Россия создала оружие, которое пустит авианосец США на дно
Крылатыми ракетами Х-32 оснастят перспективный Ту-22М3М.
Дальний бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3 провел испытательные стрельбы крылатыми ракетами Х-32, сообщил РИА «Новости» источник в оборонно-промышленном комплексе.
На первый взгляд, никакой новизны в этом сообщении нет. Ракета Х-32, заменившая устаревшую Х-22, была принята на вооружение в 2016 году. И испытывать ее, спустя пять с лишним лет после окончания государственных испытаний, особого смысла нет. Ну а самолет Ту-22М3, прозванный в НАТО «Бэкфайером», и вовсе, можно сказать, старожил Дальней авиации ВКС. Да и ракета Х-32 им освоена в полной мере.
Однако эти стрельбы связаны с подготовкой к внедрению ракеты в вооружение совсем нового самолета. Точнее, новой модификации «Бэкфайера» — Ту-22М3М, пока еще существующей в виде двух опытных образцов. Первый из них поднялся в небо в 2018 году, второй — в 2020-м.
Но собеседник РИА «Новости» сообщил, что участвовавший в стрельбах самолет — это, по сути, летающая лаборатория. «Дооборудованный Ту-22М3 провел несколько пусков крылатых ракет Х-32, которые составят основу ударного вооружения модернизированного бомбардировщика Ту-22М3М. Стрельбы прошли в рамках периодических испытаний изделий на военном полигоне. Заявленные боевые характеристики ракет подтверждены, точность попадания — „в колышек“», — сказал собеседник агентства.
Капитальный ремонт с последующей модернизацией 30-и из эксплуатирующихся в ДА 60-и Ту-22М3 преследует две главные задачи. Во-первых, существенно увеличить дальность полета этого ракетоносца. Для чего самолету возвращают штангу дозаправки в воздухе, которая была демонтирована после подписания «грабительского» для Советского Союза договора СНВ-2. Он уже давно не работает, так что с возвращением штанги сильно подзадержались. Сейчас дальность ракетоносца достигает всего лишь 2000 км, в связи с чем вхождение этих самолетов в Дальнюю авиацию выглядит алогичным. С дозаправками в воздухе дальность возрастет до 7 тыс. км.
Во-вторых, ракетоносец оснащается новым бортовым радиоэлектронным оборудованием, которое максимально унифицировано с БРЭО ракетоносца Ту-160М. В частности, устанавливается новая система управления вооружением. Именно она обеспечивает использование ракеты Х-32, которую называют «убийцей авианосцев». Также она работает и с гиперзвуковой ракетой «Кинжал». Поговаривают и о том, что в арсенале Ту-22М3М должна появиться супердальнобойная ракета Х-101/Х-102 (ядерное оснащение), имеющая дальность 5500 км. Однако эти сведения ни туполевцы, ни Минобороны и не подтверждают, и не опровергают.
Модернизация ракетоносца позволит ему стать реальной угрозой для существования американских авианосцев. Что будет обеспечено возросшей дальностью полетов и прорывом качества ракеты Х-32 по сравнению с Х-22.
У ракеты Х-22 дальность полета составляла всего лишь 600 километров. В связи с чем ракетоносец для ее пуска по авианосцу должен был входить в зону ПВО авианосной ударной группы (АУГ), которая простирается на 700 км. Дальность Х-32 — 1000 км. Так что Ту-22М3М способен поражать и сам авианосец, и корабли ордера АУГ, находясь на безопасном расстоянии от палубных самолетов F/A-18, и их ракет, имеющих дальность 180 км.
При этом Х-32 обладает качеством, благодаря которому способна с высочайшей вероятностью преодолевать противоракетную оборону АУГ.
После запуска ракета Х-32 совершает горизонтальный маневрирующий полет на высоте 40 км, что делает ее недосягаемой на этом этапе для корабельной системы ПРО «Иджис». Поскольку максимальная высота, на которой противоракета SM-6 ERAM слушается аэродинамических рулей, — 33 км. К тому же она способна перехватывать цели, скорость которых не превышает 800 м/с, а у Х-32 скорость равна 1500 м/с, то есть почти 5 М, что является нижним порогом гиперзвуковой скорости.
Американская система ПРО использует и еще одну противоракету — Standard SM-3, которая способна перехватывать не только баллистические ракеты, но даже и спутники, находящиеся на высотах до 500 км. Но она поражает лишь те цели, траектория которых предсказуема — как у спутников и баллистических ракет предыдущих поколений. Но Х-32 постоянно маневрирует, что делает ее недоступной и для этой противоракеты.
На финальном участке траектории Х-32 захватывает крупную цель, каковыми являются авианосцы или крейсера, с помощью головки самонаведения за 200−300 км. А на финише атакует практически отвесно с высоты в 40 км. Для того чтобы перехватить ее на этом участке у системы «Иджис» не хватит времени, поскольку Х-32 и противоракета SM-6 после ее старта сблизятся через 4−5 секунд.
Разумеется, это относится к дуэли ракеты и противоракеты, то есть когда «один на один». Но система «Иджис» способны выпустить в случае атаки несколько ракет, что увеличивает шансы перехвата. Однако и атака на АУГ будет осуществляться несколькими ракетоносцами.
В одной из публикаций доктор военных наук, член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук капитан первого ранга Константин Сивков приводит расчетные данные для различных сюжетов отражения атак на АУГ. При самых благоприятных для обороняющихся условиях, когда целеуказание противоракете выдает запускающий ее корабль, одна SM-6 может перехватить Х-32 с вероятностью 0,05−0,08. Если же целеуказание поступает от другого корабля или самолета АВАКС, то вероятность снижается до 0,01−0,02. При наведении со спутника результат еще хуже.
Получается, что для перехвата одной ракеты при самом благоприятном раскладе потребуется не менее 12 противоракет. Два крейсера УРО способны выпустить 40 противоракет. То есть они смогут перехватить три ракеты Х-32. Столько переносит один ракетоносец Ту-22М3М — две ракеты под крылом и одну под фюзеляжем. Однако понятно, что на столь ответственное задание как уничтожение АУГ посылаются несколько ракетоносцев. Вот их залп непременно достигнет цели, на которые они будут наведены. Так что Х-32 на законном основании можно считать «убийцей авианосцев».
Когда Ту-22М3М оснастят гиперзвуковой ракетой «Кинжал» с дальностью полета тоже в 1000 км, то она станет тоже «убийцей авианосцев». У системы ПРО АУГ и вовсе не будет никаких шансов перехватить ракету, маневрирующую на скорости в 10 М, то есть на 3400 м/с. Причем один ракетоносец Ту-22М3М будет способен переносить 4 «Кинжала», с массой боевой части, раной 500 кг. Если БЧ ракеты Х-32 той же самой массы пробивает в корпусе корабля пробоину площадью 30 кв.м., то после атаки «Кинжала», скорость которого в два раза выше, последствия для авианосца куда более катастрофические. Так что четыре ракеты для авианосца будут явно избыточными, одну можно потратить на крейсер УРО.
И, наконец, на подходе еще один «убийца авианосцев», его принятие на вооружение ВМФ ожидается в следующем году. Это гиперзвуковая противокорабельная ракета «Циркон».
Для атаки АУГ при помощи этой «неберущейся» ракеты надводные корабли не подходят. Потому что дальность «Циркона», как и всех современных противокорабельных ракет морского (а не воздушного!) базирования будет порядка 600 км. Хоть некоторые источники и говорят о 1000 км, но у нас много чего говорят даже вполне официальные лица.
Но на такое расстояние надводному кораблю не стоит приближаться к АУГ, обладающей мощными противокорабельными средствами обороны. Поскольку дальность полета противокорабельных ракет «Томагавк» BGM-109B достигает 600 км. Ну, а у палубной авиации «руки» еще длиннее — 700 км. Так что системы ПВО и ПРО корабля, оснащенного «Цирконами», могут не справиться с отражением массированной атаки.
Однако скрытно к кораблю на расстояние в 400−500 километров способна подобраться подводная лодка. Именно поэтому испытательные пуски «Циркона», начатые с борта фрегата «Адмирал Горшков», продолжились на многоцелевой атомной подводной лодке проекта 885 «Ясень» К-560 «Северодвинск».
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.