© Flickr / NNSANews
«Казатомпром» сообщил о трудностях с поставкой урана западным покупателям — «из-за антироссийских санкций и конфликта на Украине».
«Нам гораздо проще продавать большую часть, если не всю, нашей продукции нашим азиатским партнёрам — я бы не стал называть конкретную страну… Они могут «съесть» почти всю нашу продукцию или наших партнёров на севере», — заявил директор компании Меиржан Юсупов. Подчеркнув, что единственная причина, останавливающая Казахстан от такого шага, — нежелание класть все яйца в одну корзину.
В 2023 году «Казатомпром» направил 49% своего производства урана в Азию, 32% — в Европу и 19% — в США. Раньше поставки на Запад шли через Санкт-Петербург, но теперь они затруднены из-за санкций против нашей страны. Альтернативой является доставка через Каспийское море, Азербайджан, Грузию и Чёрное море. Этот маршрут теоретически возможен, но значительно дороже в плане издержек.
Новость о трудностях «Казатомпрома» была опубликована позавчера в Financial Times, а вчера Владимир Путин предложил правительству РФ «подумать» над ограничением экспорта ряда материалов.
«Уран, титан, никель. Себе во вред только ничего не нужно делать. Но в целом, если это нам вредить не будет, то можно было бы подумать над определёнными ограничениями поставок на внешний рынок — не только тех товаров, которые я назвал, но и некоторых других. Не буду говорить о причинах, но думаю, все понимают, каково значение российского сырья по тем позициям, которые я назвал», — сообщил президент.
Намёк прозрачный. Казалось бы, зависимость США от российского урана несколько преувеличена. Импорт обогащённого урана из РФ в Штаты в 2023 году составил всего $1,19 млрд — против $830 млн в 2022 году. При этом в натуральном выражении было импортировано 701,8 тонны. Но в сочетании с трудностями Казахстана и другими факторами ситуация в корне меняется.
Так уж совпало, что мировое производство урана — это Казахстан, Намибия (дружит с Китаем, а на днях там открылся образовательный центр Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета), Канада, Австралия, Узбекистан, Россия и Нигер (вместе с соседями предпочитающий торговать с нами, а не с Западом). Как известно, недавно завершился визит Путина в Монголию, где потенциальные запасы урана тоже могут оказаться стратегическими.
При этом Казахстан производит 43% мирового объёма урана. А «Росатом» владеет долей в 5 из 14 месторождений «Казатомпрома», получая 20% от добытого объёма. Таким образом, прямо или косвенно, Россия имеет контроль над значительной долей урана, добываемого в мире.
Проблема США — не в том, что они будут получать уран дороже, а в том, что Китай продолжит получать его больше и дешевле. Перерабатывать урановую руду нужно в больших количествах. Конечно, никто не запретит Вашингтону покупать уран у Нигера или Казахстана. По соответствующей выросшей рыночной цене. Но вот Китай, главный конкурент США, продолжит получать ресурсы напрямую — увеличивая энергетический отрыв.