Пропаганда ЗОЖ. Принцип недопустимой информации
При осуществлении пропаганды и профилактики ЗОЖ существует риск невольного нарушения принципа, который условно назовём принципом недопустимой информации, суть которого сводится к известному «не навреди». Он заключается в необходимости полностью исключать сведения, способные провоцировать интерес детей, подростков и молодёжи к вредным привычкам и одурманивающим веществам (например, рассказ о каких-либо «привлекательных» сторонах или о способах применения). Спровоцировать интерес способна даже, казалось бы, невинная и «идейная» фраза. Например, такая, как «Подумай хорошенько… а стоит ли твоя жизнь, твоё здоровье, твоё будущее, минуты удовольствия», «наркотики – удовольствие ценою в жизнь» и т.п. Они могут иметь эффект, обратный от ожидаемого.
Молодыми людьми, и особенно детьми, жизнь и здоровье не воспринимаются как потребляемые вещи, данные в руки для распоряжения и убывающие по мере использования. Жизнь и здоровье для них данность, существующая сама по себе. Даже взрослые зачастую начинают понимать значимость здоровья только в случае его нарушения, или реальной угрозы потери. Нет никакой гарантии, что положив на одну чашу весов нечто конкретное по эмоциональному посылу - «удовольствие», а на другую – нечто такое, что есть, но не осознаваемо, не ощущаемо – «жизнь и здоровье», человек не потянется к тому, что обещает нечто понятное и желаемое.
Попробуем, опираясь на принципы этики, данные журналистам, пишущим о наркотиках, в рекомендациях Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1998 году, положения Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», Федерального Закона «О Рекламе» и других нормативных актов, а главное на изучение практики государственных, социальных и общественных институтов воспитания, в том числе СО НКО, сформулировать «правила пропагандиста ЗОЖ».
Осуществляя деятельность по пропаганде ЗОЖ и профилактике вредных привычек, необходимо:
избегать сообщений о пристрастии к вредным привычкам людей известных, популярных, знаменитых (независимо от того, о современниках идёт речь или представителях прошлого);
не допускать сравнения вредных привычек между собой относительно степени вреда, наносимого организму: это хуже, это лучше. Все вредные привычки – это однозначно плохо;
не обсуждать возможности «культурного» или допустимого по количеству употребления вредных привычек. Коготок увяз – всей птичке пропасть;
не прибегать к упоминанию и описанию состояния эйфории и удовольствия, достигаемого при употреблении одурманивающих веществ;
не допускать использования информации, содержащей сведения о способах распространения, изготовления и использования одурманивающих средств, местах возможного их приобретения;
не сообщать информацию, создающую ложное представление, будто большинство людей подвержены вредным привычкам;
избегать формирования отношения к вредным привычкам по аналогии с физиологическим заболеванием.
Соблюдение этих правил должно помочь избежать как прямой, так и косвенной пропаганды вредных привычек.
Материал создан в рамках проекта РОО «РУССКАЯ ОБЩИНА» «Деятельность некоммерческих организаций: пути достижения социально-значимой эффективности». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Благотворительным фондом «ПОКРОВ».
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.