Масштабные боевые действия в Курской области, которые начались после открытого вторжения в нее ВСУ, продолжаются уже больше двух недель, и по истечении этого срока можно сделать определенные промежуточные выводы и прогнозы относительно дальнейшего развития ситуации.
Уже с первых дней вторжения было понятно, что происходящее не просто обычный рейд противника в духе — вошли в населенный пункт, поснимали видео и уехали — нет, в этот раз, вопреки предположениям некоторых экспертов и блогеров, речь шла именно о полноценном вторжении, с целью захватить территорию и удерживать ее длительное время.
Можно много критиковать западные СМИ, однако, на взгляд автора, сложно возразить вот этим словам журналистов The Wall Street Journal:
«Украинское вторжение, ставшее первым крупным иностранным военным вторжением на территорию России со времен Второй мировой войны, похоже, застало Москву врасплох… Украинская атака на Курскую область поднимает вопрос о том, где на самом деле проходят красные линии».
Другой вопрос — каковы цели вторжения ВСУ?
Захват Курской АЭС в городе Курчатове? Захват ГИС «Суджа»? Первую цель противник уже провалил, что касается второй, то пока ГИС «Суджа» действительно находится под контролем ВСУ. Но что это ему дает? Каковы среднесрочные цели противника и как ситуация в Курской области может развиваться в ближайшее время?
Предварительные итоги
Очевидно, что цели, которые преследуют ВСУ, сугубо тактические, а не стратегические, и по истечении двух недель боев, можно сделать следующие предварительные итоги.
Во-первых, часть Курской области противник планирует удерживать долго. Как минимум до ноября этого года, когда в США пройдут выборы, а возможно, и дольше.
Во-вторых, по версии украинского руководства, одной из главных целей вторжения является усиление переговорных позиций. Теоретически можно допустить такую возможность, однако не исключено, что целью является вообще срыв переговорного процесса.
В-третьих, после поражений на Донбассе и продолжающегося «ползучего наступления» ВС РФ в ДНР, ВСУ хотят продемонстрировать Западу, что они еще что-то могут, дабы не потерять поддержку.
В-четвертых, с медийной точки зрения вторжение в Курскую область должно продемонстрировать Западу, что у Москвы нет никаких красных линий, чтобы западные союзники позволили Украине наносить удары вглубь территории РФ всеми видами дальнобойного оружия без ограничений.
Об этом, в частности, писала американская частная разведывательно-аналитическая компания Stratfor:
«Если Россия не продемонстрирует готовность к крупной эскалации из-за ситуации в Курске, включая ядерное возмездие, это, вероятно, поможет оправдать большую военную поддержку Украины со стороны Запада и ослабить ограничения на эту поддержку».
Кроме того, следует отметить, что Украина пытается добиться того, чтобы ВС РФ начали перебрасывать резервы с основного направления (Донбасс), что приведет к тому, что фронт, и без того двигающийся крайне медленно, станет окончательно.
Есть и более экзотические версии происходящего: в частности, некоторые пишут о том, что вторжение ВСУ в Курск является подготовкой к завершению пятилетнего контракта с «Газпромом» и переговорам с ним (31 декабря транзитный контракт между Украиной и «Газпромом» заканчивается).
Дело в том, что маршрут через Суджу — единственный оставшийся из пяти газопроводов, соединяющий Россию и Европу, и на данный момент, несмотря на захват газоизмерительной станции «Суджа» Украиной, газ через нее продолжают прокачивать. Поставляемый через ГИС «Суджа» газ идет в первую очередь в Венгрию и Словакию, страны, которые придерживаются нейтралитета и не поддерживают общеевропейский русофобский тренд.
Сколько могут продолжаться бои в Курской области?
Насколько быстро ВС РФ смогут выбить украинские войска из Курской области?
Судя по всему, бои в Курской области будут продолжаться еще долго, с чем согласны и некоторые военные эксперты и военкоры. Например, Александр Любимов, возглавляющий Координационный центр помощи Новороссии (КЦПН), недавно отметил, что противник планирует оккупировать Курскую область длительное время.
«С высокой вероятностью захваченный противником кусок территории будет оккупирован долгое время. До решительного изменения ситуации на фронте в нашу пользу. По сути, до конца войны. Следовательно, под оккупацией надолго окажется значимое количество населенных пунктов и русских людей. Нынешняя война имеет позиционный характер. Следовательно, после удара ВСУ по пустому пространству, там точно так же выстроится позиционный фронт. С каким-то куском русской территории у противника. По военным соображениям, перебрасывать огромные резервы под Курск нашему командованию невыгодно. Куда перспективнее добиваться решительных успехов в других местах. Там, откуда под Курск уехали резервы противника», — отметил Любимов.
С этим мнением солидарны и американские аналитики. В частности, Stratfor пишет:
«ВСУ, вероятно, будут удерживать территорию под Курском до 2025 года, а Россия не будет перебрасывать много сил с других фронтов для реагирования на вторжение под Курск. Москва вряд ли пойдет на мирные переговоры, пока Украина оккупирует территорию Курской области, в то время как у Украины вряд ли будут силы, чтобы удерживать территорию до второй половины 2025 года, когда гипотетические мирные переговоры могут стать более вероятными. Между тем Москва все еще рассматривает свои варианты ответных действий. В ближайшей перспективе ответные действия, вероятно, будут включать в себя усиление массированных воздушных атак на украинские города и инфраструктуру, а в долгосрочной перспективе Москва может провести аналогичные вторжения на украинскую территорию по всей длине ее международной границы».
То есть по версии Stratfor вероятные мирные переговоры отодвигаются на 2025 год. О том, что никаких переговоров не может быть, пока Украина оккупирует часть Курской области, говорил как президент РФ Владимир Путин, так и российские дипломаты, в частности Сергей Лавров.
Тем не менее, по мнению автора, мирные переговоры в конце года еще возможны, в случае благоприятного стечения нескольких обстоятельств:
а) на выборах победит Трамп и будет заинтересован в реальных мирных переговорах, хотя бы на условиях статус-кво;
б) Россия выбьет ВСУ из Курской области до выборов в США, поскольку в нынешних обстоятельствах статус-кво Россию не устраивает — Украина, контролирующая часть Курской области, наверняка потребует «обмен территориями», что является неприемлемым.
Пока ни первое, ни второе не представляется очевидным, поэтому и сделать точный прогноз не представляется возможным.
Как повлияют бои в Курской области на конфликт в целом?
Если говорить о влиянии вторжения Украины в Курскую область, то на военную ситуацию оно не окажет существенного влияния: курское направление никогда не было основным и не считается таковым и сейчас, именно поэтому какой-то масштабной переброски войск ВС РФ под Курск, в ущерб другим важным направлениям, мы не увидим.
Не похоже, что у Украины есть какая-то долгосрочная стратегия — данное направление для ВСУ бесперспективно, авантюра преследует сугубо тактические цели, ограниченные во времени. Цели сугубо политические. И за эти цели политическое руководство Украины, похоже, готово жертвовать тысячами жизней и всеми своими резервами.
Что касается ситуации политической — то здесь обстановка несколько иная, и влияние событий под Курском может быть более значимым.
Во-первых, в случае если Россия жестко не ответит на данное вторжение, это может послужить сигналом Западу, что никаких красных линий не существует в принципе, а поэтому Киеву могут начать передавать все типы вооружения (включая «Томагавки» и авиабомбы большой дальности) и дать официальное разрешение использовать их против России.
Чем может ответить Россия?
Совсем не обязательно ядерным ударом, к чему призывают некоторые горячие головы. Можно, например, уничтожить все правительственные здания в Киеве и объявить охоту за политическим руководством Украины, поставив ультиматум — либо ВСУ уходят из Курской области, либо вас всех уничтожат.
Во-вторых, вторжение ВСУ в Курской области отодвигает возможные мирные переговоры и, следовательно, завершение всего военного конфликта, поскольку, по мнению автора, этот конфликт завершится именно мирными переговорами.
Почему? А потому что стороны так и не нашли выхода из позиционного тупика, фронты на некоторых участках не двигаются, а на некоторых двигаются крайне медленно.
По мнению военкора Александра Коца, в этом году завершения конфликта мы, скорее всего, не увидим.
«Проблема с вторжением ВСУ на территорию Курской области не решится сиюминутно, и до окончания всего военного конфликта тем более ещё очень далеко… Он не завершится в 2024 году, абсолютно точно, только если вдруг какое-то внезапное потрясение и переговоры. Но я не могу себе представить уровень этого потрясения. А то, что сейчас мы видим на поле боя, не говорит о том, что есть хоть малейшая перспектива закончить боевые действия в этом году… У нас сентябрь на носу, пойдут дожди, начнётся распутица, мы все завязнем в Курской области, как мне кажется, уже до весны точно», — считает Коц.
Переговоры, о которых упомянул Коц, как уже отмечалось выше, возможны только при сумме двух обстоятельств: если этого захочет новая администрация США и если Россия выбьет ВСУ из Курской области и даст на эти действия ВСУ решительный ответ, который заставит Запад задуматься.