Время районировать «Орешник» на Чукотке - это отрезвит всяких «томагавочников»

 

Пресс-служба Минобороны РФ / ТАСС

Весь мир оживленно гадает: что случится теперь, после почти уже предрешенного, судя по всему, решения Вашингтона передать Киеву некоторое количество стратегических, по сути, крылатых ракет «Томагавк»? Способных с территории Украины добивать, скажем, до Урала. Или с легкостью поражать наши атомные подводные ракетные крейсеры прямо у причалов их собственных баз на Кольском полуострове.

Ясно, что ответ России обязан последовать. Но каков он будет? Все сведется к новому рисованию Кремлем всем надоевших символических «красных линий» для Запада? Над фактическим многолетним военно-политическим бессилием которых давно смеется весь остальной мир. Или последуют реальные ответные меры военного характера, которые заставят противника сначала всерьез призадуматься? А затем и остановиться.

Своими достаточно решительными размышлениями по этому поводу поделился генерал Андрей Гурулев. В прошлом сначала командующий 58-й армией, затем — замкомандующего войсками Южного военного округа. Потом — депутат Госдумы, член Комитета по обороне.

Важный, считаю, в данном контексте нюанс: в феврале 2025 года генерал-депутат внезапно был выведен из состава «оборонного» Комитета и отправлен в почти бесконечно далекий от военных проблем Комитет по региональной политике и местному самоуправлению все той же ГД.

Вероятно — за излишний, как показалось властям, радикализм в суждениях в адрес высшего командования ВС РФ времен Сергея Шойгу. И публичного конфликта этого экс-министра обороны с руководством ЧВК «Вагнер» в ходе специальной военной операции на Украине.

Однако вернемся к американским «Томагавкам», которые Трамп грозится вот-вот сделать украинскими. Гурулев настаивает: формула российского ответа должна быть простой и безжалостной, как русский штык.

«Меньше слов — больше реальных мер. Которые заставляют противника считать потери ещё на стадии планирования. „Красные линии“ на словах — повод для насмешек. Пора задавать ритм самим. И только прямая угроза территории США заставит Трампа конструктивно вести с нами диалог», — убежден генерал Гурулев.

Среди ответных мер Москвы, которые он предлагает — скорейшее и демонстративное размещение наших отлично зарекомендовавших себя в боевых действиях на Украине ударных ракетных комплексов «Орешник» на Чукотке.

От береговой кромки которой в Беринговом проливе до Аляски на территории Соединенных Штатов всего-то ничтожные для подобного рода оружия 86 километров.

Скажем сразу — это был бы действительно наш очень сильный ход. Тем более, что ракеты «Орешника» способны стартовать как в обычном, так и в ядерном снаряжении. В каком именно? Никто и никогда из непосвященных не узнает, пока эти штуковины не воткнутся в назначенные Москвой цели.

Как, впрочем, и «Томагавки», если рассуждать с позиций наших врагов. Что ставит и Россию, и Соединенные Штаты примерно в равное положение относительно такого рода опасностей. Что в свете приближающегося решения Трампа и требуется заранее продемонстрировать американцам.

Как станет выглядеть для Соединенных Штатов военно-политическая обстановка на берегах Берингова пролива при таком обороте дела?

«Если посмотреть не на карту, а на глобус, мы увидим, что от так называемого Анадырского позиционного района, где в советское время размещались советские комплексы «Пионер-1» и «Пионер-2», ракетами средней дальности, какими является «Орешник», можно накрыть все западное побережье США.

От заводов «Боинга» в Сиэтле до Сан-Диего на границе с Мексикой», — так в марте 2025 года рассуждал гендиректор Института инструментов политического анализа Александр Шпунт.

К этому можно добавить: даже не на предельной дальности (которая официально пока нигде и никем в России не объявлена, но, как считают на Западе, составляет 5,5 тысячи километров) в зоне поражения этого комплекса с Чукотки могут оказаться такие крупные города США как Лос-Анджелес (население с пригородами порядка 17 миллионов человек), Сан-Франциско (свыше 880 тысяч человек), Сан-Хосе (945 тысяч человек) и другие. Разве это не крупный козырь Москвы на столе глобального военно-политического торга?

В техническом отношении передислоцировать мобильные пусковые установки «Орешников» на колесных базах на Чукотку не столь уж и сложно. Поскольку ровно то же самое Советский Союз уже проделывал с теми баллистическими ракетами средней дальности, которыми располагал к началу 80-х годов прошлого века.

И мы, и американцы в ту пору, почти как сейчас, активно строили в Европе ракетно-ядерные частоколы. Они — из «Першинг-2», СССР — из РСД «Пионер», прозванных на Западе SS-20.

Народы худо спали и по ту, и по другую стороны границы: лёту тем ракетам к любой из европейских столиц были считанные минуты.

Никакая ПВО, никакая ПРО среагировать были не в состоянии. В некоторой безопасности ощущали себя только американцы, добраться до которых нашим ракетам средней дальности мешал океан.

Говорят, это была инициатива тогдашнего министра обороны Советского Союза маршала Дмитрия Устинова: поставить под прицелы «Пионеров» не только Западную Европу, но и саму территорию Соединенных Штатов.

Тогда подлетное время наших ракет средней дальности с ядерными боеголовками к их городам становилось примерно таким же, как с германской земли к Москве и Ленинграду. Для этого советские ракеты в Москве решили поставить на Чукотку.

Подвижные грунтовые комплексы «Пионер» прибыли на Чукотку и встали в прочнейшие подземные укрытия, заранее вырытые в вечной мерзлоте метростроевцами. Естественно, с Чукотки они были способны дотянуться не до всех американцев — только до тех, кому не повезло жить на Аляске и в некоторых территориально близких к ней штатах.

В зону поражения наших ракет (до 5 тысяч километров, почти как у нынешнего «Орешника») входили американские радиолокационный пост Клир системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) «Бимьюс» на Аляске, РЛС СПРН «Кобра Дейн» на острове Шемия, РЛС СПРН «Паркс» в штате Северная Дакота, а также база атомных ракетных подводных лодок ВМС США Бангор близ Сиэтла.

Кроме стартовых позиций советских ракетчиков на берегах Чукотского моря активно использовался и аэродром Анадырь, имевший стратегическое значение.

На него садились реактивные ракетоносцы, отправлявшиеся на воздушное патрулирование границ США. Для них же близ аэродрома еще в 1958 году соорудили гигантское подземное хранилище ядерных боеприпасов, названное «Портал» или «Объект-С».

А чтобы все это обширнейшее наше военное хозяйство было в безопасности, с материка в оборону Анадыря передислоцировали полнокровную 99-ю мотострелковую дивизию.

Мера, кстати говоря, вовсе не излишняя. Поскольку на противоположном берегу Берингова пролива у американцев стояла (и продолжает стоять пор сей день!) очень внушительная силища. Прежде всего, — база военно-воздушных сил «Эльмендорф» под Анкориджем, на которой дислоцированы не только самолеты, но и командование 11-й воздушной армии ВВС США и Аляскинской зоны НОРАД.

По соседству, в «Форт Ричардсон», во времена СССР стояла и 4-я бригадная тактическая группа американской 25-й пехотной дивизии.

Однако с нашей стороны пролива ветры предательской горбачевской «перестройки» сдули почти все — «Пионеры», аэродром Анадырь, сверхсекретный «Портал» и саму 99-ю мотострелковую дивизию.

Последнюю расформировали в 1996 году. И теперь полярные ветры свищут в брошенных казармах, парках боевой техники, клубах, столовых и домах офицерского состава под Анадырем, в бухте Провидения и на мысе Шмидта.

Чуть получше в последнее десятилетие ситуация у нас с главным аэродромом на Чукотке. Военные вернулись туда в 2014 году. Анадырь — снова аэродром подскока для стратегических ракетоносцев Ту-95МС и Ту-160, регулярно наведывающихся сюда в последнее время из приволжского Энгельса.

С декабря 2019 года там же началось постоянное дежурство звена истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ. На Чукотке посменно работают самолеты и экипажи с Камчатки из состава 317-го смешанного авиаполка Тихоокеанского флота.

В остальном все на Чукотке пока безрадостно.

А вот у американцев на Аляске происходит ровно противоположное.

5 мая 2022 года на слушаниях в Комитете по вооруженным силам Сената США тогдашний министр армии Кристин Вормут объявила, что всего через год, в 2023-му, в «Форт Ричардсон» будет стоять уже не 4-я бригадная тактическая группа, а полноценная 11-я воздушно-десантная дивизия.

Для чего к имевшемуся в «Эльмендорф-Ричардсон» гарнизону Пентагон решил добавить еще одну бригаду (1-ю Arctic Wolves, дислоцированную в Форт-Уэйнрайт, Фэрбенкс).

Все это давно американцами на Аляске осуществлено. Для 11-й воздушно-десантной еще два года назад дополнительно созданы дивизионные органы (бригада) тылового обеспечения, артиллерия дивизии и группа армейской авиации. И дивизия в глубочайших снегах и в условиях вечной мерзлоты давно к чему-то готовится в полную силу.

К чему же? И для чего вообще американцами дивизия десантников-парашютистов в Арктике? Ведь нигде в мире ведение оборонительных действий для такого рода соединений не является главным видом боевой деятельности. Их стихия — стремительные удары и захваты плацдармов.

Скорее всего, появление воздушно-десантной дивизии на Аляске для США стало превентивной мерой Вашингтона.

Там, конечно, не могли не обратить внимания на обещание Шойгу на коллегии Министерства обороны РФ в 2016 году начать формирование на Чукотке новой российской дивизии береговой обороны. Американцы не стали ждать у Тихого океана погоды. И заранее создали на Аляске свой противовес.

А что же та обещанная Шойгу наша дивизия? А нет ее на Чукотке! Почти десятилетие прошло — шаром покати! Ни мотострелкового полка, ни даже батальона.

Что же случилось? Наверняка на планы наших военных сильно повлияли боевые события на Украине. Которые просто сожрали (и продолжают энергично жрать!) все необходимые на строительство новых заполярных гарнизонов деньги.

Но еще хуже, если дело не только в этом. Если из Вашингтона на Москву непублично грозно прикрикнули по дипломатическим каналам — и как раз результатом этого окрика стало срочное сворачивание наших планов усиления обороны Чукотки.

Может ли то же самое произойти и с гипотетическими намерениями в новых реалиях неотложно перебросить на тот же полуостров ракетный комплекс «Орешник»?

Новые окрики из-за океана, безусловно, будут, если события станут развиваться в русле, только что предложенном генералом Гурулевым. Вот только окажется ли Москва столь же податливой к просьбам, рекомендациям и даже угрозам Вашингтона?

Ведь когда спиной ощущаешь шершавый бетон монолитной стенки, к которой тебя все сильней прижимает враг, вскипающий в мозгах адреналин часто подсказывает совершенно неожиданные выходы из все более и более угрожающей ситуации.

Сергей Ищенко


Предыдущий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.