, а также внешнее влияние. По большому счету реставрация Саакашвили в Грузии возможна разве только в случае переворота, однако этого попытается не допустить Брюссель, понимая, что Грузия является главным его форпостом в Закавказье и мостом в политике. Обращенной к богатым ресурсами государствам Средней Азии.

Наконец еще одной горячей точкой может стать Украина. 25 октября состоится голосование на местных выборах. Хотя уровень выборов кажется не сильно значительным в этом не нужно заблуждаться. Борьба за должности в Одессе, Днепропетровске, Харькове и наконец в Киеве могут стать локальной точкой пожара, который распространится на всю территорию государства. Тем более, в случае поражения на этих выборах ставленников от пропрезидентской партии «Слуга Народа» может возникнуть попытка перевернуть стол, за которым идет игра и устранить самого Зеленского. При этом наличие целого ряда точек возможного конфликта порождает практически абсолютную невозможность его купировать. С другой стороны, с учетом того, что выборы состояться ранее, чем выборы президента США велика вероятность того, что Вашингтон сможет утихомирить наиболее активных участников протеста и обеспечить сохранение сравнительной стабильности. К голосу из-за океана в Киеве пока что прислушиваются. Единственным неприятным моментом может быть феномен «дальней думки». Когда некоторые силы могут попытаться предугадать кто же из кандидатов в президенты США выиграет выборы 3 ноября. И если, например, это будет не Трамп, просто проигнорировать окрик из-за океана. В любом случае местные выборы существенно повысят градус напряжённости в стране, а его последствия могут иметь ряд неблагоприятных аскетов, в том числе резкую активизацию боевых действий на Донбассе. Тем более, использовать Донбасс в качестве палки для собаки украинского национализма в Киеве уже за предыдущие годы научились. При этом Зеленского не испугают и потери, т.к. запечатлевшееся в истории государства «потерь нет» будут вполне уместны и здесь.

Таким образом огненное прибрежье становится все шире, и это только октябрь. Гипотетически мы можем столкнуться с ситуацией, когда к кону года во всех странах бывшего СССР, кроме, возможно Прибалтики будут незавершенные политические конфликты. Логика событий показывает, что для такого результата есть все основания.

Что делает и может сделать Россия?

Вопрос об участии России в происходящем самый сложный. Фактически Россия могла бы прекратить любой из конфликтов на постсоветском пространстве и достаточно быстро. Силы и средства для этого есть. Но есть и видение политических рисков и потерь при условии игры Кремля в долгую партию. Тем более, что по заведенной традиции вынудить Россию вмешаться в тот или иной процесс можно только очень сильно постаравшись.

Фактически Россия заинтересована в спокойствии на пространстве бывшего СССР по трем причинам. Первое, эти страны находятся в непосредственной близости от России, а значит политические процессы там имеют некоторый отклик и внутри России. Второе, у России есть некоторые интересы в этих странах (где-то военно-политические – наличие военных объектов, как в Армении, Таджикистане, Белоруссии, Киргизии), где-то экономические. в том числе наличие прав на объекты собственности (практически все страны Ближнего Зарубежья, где-то финансовые (предоставленные кредиты) и т.д. Третье. В России живет немалое число выходцев их этих стран, миллионы человек, которые по-разному могут воспринимать происходящее в своей стране, а это соответственно и фактор риска для России.

Вовлечение в конфликт России может произойти в результате, перехода через незримую красную линию. В Белоруссии такой отметкой стало получение информации о наличии у оппозиции целей прямого захвата власти в стране. В Киргизии – бандитское нападение на российские предприятия там. В армяно-азербайджанском конфликте. Получение подтверждения о наличии на месте боевых действий какого-то числа боевиков из Северной Сирии, и активное нежелание Турции усмирять свои позиции в рамка данного конфликта. При этом к ситуации добавились и дополнительные факторы, в частности отставка в Армении главы службы безопасности (А. Карамяна), при наличии которого речи о передаче между Арменией и Россией секретных сведений по каналам разведок быть не могло. Как итог 10 часовые переговоры и заключённое перемирие (правда по традиции с рудиментами боевых действий).

При этом нет видения, что позиция России изменится и руководство будет отдавать приказы работать на упреждение и моментальное купирование конфликтов. Виной к тому видится игра России сразу на нескольких досках с геополитически противниками из Европы и Америки. Активные действия России на том или ином участке конфликта могут стать основанием для слаженной атаки ее противников, а этого следовало бы избегать.

Sir Max Merfie

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.