kremlin.ru
Это главный вопрос по итогам пресс-конференции Владимира Путина накануне вечером для иностранных СМИ. У самой пресс-конференции ожидаемо было несколько смыслов. Первый в очередной раз попытаться донести позицию России посредством западных СМИ (В. Путин специально потратил несколько минут в конце на внушение доносить то, что он сказал, объективно). Эту задачу можно считать успешной частично: несмотря на корпоративные стандарты, немецкий журналист во второй части мероприятия уже загипнотизированно кивал, внимая словам президента России.
Судя по публикациям западных СМИ, традиционная попытка ВВП напомнить, с чего всё началось, была полностью проигнорирована. Зато понятные на уровне мозжечка тезисы – «если надо, будем применять ядерное оружие, читайте нашу доктрину» и «думаем, не отправить ли оружие в третьи страны, у которых конфликт с теми, кто вооружает нашего врага-Украину» были услышаны как надо.
СМИ Франции, в данный момент страны с наибольшем количеством пуха на рыле (не считая США), за редкими исключениями вынесли именно этот тезис В. Путина на первые полосы. В Германии – нет, там больше интересовались, грозил ли В. Путин О. Шольцу, и не хочет ли он поработить НАТО.
О варианте встречной прокси-войны России говорят уже третий год, но впервые её перспектива была озвучена на уровне президента. Значит, пришло время. Самый очевидный адресат российского оружия – это Йемен (хуситы) и Ирак (проиранские шиитские группировки). Буквально на прошлой неделе хуситы атаковали ракетами авианосец «Дуайт Эйзенхауэр», и если у них появится что-то массовое и эффективное из противокорабельных ракет, вроде «Бастиона» или «Бала», то обстановка в Красном море и рядом изменится радикально. Ну, а если передать им «Искандеры», то вопрос «есть ли у Ирана ядерные заряды» заиграет новыми красками. Будет обеспокоенность Саудовской Аравии, но Россия наверняка способна дать партнёрам нужные гарантии.
Нельзя исключать и того, что в Сирии возникнут подразделения, которые начнут эффективно бить американские базы на севере страны. В этом районе США прикрываются курдскими группировками, так что Турция не будет против подобных мероприятий рядом со своей границей.
Ближний Восток и Африка – это слабое место одновременно США, Британии и Франции. Всех тех, кто активно работает через Украину. Крупнейшая зарубежная военная база Франции находится буквально «под боком» у хуситов – в Джибути. Возможно, именно с этим связано желание Джо Байдена как можно оперативнее завершить кризис в Газе, чтобы желающих вооружиться российским оружием стало поменьше.
Если выбирать между ударом ТЯО по Европе и встречной прокси-войной, то второй вариант выглядит более реалистичным – на резкую эскалацию мы пока не готовы, хотя сценарии отрабатывать надо. На всякий случай. Но, если уж мы наконец-то начнём применять принцип Талиона на практике, важно учесть и то, что переданное Западом оружие убивает российских граждан. А значит, и наше оружие должно не просто быть, а применяться, нанося потери американским, британским и французским военным. Чтобы война пришла и в их дом.