Япония решила выполнить правила нового указа Путина по стратегическим активам
Японцам нужны нефтегазововые проекты «Сахалин – 1» и СПГ-завод «Сахалин –2», подтвердил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» профессор, заведующий кафедрой востоковедения МГИМО Дмитрий Стрельцов. Экономика страны восходящего солнца не сможет прожить без поставок российских нефти и сжиженного газа.
Японцы остаются на Сахалине
Информационное агентство Reuters сообщает, что японские компании сохранят долю в нефтегазовом проекте «Сахалин-1».
Министр экономики, торговли и промышленности Японии Коити Хагиуда сообщил, что это решение принято после того, как РФ временно запретила западным инвесторам продавать доли в ключевых энергетических проектах на российской территории.
«”Сахалин-1” является ценнейшим источником нефти для Японии за пределами ближневосточного региона, откуда идет 90% поставок черного золота на острова. Японские компании сохраняют интерес к этому проекту», - утверждает Хагиуда.
Президент РФ Владимир Путин указ «О применении специальных экономических мер в финансовой и топливно-энергетической сфере в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций».
Документ вводит мораторий до 31 декабря 2022 года на сделки западных инвесторов с ключевыми российскими энергетическими проектами.
Формальная срочность регламента смущать не должна: он в любой момент может быть продлен. Инвесторам из недружественных стран запретили продавать или передавать доли в нефтегазовых проектах РФ без согласия Кремля.
Американская компания ExxonMobile через дочернюю компанию «Эксон Нефтегаз Лимитед» владеет 30% акций «Сахалина-1». «Роснефть» контролирует 20% акций, индийцы из ONGC – 20% акций проекта, а японский консорциум SODECO (Sakhalin Oil and Gas Development) – 30%.
В Reuters утверждают, что этот шаг РФ продолжает историю с «Сахалином-2», где японские компании Mitsui и Mitsubishi владеют 22,5% акций.
В СПГ-проекте ситуация сложнее: компания-оператор проекта зарегистрирована на Бермудских островах и Москва сегодня переоформляет ее по российскому праву. Кроме японцев акции там есть у Shell (27,5% минус одна акция) и «Газпрома» (50% плюс одна акция).
Позиция Shell пока непонятна, а японцы готовы принять это российское предложение.
Токио важны сахалинские проекты
«Нам нужно будет определиться с конкретной политикой после утверждения российского решения. Государственный и частный сектора экономики будут работать вместе для того, чтобы обеспечить поставки сжиженного газа в Японию», - заметил Хагиуда.
Токио в лице Хагиуды дал добро на выполнение требований России по «Сахалину – 1» и «Сахалину – 2». Япония является островным государством, в нее не идут трубопроводы, поэтому Токио нужно сохранить российские поставки, которые японцам наиболее удобны с точки зрения транспортного плеча и экономической эффективности.
«Сохранение участии Японии в обоих сахалинских проектах является предсказуемым решением. Токио не собирается бросать те инвестиции, которые были сделаны в добычу газа и нефти в РФ», - констатирует японист Дмитрий Стрельцов.
«Сахалин – 1» и «Сахалин – 2» крайне важны для японской энергетики, и этот фактор является приматом для Токио, несмотря на то, что Япония поддержала западный режим антироссийских санкций. Прямой замены наших поставок у японцев нет.
«Сейчас сложный период – в мире политизированы многие решения, поэтому Япония в целом взяла курс на сокращение поставок энергоресурсов из РФ. Взамен Токио планирует увеличивать энергонезависимость Японии и переключаться на другие виды энергии. В этой истории прослеживается политический контекст, но имеется и другой момент – японцы опасаются захода китайских инвесторов», - заключает Стрельцов.
Экономическое противостояние между Японией и Китаем продолжает нарастать, а спрос на китайском рынке остается высоким.
Для китайцев не станет проблемой забрать объемы с “Сахалина – 1” и “Сахалина – 2”, а вот Токио не сможет заместить российские поставки. В мире наблюдается хронический дефицит СПГ, а с нефтью после февраля 2022 года ситуация немногим лучше.
Данные факторы оттягивают «энергозависимость Японии от РФ» на дальнюю перспективу.
«Заход китайцев на Сахалин для японцев крайне нежелателен, из-за этого было принято такое половинчатое решение», - резюмирует Стрельцов.
Отношения Москвы и Токио улучшились во время премьерства покойного Синдзо Абэ, было подписано соглашение о совместном использовании нескольких Курильских островов и подвижки по мирному договору, хотя это сложнейший вопрос, который невозможно было реализовать даже в российско-японский «медовый» период, но теперь наш диалог полностью разрушен и ограничивается старыми энергопроектами.
«Сейчас никаких политических контактов не предполагается, идет полная заморозка в этой сфере российско-японских отношений, а в экономической – продолжается спад. Признаков оживления диалога нет», - резюмирует Стрельцов.
Однако продолжение участия японцев на сахалинских проектах является отрадным шагом, через 5-10 лет конъюнктура может измениться и, например, дать подвижки по строительству газопровода в Японию с новых российских месторождений.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.