Литва стала жертвой санкций, которых так отчаянно требовала

 

Санкции – дубина с двумя концами и ещё неизвестно, какой из них лупит больнее. Прямо сейчас в этом убеждаются в Литве, где разгорается нешуточный скандал из-за «Беларуськалия» и «Литовских железных дорог».

 

Напомню, что Литва была одной из первых стран, потребовавших введения санкций против Белоруссии. Правда, требовали они этих санкций очень своеобразно: мол, вы вводите санкции против всего, чего хотите, но не трогайте «Беларуськалий», потому что мы с него кормимся.

 

«Беларуськалий» на самом деле приносил в бюджет Литвы очень приличные деньги и фактически оправдывал существование литовской железной дороги и в значительной части – порта в Клайпеде. И в Литве прекрасно понимали, что санкции против одного из главных в мире производителей калийных удобрений, были бы очень болезненными для страны. Но и санкций очень хотели, надеясь, что в случае с «Беларуськалием» партнёры и хозяева войдут в положение и всё останется по-прежнему.

 

Но никто не проникся и «Беларуськалий» тоже попал под санкции. С января следующего года транзит удобрений по территории Литвы должен прекратиться. Но тут происходит удивительное.

 

Оказывается, белорусы уже внесли «Литовским железным дорогам» солидную предоплату за транзит своей продукции, а литовский железнодорожный оператор эти денежки спокойно взял. Взял, зная, что с первого января всё должно накрыться медным тазом. В чём тут причина – я не знаю. Либо литовские железнодорожники очень жадные и попросту решили белорусов кинуть в стиле святых 90-х, либо, это некая стадия отрицания и литовцы на самом деле собираются заниматься транзитом даже тогда, когда он попадёт под санкции.

 

Второй вариант очень вероятен, потому что отсутствие белорусского транзита будет означать для литовских железных дорог фактическую смерть. Объёмы транзита были огромны, так как «Беларуськалий» один из самых крупных поставщиков удобрений в мире, чья доля составляет чуть ли не двадцать процентов. По сути, литовским железнодорожникам, для того, чтобы существовать, достаточно было всего одного контрагента. А теперь – он под санкциями. И во многом, в том, что эти санкции введены, виновата именно Литва.

 

Тем временем, в правительстве Литвы разгорается нешуточный скандал. Ряд министров уже пригрозили уйти в отставку из-за ситуации с литовской железной дорогой и уже вовсю говорят об «огромном репутационном ущербе», который нанесла себе Литва. А ещё, если транзита не будет, Литве придётся выплачивать очень приличную неустойку, чего тоже очень не хочется.

 

Что касается «Беларуськалия» — вряд ли ему грозит что-то серьёзное. Без порта Клайпеды вполне можно обойтись. Вроде уже есть договорённости с портом в Усть-Луге. Со сбытом продукции проблем тоже быть не должно – слишком уж крупный объёмы, чтобы мировая экономика смогла без них обойтись. В общем – «Беларуськалий» как-нибудь выкрутится. А вот Литва с клайпедским портом и своими железными дорогами – нет.

 

Конечно, Литве обязательно пообещают компенсацию и возможно, какие-то деньги даже дадут. Но в любом случае это будет капля в море в сравнении со стабильными доходами от сотрудничества с соседями. А ещё – как будут относиться к литовскому правительству железнодорожники и сотрудники порта в Клайпеде? Вопрос риторический.

 

А ведь ещё недавно у Литвы и Белоруссии были очень крепкие экономические отношения, которые были выгодны обеим странам. Но Литве захотелось поиграть во «влиятельного соседа» и теперь она пожинает плоды своих политических игр. Удар по экономике – ещё впереди, а пока что – удар по репутации и серьёзный политический кризис, который может обернуться отставкой правительства.

 

Но ничего. Пусть проконсультируются со Светланой Тихановской, которой литовские власти вручили «удостоверение президента Белоруссии». Может она им посоветует что-то дельное.

Источник

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.