© AFP
ВС РФ с самого начала конфликта имеют очень значительное превосходство над ВСУ в крылатых и баллистических ракетах различной дальности наземного, авиационного и морского базирования. Хоть как-то компенсировать столь проигрышное положение Киев пытается за счет западных ракет аналогичного назначения. Своих у Украины нет и не предвидится, зато у НАТО их довольно много.
В начале 80-х на вооружение ВС США поступили крылатые ракеты большой дальности (КРБД) с системой наведения TERCOM (по заранее заложенным цифровым картам местности), которая в поздних модификациях дополнена коррекцией по сигналам GPS.
В 1982 г. ВВС США получили КР AGM-86 ALCM, ее единственными носителями стали стратегические бомбардировщики В-52G/Н. Ракета имела дальность полета 2400 км в ядерном варианте, 1200 км в обычном снаряжении. КР морского базирования BGM-109 «Томагавк» имеет аналогичные дальность полета и систему наведения. КРМБ «Томагавк» запускаются с ПЛА, крейсеров и эсминцев. В ходе различных военных кампаний израсходовано не менее 2300 «Томагавков». В данный момент ВМС США могут иметь до 6 тыс. BGM-109 различных модификаций.
Украина заведомо не получит ни ПЛА, ни крейсеры, ни эсминцы, ни В-52, поэтому применять «Томагавки» ей не с чего. Впрочем, в США сейчас активно обсуждается возможность воссоздания наземного варианта «Томагавков», запускаемых со специальных ПУ или с переделанных для наземного применения морских УВП Mk41. Таковые стали бы для Украины подходящим оружием для ударов по России, но пока их нет даже у самих США.
При этом надо заметить, что в СССР ЗРС С-300П изначально создавалась для борьбы, в частности, с крылатыми ракетами, даже ее первые модификации С-300ПТ/ПС могут уверенно поражать «Томагавки».
КРВБ AGM-158 JASSM (наведение по GPS, а на конечном участке — инфракрасная ГСН, масса БЧ — 450 кг, дальность полета от 370 км в первоначальном варианте до 1000 км в модификации AGM-158 В JASSM-ER) поступила на вооружение в начале ХХI века. До сих пор ракета применялась исключительно с самолетов американского производства. При этом в 2024 г. в США начали обсуждать возможность поставки этих ракет Украине. По-видимому, речь идет о первоначальном варианте АGM-158А JASSM для применения с F-16.
Единственной американской нестратегической баллистической ракетой наземного базирования пока остается MGM-140 АТАСМS, принятая на вооружение в начале 90-х. Несет кассетную БЧ на дальность 150−300 км, наведение ракеты корректируется по GPS. ПУ для этой ракеты являются РСЗО М270 MLRS (1 или 2 ATACMS на ПУ) или М142 HIMARS (1 ATACMS на ПУ). Неизвестное количество ракет (видимо, несколько десятков) было поставлено Украине. Определить реальную эффективность этих боеприпасов крайне сложно. По меньшей мере, часть их была сбита нашими наземными средствами ПВО.
В 1990-е была разработана англо-французская КРВБ «Сторм Шэдоу» (во Франции — «Скальп») с дальностью полета до 550 км с 450-кг БЧ. В ракете используются системы TERCOM и GPS, а на конечном участке — еще и инфракрасное наведение. Ракета была рассчитана на применение с французских самолетов «Мираж-2000» и «Рафаль», европейских «Торнадо» и «Тайфун», шведских «Грипен». В 1994—2001 гг. было произведено до 1000 ракет для ВВС Великобритании, до 500 для ВВС Франции, до 200 для ВВС Италии. Минимум несколько десятков ракет из наличия этих ВВС были переданы Украине и адаптированы к бомбардировщикам Су-24. Как и в случае с АТАСМS, общая эффективность ракет данного типа неясна, значительная их часть была сбита российской наземной ПВО.
Шведско-немецкая КРВБ «Таурус» KEPD-350 использует системы наведения TERCOM и GPS. Дальность полета составляет не менее 500 км, масса БЧ около 500 кг. Ракета может применяться почти со всех тактических самолетов американского и европейского (но не французского) производства. Для ВВС Германии было произведено 600 ракет, более 200 — на экспорт. Выпуск «Таурусов» прекращен в 2005 г.
Украина применяла в ходе боевых действий ракеты АТАСМS и «Сторм Шэдоу»/»Скальп». Именно эти ракеты, как и носители АТАСМS М270 и М142 в варианте РСЗО оказались наиболее эффективным из западного оружия, переданного Украине. Однако никаким «вундерваффе», радикально меняющим ход боевых действий, эти изделия, разумеется, не стали. Российская сторона достаточно быстро адаптировалась к их использованию противником.
«Томагавков» в наземном варианте еще нет даже у самих США, передача Украине JASSM-ER пока не произошла. Все остальные описанные выше западные ракеты имеют дальность полета не более 500 км.
Для России ее огромные размеры являются неким дополнительным «средством ПВО». В потенциальной зоне поражения западных ракет оказывается лишь несколько регионов, граничащих с Украиной. Ситуация для ВСУ усугубляется еще и тем, что, если их самолеты-носители западных ракет подойдут слишком близко к линии фронта, они с очень высокой вероятностью будут сбиты либо российскими ЗРК, либо истребителями. Соответственно, пуски ракет производятся из глубины украинской территории, но это «съедает» не менее 100 км дальности ракеты (именно столько ей приходится лететь над Украиной), т.е. дальность полета над Россией сокращается до 400 км в лучшем случае, что еще более уменьшает потенциальную зону поражения и количество целей. Особенно это касается южных направлений, где линия фронта отодвинута российскими войсками на север. ПУ ракет АТАСМS (М270 и М142) могут подходить к линии фронта несколько ближе, чем украинские самолеты, но дальность этих ракет не превышает 300 км, т.е. зона их поражения на российской территории еще меньше, чем для авиационных ракет.
Кроме того, имеет место проблема количества как самих боеприпасов, так и их носителей. Особенно это касается авиационных ракет.
От СССР Украина получила 245 Су-24, но сейчас боеспособно менее 40 таких машин, их число продолжает уменьшаться, брать новые негде. Американских F-16 и французских «Мираж-2000−5F» Украина получит суммарно 20−30 единиц. Ракеты «Сторм Шэдоу» и «Скальп» не производятся. Они поставляются из наличия ВВС Великобритании, Франции и Италии. Количество заведомо ограничено. При этом часть ракет уничтожается российской ПВО в воздухе или ракетными ударами ВКС РФ на земле.
Кроме того, украинская сторона, которой дорогостоящие западные ракеты достаются бесплатно, часто расходует их крайне неэффективно. В первую очередь речь идет об ударах по гражданским объектам. Цель Украины в данном случае — запугивание мирного населения. В реальности эффект получается обратным — российское население лишь еще больше озлобляется против киевского режима и Запада. А с военной точки зрения такие удары совершенно бесполезны.
В силу описанных обстоятельств (ограниченное количество ракет, ПУ и носителей, недостаточная дальность) применение по российской территории не только не внесет перелома в ход боевых действий, но даже сколько-нибудь серьезно на него не повлияет. К тому же военные объекты РФ будут либо отведены за пределы зоны поражения западных ракет, либо хорошо прикрыты средствами ПВО.
В связи с этим Украина может начать целенаправленно применять ракеты по российским городам в приграничной зоне с целью вызвать максимальное недовольство российского населения властью. Такая цель может быть действительно достигнута. Но, вопреки желанию Киева, население России потребует от власти не прекращения войны, а гораздо более решительного ее ведения с целью полного разгрома противника. При этом Россия будет вынуждена создать буферную зону шириной не менее 100 км вдоль всей границы с Украиной.