Пару слов о «Викинге» и поисках величия России
Нет, фильм я не смотрел, признаюсь честно с первых строк. Да и речь собственно пойдет не о нем. Меня больше волнует дискуссия, которая разгорелась после выхода фильма в прокат, как в сети, так и на страницах ведущих СМИ. Дискуссия, которая в очередной раз расколола наше сообщество на два лагеря. Точнее на три, так как в любом споре есть равнодушные, но речь сегодня собственно пойдет не о них.
Родные моему сердцу россияне спорят о том, является ли данный фильм шедевром современного киноискусства, объективно описывающим жизнь, быт и нравы наших предков, либо это откровенный плевок в лицо каждому, кто считает себя русским и чтит свою культуру и историю. В сети появилась петиция, подписав которую граждане требуют запрета проката данного фильма. Изначально тупиковый спор. Сложно судить, хорош и историчен этот фильм, либо он полон передергиваний, искажений исторических фактов и художественного вымысла. Причина того, что данный спор ни к чему не приведет банальна. Мы не знаем своей истории, и любое суждение по поводу нашего далекого прошлого – субъективно. И это печально. Как можно судить об историчности данного фильма, если есть те, кто считает, что до крещения Русь была чуть ли не дикой степью, населенной исключительно темными людьми, без культуры и письменности, и есть те, кто считает, что крещение уничтожило нашу культуру и отбросило Русь в своем развитии на много веков в прошлое? Парадоксально, но сторонники и одной и другой теории приводят в защиту своей точки зрения весомые аргументы. Более того, обе версии имеют своих последователей, которые довольно многочисленны. И именно очередной виток противостояния сторонников данных противоположных теорий мы вынуждены наблюдать после выхода в прокат фильма «Викинг».
Удивительно, что такое неоднородное общество как российское вступило в битву вокруг истории древней Руси, при этом, не удосужившись разобраться в объективности изложения истории более поздних периодов. Я не стану говорить об эпохе Петра Великого, которую каждый второй трактует по своему, и Николая II, то ли милосердного, то ли слабохарактерного царя. Живых свидетелей тех эпох уже не осталось. Но к моему удивлению, мы не можем прийти к единому мнению и по поводу оценки более поздних периодов истории нашей страны. Ежедневно большое количество людей спорит по поводу того, кем же был Иосиф Сталин, кровавым тираном либо гениальным правителем, и какой вклад в развитие нашей страны он внес. Несмотря на то, что еще есть живые свидетели той эпохи, более-менее объективной точки зрения по данному вопросу у нас так и не сложилось. Более того, мы наблюдаем, как довольно большие массы населения начинают преподносить нам Михаила Горбачева в качестве человека, давшего России свободу, а Борис Ельцин преподносится великим реформатором, память о котором должна быть увековечена повсеместно. И этим людям плевать на то, что десятки миллионов выживших в период правления Ельцина кричат со всех трибун о том, что это не так. Они методично делают свое дело, строя Ельцин-центры, в том числе и за бюджетные деньги, деньги налогоплательщиков, и продолжают нагло переписывать тот период истории, свидетели которого ныне живы и здравствуют. Мы позволяем писать и издавать в России книги, которые нагло перевирают ход Великой Отечественной войны и выставляют СССР в качестве агрессора, захват Европы которым и предотвратил Гитлер, но при этом продолжаем ежегодно ходить на Парад Победы 9 мая, и встраиваемся с портретами наших славных предков в стройные ряды колон Бессмертного полка. И когда находится тот, кто начинает возмущаться, его тут же резко осаживают, заявляя о том, что у нас свободная страна и любая точка зрения достойна не только внимания, но и общественного обсуждения.
Печально. Пока мы спорим об историчности костюмов и амуниции в фильме «Викинг» у нас на глазах нагло переписывают историю обозримого периода России, но нас мало это волнует. Главное чтобы киношный князь Владимир соответствовал образу православного святого, а волхвы выглядели как умудренные опытом и высшей мудростью старцы. И бог с ним, что через двадцать лет наши дети и внуки будут говорить о том, что Сталин был кровавым тираном, уничтожающим советский народ и посягнувшим на независимость Европы, а Ельцин был великим реформатором, проложившим для нас, совков и ватников, дорогу в светлое капиталистическое и демократическое будущее. Меня это пугает больше, чем какое-то несоответствие костюмов в игровом и одноразовом фильме «Викинг».
Но больше всего меня удивляет и обескураживает привычка нашего населения искать величие России в прошлом. Нет, разумеется, история дает нам массу примеров для подражания и учит многому, но далеко не всему. Нельзя брать из прошлого только хорошее, напрочь отказываясь признавать, что было и плохое. Вытягивая на свет божий исключительно яркие и положительные моменты из нашего общего прошлого, мы неизбежно извлекаем из прошлого и то плохое, что предшествовало хорошему или сопровождало его. И это наша история. Она настолько наполнена белыми пятнами, что каждый видит в ней исключительно свое, в силу своего мировоззрения и миропонимания. Те, кто ищет величие России в прошлом, не понимают, что для того, чтобы узреть его в будущем, нужно строить его в настоящем. Ежедневно. Почему нужно снова и снова перелопачивать и переиначивать биографию князя Владимира, и без того противоречивую, а не попытаться узреть величие нашей страны через биографии Королева и Гагарина, героев, внесших неоценимый вклад в покорение космоса?
Единственное, что меня искренне пугает в фильме «Викинг», который я не смотрел, так это его бюджет. Судя по всему, наше правительство решило все социальные, образовательные и культурные проблемы страны, что может вкладывать деньги в игровое кино, суммарный бюджет которого составил 1,2 миллиарда рублей. Игровое кино. Исторические факты, в субъективной подаче сценаристов и режиссеров, богато разбавленные художественным вымыслом. Представьте, сколько за эти деньги можно было издать качественных книг, рассказывающих школьникам об истории нашего государства, объективно, без политических и религиозных акцентов, и издать документальных фильмов? Сколько документальных фильмов, по настоящему хороших, которые хотелось бы не только посмотреть второй раз, но и порекомендовать для просмотра друзьям и знакомым, вышло в эфир за последние годы? Я не могу назвать Вам ни одного. Мало кто хочет вкладываться в то, что несет, прежде всего, просветительскую нагрузку и не гарантирует кассовые сборы.
Не могу не упомянуть в данной публикации и другой фильм, выход в прокат которого так же вызвал в сети жаркие споры. Картина, получившая статус «народной» - «28 панфиловцев». Бюджет фильма, не менее масштабного, уложился в более скромные 150 000 000 миллионов рублей, что не помешало ему при этом выбиться в лидеры проката и собрать 384 000 000 рублей. Удручает одно. Деньги на фильм собирали буквально всем миром, а его создатели, убеждали, что это сугубо не коммерческий проект, который после окончания проката будет выложен в свободном доступе для скачивания и просмотра всеми желающими. Фильм ушел из проката 26 декабря, но по-настоящему народным так и не стал. Вместо этого 26 декабря фильм стал доступен для покупки в онлайн-магазинах Google Play, iTunes и Okko.tv. Но создатели фильма продолжают настаивать на том, что когда-нибудь, когда к ним вернутся авторские права на ленту, они все же выложат его в свободном доступе. А как быть с правами тех 35086 граждан, которые перечислили на создание фильма около 35 миллионов рублей, в надежде, что проект станет народным и фильм появится в свободном доступе? Сложный вопрос. Жаль, искренне жаль, что народный проект превратился в сугубо коммерческий. Но сам фильм, разумеется, хуже от этого не стал. Его я нисколько не критикую. Мои эмоции касаются лишь тех, кто заработал там, где зарабатывать не планировалось изначально.
В общем, неисторичность костюмов в фильме «Викинг» на фоне других проблем меня не пугает совершенно. В поселке Трудовом Приморского края 4 января загорелся двухэтажный коттедж. Горел частный детский сад, внутри которого находились дети. Прохожие стали снимать пожар на видео и лишь один бросился спасать из огня женщину и детей. Вот это по-настоящему страшно. Один спасал, остальные снимали на видео. Нет, если быть объективным, был еще и второй. Он выбежал из своего дома в том, в чем был одет и попытался прорваться в горящий коттедж. Когда у него ничего не получилось, он побежал к пожарникам, позвать их на помощь. В тапочках. По снегу. Двое на целый поселок. Вот это пугает меня гораздо больше, чем неоднозначная подача истории России 10-го века. Быть может для того, чтобы эти люди побросали свои гаджеты и бросились спасать из горящего дома детей им нужно рассказать о том, что Россия была великой до крещения? Или стала таковой после принятия православия? И все сразу изменится? Глупости все это. Не о том спорим. Величие России нужно искать здесь и сейчас. И величие это, прежде всего в величии ее народа. И пока мы снимаем гибель людей на телефоны, вместо того чтобы попробовать их спасти, и поднимаем цены на проезд в такси для тех, кто пытается покинуть место совершения теракта, о величии нам не стоит даже заикаться. И именно это нам нужно понять. Но нам некогда. Вместо этого мы спорим о том, как же жили славяне тысячу лет назад. Спорим до хрипоты в горле. А что это изменит?
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии4