Киссинджер и Путин строят мультивалютный мир
Встреча Владимира Путина и Генри Киссинджера. Фото: Sergey Subbotin/AFP
Вчера, 3 февраля, президент России Владимир Путин принял в подмосковной резиденции в Ново-Огарево бывшего государственного секретаря США Генри Киссинджера. Разговор с ветераном американской политики шел за закрытыми дверями. Его конкретные детали остались скрыты от прессы, однако политическая линия, которую продвигает Киссинджер, важна для России. От этого зависит конфигурация будущего многополярного мира, строительством которого озабочена российская дипломатия в последние годы, пишет "Русская планета".
Бывший госсекретарь приезжает в Россию регулярно вот уже полвека. Именно он, напомним, был автором разрядки — потепления отношений между Соединенными Штатами и СССР в 1970-е годы. Тогда же дипломат удостоился Нобелевской премии мира. С Путиным Киссинджер впервые встретился более двух десятков лет назад. В тот период будущий президент России работал в мэрии Петербурга. «Все приличные люди начинали в разведке. Я тоже», — признался тогда ему американец.
С тех пор прошло более десятка официальных встреч. Что касается встреч неформальных, то они, по некоторым данным, случаются в последнее время чаще, чем раз в год. Известно, что Путин всегда очень внимательно прислушивается к оценкам Киссинджера и дорожит возможностью вести с ним дружеский диалог. Бывший госсекретарь отвечает взаимностью. Он называет общение с Путиным «неслыханной привилегией» и не скрывает, что делится своими наблюдениями с действующим руководством США. Во всяком случае, тем, что ему желают сказать и показать.
Это не удивительно: информирование своей стороны в той или иной форме входит в «обязанности» тех, кто занимается челночной дипломатией. Киссинджер не исключение. Он не зря колесит по миру, встречаясь, обмениваясь мнениями, договариваясь и согласовывая позиции по самым разным вопросам. В том числе с антагонистами — теми политическими деятелями, которые не могут или не хотят даже видеть друг друга. Громадный дипломатический опыт и авторитет делают его дипломатию эффективной.
По мере вхождения в зону турбулентности, что, кажется, не оспаривается уже никем, мир будет нуждаться в таких людях, как Киссинджер. Его особые, практически эксклюзивные возможности весьма полезны для решения вопросов, касающихся будущего планеты. При этом надо понимать, что экс-госсекретарь имеет собственное видение того, как должен быть переформатирован мир во избежание кризисов и глобальных конфликтов. И продвигает это видение с помощью всех доступных ему средств.
Известно, что Киссинджер — представитель одной из трех конкурирующих глобальных групп, влияющих на мир и пытающихся изменить его в соответствии со своим представлением о том, что такое хорошо и что такое плохо. По мнению Киссинджера, хорошо — это когда мир разделен на несколько более или менее равноценных валютных зон. И речь здесь идет не только о валюте, а обо всем: о валюте, о «завязанной» на нее экономике, а главное — о разделении труда в каждой валютной зоне. Все будет производиться внутри зоны. Товарный обмен вовне возможен, но необязателен. Уже сейчас видны возможные очертания таких зон: США и, возможно, примыкающая к ним Индия, Европа, Китай, Россия, арабский мир и т. д.
Разделение экономических интересов, отсутствие единого центра экономического доминирования на планете и создаст тот самый политически многополярный мир, о котором так часто говорит и российский президент. Только в этом случае можно снять противоречия, связанные с агрессивным доминированием англосаксов и позволить париям прогресса приобрести утерянное чувство собственного достоинства. Ожидается, что в более однородном мире, где соблюдаются интересы большинства, кризисы если и будут, то пройдут мягче, а сам мир будет более безопасным.
Альтернативу мы наблюдали на планете до недавнего времени: агрессивное доминирование США — политическое, военное, экономическое. Да, оно было завоевано американцами в долгой конкурентной борьбе, однако всему свое время. Мир больше не желает подчиняться диктату пусть даже и самого прогрессивного, мощного во всех отношениях, но единственного государства. Стремление к безальтернативному мировому господству всегда рождало оппозицию. Миротворец Киссинджер понимает, что однажды оно может закончиться для США крахом, поскольку любая монополия неэффективна. Тем более монополия с мессианским самосознанием.
У бывшего госсекретаря мощные соперники. Прежде всего сторонники упомянутого глобального доминирования США — те, кто хотел бы превратить планету в мировой концлагерь под американским протекторатом. Это они готовятся заключить соглашения о трансатлантическом и транстихоокеанском сотрудничестве, взяв в экономические клещи большую часть мира. Сияющий град на холме — США — и слабые, зависимые страны у их ног; так видится будущее сторонникам американской монополии. Один из них — известный русофоб Збигнев Бжезинский. Пресловутая ельцинская «семья» — их представители в России.
Еще одна группа, претендующая на доминирование, — международный финансовый интернационал. ВТО, МВФ и прочие подобные структуры — как раз их инструменты. Интересы глобального бизнеса — вот на что молятся его адепты. Транснациональные корпорации, подобно спрутам опутавшие планету и диктующие волю национальным правительствам, — вот их идеал. В России их представители: Силуанов, Улюкаев, Набиуллина, Греф — весь экономический блок правительства. Те, кому становится плохо от слов о многополярном мире. Прибыль ТНК превыше всего, уверены они. Такие люди в правительстве России не имеют, конечно, перспективы и однажды вынуждены будут освободить свои места.
Контактируя с Киссинджером, Путин имеет возможность продвигать идею создания многополярного мира и, видимо, делает это не первый год. Здесь нет места министрам экономического блока правительства или профессорам ВШЭ. Разве что набирающий политический вес Сергей Лавров допущен чуть ближе к беседам о стратегическом будущем России. Конкретные параметры этого будущего еще долго будут не определены. Например, пока не ясно, в какой именно валютной зоне окажется Россия — создаст свою собственную или войдет в союз с Китаем.
Но общая линия, тенденция, конечно, соответствует российским интересам. Когда вы не очень сильны, лучше, чтобы у вас не было крупного соперника на планете. После двух десятилетий слабости и упадка Россия находится именно в таком положении.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии9