С раннего утра 9 июня за рубежом начали активно распространяться якобы космические разведывательные снимки из США, за подлинность которых пока ручаться невозможно. На них — военный аэродром «Ахтубинск», на который базируется 929-й Государственный лётно-испытательный центр Министерства обороны РФ имени В.П. Чкалова. Именно туда в первую очередь уже много лет для освоения летчиками-испытателями и направляется наша новейшая авиационная техника.
Точно известно, что в ночь на 8 июня эта важнейшая авиабаза российских Воздушно-Космических подверглась атаке группы украинских ударных беспилотников. Это в тот же день официально признало наше военного ведомство, заявившее, что «российские средства противовоздушной обороны уничтожили и перехватили в течение ночи 25 беспилотных летательных аппаратов самолетного типа, в том числе над Крымом, Кубанью, Тульской и Астраханской областями».
Об успешном отражении нападения по «горячим» следам в своем телеграм-канале поспешил проинформировать и губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин. Он написал: «Сегодня ночью была предпринята попытка атаковать беспилотниками один из объектов, расположенных на территории Астраханской области. Атака была отражена».
А уже на следующее утро с Запада и из Киева зазвучали совсем другие речи. В частности, немецкая пресса, основываясь на публикации тех самых якобы космических снимков, о которых шла речь выше, с плохо скрываемым торжеством заявила, что в ночь на субботу в Ахтубинске на аэродромной стоянке впервые в истории был поражен новейший российский многоцелевой истребитель 5-го поколения типа Су-57.
«На снимках видно, что 7 июня Су-57 стоит целый, а уже 8-го возле него появились воронки от взрыва и характерные пятна пожара, возникшего вследствие огневого поражения», — указывалось в одном немецком издании.
Вскоре сообщения об атаке БПЛА противника появились на наших сайтах и в телеграм-каналах.
В частности, специализированный сайт Fighterbomber, автор которого на собственной страничке в Сети представляет себя так: «Я боец. Истребитель-бомбардировщик. Российский истребитель-бомбардировщик», написал: «Да, вчера аэродром в Ахтубинске подвергся атаке БПЛА. Три штуки долетело. Осколками получил повреждения Су-57. Сейчас определяется — подлежит он восстановлению или нет? Если нет, то это будет первая боевая потеря Су-57 в истории».
А вот строки другого российского сайта — «Военный информатор и бывший Советник президента»: «Неприятные новости про новейший Су-57, но, думаю, все уже привыкли к таким новостям за последние несколько лет «бурного развития» России. Бульварные издания публикуют спутниковые снимки Центра боевого применения в Ахтубинске, расстояние от текущей границы (с Украиной — Ред) около 600 километров. Именно данный авиационный Центр принимает все новые истребители Су-57 с завода-изготовителя.
Как видно на фотографиях, никто до сих пор не построил даже простые навесы и самые дешевые ангары для этих бесценных самолетов 5-го поколения, цена каждого борта примерно 2,5 миллиарда рублей. Серийное производство идет крайне медленно. За 2020 и 2021 годы сдали только 4 самолета. 6 самолетов — в 2022-м. И ещё 12 — в 2023-м».
Добавлю к этому: за рубежом считают, что авиастроительный завод в Комсомольске-на-Амуре в нынешнем году попытался поставить Вооруженным силам таких еще примерно «до 20 планеров». Что, по идее, если не будем нести потери, позволит сформировать в ВКС РФ из истребителей 5-го поколения второй авиаполк двухэскадрильного состава. А к 2027 году Минобороны России рассчитывает заиметь три полных полка Су-57 по 24 самолета в каждом.
Но вернемся к возможному ЧП в Ахтубинске.
Telegram-канал «Война с фейками» опроверг данные о повреждении самолета.
«С самолетом Су-57 все в порядке, он не получил повреждений. Источник, близкий к ходу СВО рассказал, что в ночь на 8 июня ВСУ действительно попытались атаковать военный аэродром в Ахтубинске в Астраханской области тремя беспилотниками самолетного типа. Все они были уничтожены мобильными огневыми группами. Один из БПЛА развалился в воздухе и его части упали на самолетную площадку. Именно следы этого падения и видны на спутниковых снимках. Никто из аэродромной команды не пострадал, авиатехники не обнаружили повреждений у самолета».
Минобороны все эти новости пока никак не комментировало.
В любом случае, атака БПЛА на Ахтубинск — повод для серьезных вопросов. И потому, что сам истребитель очень дорогой, и потому, что программа по его массовому выпуску идет тяжело.
Программа по созданию этого напичканного самой современной электроникой боевого самолета идет у нас чуть не четверть века (стартовала в мае 2001 года), и только недавно удалось сформировать из таких супермашин первый авиаполк неполного состава из 22-х Су-57. По признанию американцев, всего несколько месяцев назад буквально штучные машины этого полка начали, наконец, принимать активное участие в боевых действиях на Украине. Причем — сразу же с большим успехом.
Вот что недавно написал об этом американский журнал Military Watch Magazine: «Единственный полк ВКС России, вооруженный истребителями пятого поколения Су-57, начал активные действия на Украине. И, по сообщениям украинских источников, с 15 апреля по 15 мая нанес более шести ударов крылатыми ракетами. Это последовало за сообщением в конце февраля о том, что один из таких самолетов нанес удар по украинским объектам в Луганской области.
Сообщается, что в большинстве этих операций использовалась крылатая ракета Х-59МК2, способная эффективно уходить от радаров. Этот класс ракет был разработан в качестве основного вооружения истребителя класса «воздух-земля» и оптимизирован для нейтрализации небольших защищенных целей на дальностях, близких к 300 км».
Что все это, скорее всего, означает? Что нынче каждый Су-57 нам как воздух необходим в зоне боевых действий. Прежде всего — для гарантированного подавления системы ПВО противника. Потому что рубежи пуска их специально разработанных для этого типа истребителей малозаметных и высокоточных крылатых ракет Х-59МК2 гарантированно не требуют от российских летчиков и близко приближаться к зонам поражения всяких там вражеских MIM-104 «Пэтриот», IRIS-T и прочих ЗРК. Поставки которых Киеву НАТО особенно активно проводит именно сейчас.
Что касается поражающих характеристик Х-59МК2, то ее боеголовка с достаточно внушительным весом в 320 кг может быть изготовлена и в кассетном варианте. Что позволит Су-57 поражать цели на очень большой площади. Скажем, одним ударом — все стартовые позиции и боевые машины целой батареи ПВО. Эти сведения тоже от Military Watch Magazine.
«Ракета достаточно компактна, чтобы поместиться во внутренних отсеках вооружения самолета. Что позволяет Су-57 сохранять уменьшенную радиолокационную эффективность. Известно, что ни один другой класс истребителей 5-го поколения не способен нести внутри себя ракеты аналогичного класса», — с явной завистью подчеркивают американские эксперты.
В общем, Су-57 это настолько дорогостоящее и совершенное оружие, что беречь его, несомненно, следует как зеницу ока. А что же мы?
А мы, как это часто бывает, рассчитываем, видимо, на знаменитый русский «авось». Потому что ни для единого Су-57, каждый из которых обходится стране как строительство крупного современного завода, в 929-м ГЛИЦ, как уже сказано, не удосужились даже хотя бы начать строительство надежного укрытия. Которое бы уберегало боевую машину если не от прямого попадания фугасной авиабомбы, то хотя бы от осколков.
На что надеялись? На то, что до линии боевого соприкосновения примерно шесть сотен километров? Так враг уже не раз доказывал, что для его БПЛА пролететь такое расстояние — раз плюнуть.
На могущество нашего действительно местами могучего ПВО? Но и оно не в силах неодолимой стеной прикрыть всю территорию огромной страны и над глубоким российским тылом вынужденно носит лишь очаговый характер.
К слову, совсем недавно пресса писала о том, что нашей авиации на земле, простите за тавтологию, как воздух нужны наземные укрытия. В ней, правда, речь шла не об атаках БПЛА, а об ударах ракетами. В этот раз, к счастью, ракет не было…
Уже упомянутый сайт Fighterbomber написал по этому поводу: «За цену только одного этого Су-57 укрытия от БПЛА можно было построить всем самолётам оперативно-тактической авиации страны. Разумеется если по пути деньги не воровать (в тексте непечатное слово — Ред.) и не раздавать „откаты“».
Новому министру обороны по любому предстоит сделать «разбор полетов». И чем быстрее, тем лучше.