Монголия — не заграница
Вчера Сергей Лавров прибыл в Улан-Батор, где был торжественно встречен. Девушки в национальных монгольских нарядах прямо у трапа угостили его традиционным местным блюдом ааруул (кисломолочный продукт наподобие сухого творога). Наш министр иностранных дел встретится со всем руководством страны, включая президента — все с непроизносимыми именами и фамилиями, которые я приводить не буду.
Нет, все же приведу. «Программой визита предусмотрены переговоры Лаврова с главой МИД Монголии Батмунхийн Батцэцэг, а также беседы с президентом Монголии Ухнаагийн Хурэлсухом и с председателем Великого государственного хурала Монголии Гомбожавын Занданшатаром», — передает ТАСС.
Нет, я совсем не хочу, чтобы вы посмеялись. Все как раз наоборот: мне стало неловко, из-за того что имена руководителей одной из самых дружественных нам стран вызывают у вас (да и у меня, если уж до конца откровенно) снисходительную улыбку.
«Курица не птица, Монголия — не заграница», — так говорили в СССР. Какое-то пренебрежение к соседней стране содержится в этой как бы пословице, вы не находите? Эдакое покровительственное похлопывание старшего брата по плечу младшего проступает. А вот я отношусь к Монголии в высшей степени уважительно. И объясню почему.
Принято считать, что последней страной, объявившей войну, был СССР. 8 августа, в 17.00 часов по московскому времени, народный комиссар иностранных дел СССР В.М.Молотов принял японского посла Наотакэ Сато, которому от имени Советского правительства сделал заявление о том, что СССР с 9 августа будет считать себя в состоянии войны с Японией. Об объявлении войны в Токио узнали в 4 часа утра 9 августа через перехваченную радиопередачу.
Но это не вся правда: формально последним государством, объявившим войну, была Монголия, которая активно участвовала в боях с Квантунской армией. Улан-Батор объявил войну Токио спустя сутки после Москвы.
Разумеется, кто-то напомнит, что Монголия нам благодарна за помощь в войне с Японией — бои на Халхин-Голе в 1939 году. И это действительно так. Но я, в свою очередь, напомню, что огромное количество европейских стран не испытывает к нам благодарности за их освобождение от турецкого ига или от немцев. Наоборот, предпочитают забыть, вступают в антироссийские военные блоки.
22 июня 1941 года президиум Малого государственного хурала, Совет министров МНР и президиум центрального комитета Монгольской народно-революционной партии (МНРП) заявили о своей поддержке Советского Союза. Экономическая помощь со стороны МНР состояла в передаче денежных средств, теплой одежды, продовольствия, скота, приобретении танковой колонны и эскадрильи.
В МНР был создан Фонд помощи РККА. В октябре 1941 года граждане МНР сформировали и отправили первый поезд с подарками, состоявший из 15 тысяч комплектов зимнего обмундирования, около 3 тысяч индивидуальных посылок на сумму более 1,8 млн. тугриков. Государственному банку СССР было передано наличными 587 тысяч тугриков. К концу 1944 года из МНР было отправлено 8 поездов с продовольствием и обмундированием на сумму более 25,3 млн тугриков. В начале 1945 года был отправлен последний, 9-й поезд подарков, состоящий из 127 вагонов.
Фактически, все зимнее обмундирование Красной армии (полушубки, валенки, шинели, меховые рукавицы) было сшито в Монголии. Наши верные союзники поставили нам более полумиллиона своих очень выносливых лошадей, тысячи тонн мяса, 0,7 млн голов крупного рогатого скота, почти пять млн мелкого.
Уже с 1943 года монголы помогали нам восстанавливать разрушенные города и народное хозяйство, опять же, тем, что у них было — в основном скотом и продукцией животноводства.
Ну чем не лендлиз? Только, в отличие от американцев, монголы организовали его 22 июня 1941 года.
Заметьте, после развала СССР Монголия всегда была к нам лояльной. Хотя у нас с ней довольно протяженная общая граница, и американцы не могли обойти вниманием эту страну, находящуюся как раз между своими основными врагами — Россией и Китаем. Однако не смогли раскрутить монголов на откровенную враждебность.
Очень хорошо, что Лавров поехал в Монголию. Неплохо бы и Путину почаще заглядывать в Улан-Батор. Он там был три года назад с официальным визитом, принял участие в праздничных мероприятиях, посвященных 80-летию победы советских и монгольских войск в боях на Халхин-Голе.
Вот как его встречали. По-моему, красиво, оригинально и очень торжественно.
Мне кажется, мы должны больше внимания уделять это стране. Не потому что это выгодно (торговать с Китаем все равно выгоднее), а потому что приличному государству полагается ценить доброе отношение к себе. Даже из чистого альтруизма, необязательно всегда быть прагматичными.
А имена у них действительно смешные для нашего уха. Впрочем, наши имена для их ушей тоже наверняка звучат забавно.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.