Трамп пытается загнать Путина в угол: Белый дом шантажирует Кремль

© AP Photo / LM Otero

Мы живем в эпоху постоянного дежавю. События вроде бы развиваются, но потом неизменно возвращаются в стартовую позицию. Июль 2025 года, Трамп выкатывает Путину «самый-самый последний ультиматум», угрожая в случае отказа Кремля сдать свои позиции утопить российскую экономику в океане чудовищно болезненных санкций. Не прокатило. И теперь «никогда такого не было и вот опять»: Трамп выдвигает ВВП новый ультиматум, угрожая на этот раз поставить Украине ставшие в последнее время притчей во языцех ракеты «Томагавк».

И снова все как летом: стартовые переговорные позиции двух президента являют собой блестящий образчик абсолютной взаимной несовместимости. Путин в конце прошлой недели в Душанбе. Вопрос: «В Киеве Зеленский угрожает бить по России «Томагавками», чуть ли не по Кремлю. И говорят даже о том, что это такая некая форма понтажа… шантажа России». Ответ главы РФ: «Вы не оговорились – и понтажа тоже. Понт здесь присутствует». Но Трамп, видимо, не в курсе того, что Путин считает, что он блефует. Или — если в курсе — все равно продолжает гнуть свою линию: «Возможно, я скажу: послушай, если эту войну не удастся урегулировать я им отправлю им ракеты «Томагавк».

Иными словами, нашла коса на камень. И, если вдуматься, то ситуацию отбросило — или может отбросить — даже не в минувшее лето, а в осень прошлого года, когда в преддверии американских президентских выборов Владимир Путин выступал с предельно громкими и жесткими заявлениями. 21 ноября 2024 года, экстренное заявление президента РФ: «Продолжая курс на эскалацию спровоцированного Западом конфликта на Украине, США и их союзники по НАТО ранее заявили о том, что дают разрешение на применение своих систем дальнобойного высокоточного оружия по территории Российской Федерации. Экспертам хорошо известно, и российская сторона это неоднократно подчёркивала, что использовать подобное оружие без прямого участия военных специалистов стран – производителей такого оружия невозможно… Подчеркну ещё раз, что не Россия, а именно США разрушили систему международной безопасности и, продолжая бороться, цепляться за свою гегемонию, толкают весь мир к глобальному конфликту».

Сегодня хозяин Кремля не высказывается в подобной стилистике. Но, если ориентироваться на внешние признаки ситуации, а также на высказывания заместителя ВВП в Совете безопасности Дмитрия Медведева, все очень похоже. Америка готовится снабдить режим Зеленского дальнобойным оружием, использовать которое самостоятельно — без прямого участия спецов из США — Киев не сможет. Говоря о потенциально возможных ответах Кремля на подобное положение дел, ВВП в ноябре прошлого года обещал следующее: «Мы считаем себя вправе применять наше оружие против военных объектов тех стран, которые позволяют применять своё оружие против наших объектов, а в случае эскалации агрессивных действий будем отвечать так же решительно и зеркально».

Сохраняют ли эти обещания свою актуальность? На излете 2024 года в американском Белом доме заседал Джо Байден, который в глазах Кремля являлся полностью недоговороспособным политиком. На излете 2025 года «ответственным арендатором» этого же здания является Дональд Трамп — политик, который, по мнению официальной Москвы, очень даже договороспособен. Отсюда и подчеркнутая внешняя мягкость риторики ВВП. Снова возвращаюсь к заявлениям Путина в Душанбе. Вопрос: «Американцы говорят, что передадут они «томагавки» или нет, всё зависит от переговорной позиции России по Украине. И если наша переговорная позиция их не устроит, то они передадут. Наш ответ на это готов?» Ответ: «Наш ответ – это усиление системы ПВО Российской Федерации».

Согласитесь, разница не просто значительная, а очень значительная. В одном случае речь идет о резком повышении уровня эскалации, в другом — о чисто оборонительных мерах. Но это не повод сбрасывать возможность эскалации со счета. Такая возможность существует, если Путин и Трамп и дальше продолжат по направлению к друг другу встречными курсами в надежде на то, что «партнер» отвернет первым. И говорить здесь правильно не только о «Томагавках», но и других менее распиаренных, однако не менее потенциально опасных для России видах американского оружия. А еще говорить следует о том, что по состоянию на сегодняшний день Трамп ведет себя не как «нейтральный посредник», нацеленный на свое дистанцирование от украинского конфликта, а как политический клон Джо Байдена.

Отличие Байдена от своего политического клона состоит в том, что предыдущий американский президент был очень последователен в своих действиях. От него нельзя было ожидать характерных для Трампа резких смен курса. Но то, что нынешний хозяин Белого дома часто менял свою позицию в прошлом, не является гарантией того, что он обязательно сделает это и сейчас. Мы живем не в прошлом, а в настоящем, в котором возможно абсолютно все, даже исчезновение из нашей жизни такого явления, как геополитическое дежавю. Не могу, правда, сказать, плохо это будет или хорошо. Узнаем по ходу пьесы.

Михаил Ростовский, mk.ru


Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.