ГОСУДАРСТВО И НАСЕЛЕНИЕ
В сегодняшней России наблюдаются многочисленные попытки консолидации усилий государственных структур и общества для решения общегосударственных задач. Особо отчетливо эти процессы наблюдаются в таких сферах как образование, патриотическое воспитание, ЖКХ, культура, обеспечение правопорядка и прочих вопросах. На первый взгляд необходимость в такой консолидации как бы отсутствует. Государство несет на себе определенные функции и должно, как минимум, в целях самосохранения заботиться о населяющих его людях, об их благосостоянии и здоровье. А ведь подобная философия сегодня составляет природу формирования власти через практикуемые избирательные процессы и лежит в основе действующей политической системы, а так же методов ее деятельности, пронизывает всю социальную систему общества. Что бы понять, почему мы имеем такое положение дел, давайте для начала попробуем обратиться к понятию «Государство». Однако, как выясняется, ни в науке, ни в международном праве не существует единого и общепринятого понятия государства. Таковых понятий, огромное множество, от совсем аморфных, до откровенно агрессивных.
Государство – это «особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения, выражающая волю и интересы господствующего класса или всего народа». Остановимся на этом понятии, сформулированном В.В. Лазаревым, так как оно наиболее полно отражает суть большинства остальных формулировок. Таким образом, под государством в международном праве принято понимать такой насильственный механизм, насаждающий через тот самый аппарат принуждения исполнение установленных им же правил. Но сам факт существования такого аппарата принуждения еще не свидетельство давления, как цели, государства над его гражданином. Если государство выражает волю и интересы всего народа или абсолютного его большинства, то тогда и будут выполняться основные функции государства – обеспечение комфортного проживания его граждан, решение экономических и социальных проблем. Многократно доказано, что вероятность получения нужного результата всегда находится в прямой зависимости от правильности поставленных целей и выбранных методов их достижения. Правильность определения целей, работающих на общие блага населения страны, находится в зависимости от наличия прямых контактов между государством и его населением. Именно поэтому наше государство, помимо существующих механизмов обращения граждан во властные структуры, прибегает к налаживанию совместной деятельности с общественными организациями, как прямыми представителями социума. И именно с этой целью в обиход введено понятие социально ориентированная некоммерческая организация (СОНКО). Активно создается правовая база для работы таких организаций. Разработана и действует система грантовой поддержки. Более того, таким организациям теперь доступно участие в государственных и муниципальных конкурсах по закупке целого ряда услуг в сфере социального обслуживания, культуры, спорта. И чем больше населения будет вовлечено в эту общественно полезную деятельность, тем более оперативно сможет реагировать государство на изменяющиеся тенденции в обществе. Итак, как видим, залог успеха не только в самой консолидации государства и населения, но в первую очередь в ее качественной составляющей – общественной полезности.
Так что же такое общественно-полезная деятельность? Тут опять перед нами встает понятийная проблема. Ни один российский закон понятия общественно-полезной деятельности не дает. Так что же все-таки под этой деятельностью понимать? Если уж совсем углубляться в этот вопрос, то можно согласиться с английским политиком Фрэнсисом Бэконом, который считал, что любая производительная и законопослушная деятельность является «общественно полезной». А Генри Форд, к примеру, полагал, что общественно полезная деятельность – это когда у него растет количество занятых в производстве работников, а не тогда, когда он кормит бесплатным супом бездомных. Получается, как минимум эта деятельность однозначно не должна вступать в противоречие с законом. А вот в каких областях она будет считаться общественно полезной? На этот счет есть Постановление Правительства РФ от 27.10.2016 г. №1096 «Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания». Правда перечень этот ограничен двадцатью направлениями и все они преимущественно из области социальной защиты и образования, и немного из – спорта и культуры. При этом перечень видов деятельности, установленный законом об НКО, при осуществлении которых общественная организация признается социально ориентированной несоизмеримо шире. Таким образом, деятельность не каждой СОНКО является общественно полезной. Парадокс. Правда этот парадокс начнется только с 01.01.2017 года, когда вступит в силу ст. 31.4 Федерального Закона «О некоммерческих организациях» и вышеуказанное Постановление Правительства, кстати, единственные на эту тему в нашем законодательстве имеющиеся. А пока есть возможность считать любую нашу деятельность, направленную на улучшение качества нашей жизни и не противоречащую действующему законодательству общественно полезной. Так давайте делать полезные дела, не оглядываясь на полномочия и желания всякого уровня администраций, а просто потому, что это нам нужно, как благополучателю, так и благотворителю. А там смотришь, и законодатели за общественниками подтянутся и подготовят более емкий и непротиворечивый законопроект. Хотя бы как в союзнической Белоруссии, где рассматривается проект закона «Об общественно полезной деятельности».
Материал создан в рамках проекта РОО «РУССКАЯ ОБЩИНА» «Деятельность некоммерческих организаций: пути достижения социально-значимой эффективности». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Благотворительным фондом «ПОКРОВ».
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.