ЗАЧЕМ РОССИЯ ВЫВОДИТ МИРОТВОРЦЕВ ИЗ КАРАБАХА
Станислав Красильников / ТАСС
Российская миротворческая миссия в Нагорном Карабахе (бывшей непризнанной республике) завершает свою работу, из региона начался вывод подразделений. Почему российские миротворцы досрочно покидают свои посты, в чем в последнее время заключалась их помощь местному населению и каким стал главный итог миротворческой операции?
17 апреля 2024 года начался вывод российских миротворцев из Нагорного Карабаха (бывшей непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, НКР). Как заявили в Баку, соответствующее решение было принято высшим руководством России и Азербайджана. Вывод контингента подтвердил и пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
Знаковым стало оставление миротворцами монастырского комплекса Дадиванк (пост №23). С ноября 2020 года именно российские войска осуществляли охрану монастыря XIII века и обеспечивали безопасность монахов и армянских паломников. С середины дня монастырь контролируется азербайджанской полицией.
Сворачиваются посты по прежней линии боевого соприкосновения и в Лачинском коридоре. Штаб контингента в аэропорту города Ходжалы пока продолжает работу. Точной окончательной даты вывода миротворческого контингента нет, скорее всего, он будет проводиться поэтапно по мере готовности.
Российский миротворческий контингент был размещен в Нагорном Карабахе и вокруг него по результатам трехстороннего соглашения 9 ноября 2020 года, остановившего так называемую Вторую Карабахскую войну. Задачей контингента было обеспечение безопасности местного населения и зафиксированного на тот момент политического равновесия. Срок размещения контингента был определен в пять лет с автоматическим продлением еще на пять лет, если ни одна из сторон соглашения не заявит за шесть месяцев до истечения срока о намерении продлить это соглашение. Но это сохранялось бы только в том случае, если бы длительное время поддерживался установленный соглашением военно-политический статус-кво.
Численность контингента колебалась около 2 тыс. человек с 90 БТРами и 380 единицами автомобильной и прочей техники. Основу его составляли части 15-й отдельной мотострелковой (миротворческой) бригады Центрального военного округа. В задачи контингента входила охрана знаковых объектов, в том числе культурного наследия, и поддержание режима прекращения огня.
Инструментарий миротворческого контингента был ограничен и зачастую бойцы выполняли только наблюдательные функции. С другой стороны, миротворцам приходилось решать не свойственные им социальные функции, технически поддерживая жизнь армянского населения региона, порой и вплоть до обеспечения работы армянских школ. Ереван от этой работы самоустранился.
Тем не менее российские миротворцы до последнего дня играли чрезвычайно важную роль и в жизни региона, и в сохранении его идентичности.
Свои задачи по спасению жизней местного населения российские военные выполняли, ежедневно рискуя жизнью собственной. 17 декабря 2020 года при разминировании погиб российский офицер, 20 сентября 2023 года в результате засады на трассе погибли шесть российских миротворцев, включая замкомандующего контингентом. Еще один военнослужащий погиб 11 декабря 2023 года в результате аварии бронетранспортера.
В силу внешних обстоятельств потенциал миротворческого контингента оказался реализован не в полном объеме и не совсем так, как это задумывалось и предусматривалось трехсторонним соглашением. В теории введение российского миротворческого контингента могло бы на длительный срок стабилизировать ситуацию в регионе. Однако политическое равновесие было сознательно и в одностороннем порядке нарушено Ереваном. Армянское руководство приняло стратегическое решение об отказе от Арцаха, от борьбы за него и от его армянского населения в целом. Разумного объяснения этому, как и морального оправдания, нет.
Отказ Еревана от участия в решении карабахской проблемы, от защиты армянского населения региона и бывшей Нагорно-Карабахской Республики неизбежно привел НКР к тяжелому военному поражению. Это стало причиной ликвидации непризнанной республики, а затем и массового исхода армянского населения из региона. Миссия миротворческого контингента потеряла практический и политический смысл, ибо более стало некого защищать.
Ничьи права гарантировать уже нельзя, как и способствовать какому-либо политическому процессу. Реализовать изначально поставленные перед миротворцами задачи не позволило руководство Армении, то есть те люди, чьи в том числе интересы миротворцы прибыли в Карабах отстаивать.
Фактически единственной миссией российского контингента в последние полгода была охрана объектов культурного наследия и обеспечения их жизнедеятельности. Именно потому такое внимание привлекал пост №23 в монастыре Дадиванк, особо значимый для армянской истории.
Однако потенциал миротворческих операций такого рода в целом далеко не исчерпан.
То, насколько эффективно могут действовать российские миротворцы при условии полного соблюдения изначальных договоренностей с принимающей стороной, показала блестящая операция в Казахстане в январе 2022 года. «Пребывание миротворческого контингента ОДКБ в Казахстане, в том числе в Алматы, сыграло очень большую роль с точки зрения стабилизации ситуации в нашей стране», – говорил тогда президент республики Касым-Жомарт Токаев.
То, что и собственный народ в Карабахе, и в итоге деятельность российских миротворцев подставило и предало само армянское руководство, не умаляет заслуг миротворческого контингента. В сложных условиях и в крайне неоднозначной внешней обстановке российские миротворцы продемонстрировали и военную выучку, и дипломатические умения находить общий язык с местным населением. Фактически это стало главным итогом продлившейся с 2020 года миротворческой операции. С учетом регулярной нестабильности и на Южном Кавказе, и в целом по периметру российских границ, не исключено, что этот опыт им еще пригодится.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.